Светлана — Сергей Михалков, стихи читать детям онлайн

Сергей Михалков – Сказки в стихах (сборник)

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Сергей Михалков – Сказки в стихах (сборник) краткое содержание

Сказки в стихах (сборник) – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Сказки в стихах (сборник)

© Михалков С.В., наследники, 2014

© Сутеев В.Г., наследники, иллюстрации, 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.

Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.

Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота —
Кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол —
С головой забрался в уголь,
Вылез чёрный – не узнать.

Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улёгся на кровать
Спать…

Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его
Не оставим одного!

Я сегодня сбилась с ног —
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.

В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнате ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.

Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул —
С мёдом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал.

В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…

Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?

Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?

Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
– Подождём.

Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.

Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…

Кто же это?
Мой щенок.

Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.

Мать сказала: – Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой.

Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.

Про девочку, которая плохо кушала…

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд! —
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет…
– Котлетку?
– Нет… —
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
– Ничего, мамулечка!
– Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
– Не могу, бабулечка! —
Мама с бабушкой в слезах —
Тает Юля на глазах!

Появился детский врач —
Глеб Сергеевич Пугач,
Смотрит строго и сердито:
– Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят —
И зверь и птица,

От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.

С хрустом Конь жуёт овёс.

Кость грызёт дворовый Пёс.

Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,

Утром завтракает Слон —
Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мёд.
В норке ужинает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет жёлуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр и сало
Любит Мышь… —
Попрощался с Юлей врач —
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
– Накорми меня, мамуля!

Родился Лягушонок
За городом, в пруду.
Он рос у папы с мамой
Всё время на виду.

И громче всех он квакал,
И прыгал далеко,
Но было папе с мамой
С ребёнком не легко.

Была строга с ним мама,
Был папа тоже строг,
Но всё ж его упрямства
Никто сломить не мог.

Он как-то оказался
Один на берегу,
И про себя решил он:
«Возьму и убегу!

Пусть взрослые лягушки
Сидят себе в пруду.
Когда я нагуляюсь —
Тогда домой приду!»

И квакнув: – До свиданья! —
Всё дальше – прыг да прыг! —
Широкой автострады
Он к вечеру достиг.

По гладкому асфальту
Неслись машины в ряд,
Они жучков и мошек
Давили всех подряд.

На это Лягушонок
Не в силах был смотреть —
Ведь мог он точно так же
Бесславно умереть!

И он назад запрыгал —
Всё дальше – скок да скок!
И как же показался
Обратный путь далёк.

Устали прыгать лапки,

Он выбился из сил,

Он мысленно у мамы
Прощения просил.

И только на рассвете
Вернулся он домой,
Озябший, похудавший,
Уставший и хромой.

Его спросили сухо:
– Ты где-то пропадал? —
Такой спокойной встречи
Малыш не ожидал.

Он думал, папа с мамой
Начнут его ласкать,
Не будут без присмотра
Из дома выпускать.

Они же равнодушно
Смотрели на него,
Как будто и не ждали
Ребёнка своего.

Но это был наглядный
Родительский урок.
Опасная прогулка
Пошла упрямцу впрок.

Стихи Сергея Михалкова для детей: читаем и слушаем

Серге́й Влади́мирович Михалко́в — русский (советский и российский) писатель, поэт, драматург и публицист, военный корреспондент, сценарист, баснописец, общественный деятель. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.

Читаем стихи Михалкова детям

Эти стихи можно читать как детям 1 класса и старше, а также самым маленьким для быстрого развития речи и мышления.

Котята

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз – котёнок самый белый,

Два – котёнок самый смелый,

Три – котёнок самый умный,

А Четыре – самый шумный.

Пять похож на Три и Два –

Читайте также:
Упрямый лягушонок — Сергей Михалков, читать стихи детям онлайн

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята –

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать!

Щенок

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнатам ходить,

Он увидел одеяло –

Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул –

С мёдом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,

На пол с лестницы упал,

В клей залез передней лапой,

Может быть, его украли,

На верёвке увели,

Новым именем назвали,

Может, он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим,

Мокнет, бедный, под дождём?

Я не знала, что мне делать.

Два часа я горевала,

Книжек в руки не брала,

Ничего не рисовала,

Всё сидела и ждала.

Вдруг

Какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

Прыгает через порог.

Не узнала я щенка?

Нос распух, не видно глаза,

И, впиваясь, как игла,

На хвосте жужжит пчела.

Мать сказала: – Дверь закрой!

К нам летит пчелиный рой. –

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Я не бегаю к врачу –

Я сама его лечу.

Про девочку, которая плохо кушала

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

– Съешь яичко, Юлечка!

– Не хочу, мамулечка!

– Съешь с колбаской бутерброд! –

Прикрывает Юля рот.

Стынет Юлечкин обед.

– Что с тобою, Юлечка?

– Сделай, девочка, глоточек,

Проглоти еще кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

– Не могу, мамулечка!

Мама с бабушкой в слезах –

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач –

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит строго и сердито:

– Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна!

А тебе скажу, девица:

Все едят – и зверь и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом Конь жует овес.

Кость грызет дворовый Пес.

Воробьи зерно клюют,

Там, где только достают,

Утром завтракает Слон –

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мед.

В норке ужинает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет желуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Попрощался с Юлей врач –

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля:

– Накорми меня, мамуля!

Прививка

– На прививку! Первый класс!

– Вы слыхали? Это нас. –

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и – пошёл.

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу один из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы,

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол.

– На прививку! Первый класс!

– Вы слыхали? Это нас. –

Почему я встал у стенки?

У меня. дрожат коленки..

Дядя Стёпа

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

Уважали дядю Стёпу

За такую высоту.

Шёл с работы дядя Стёпа –

Видно было за версту.

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

Он разыскивал на рынке

Он разыскивал штаны

Купит с горем пополам,

Повернётся к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам!

Он через любой забор

С мостовой глядел во двор.

Лай собаки поднимали:

Думали, что лезет вор.

Брал в столовой дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Стёпа –

Ноги клал на табурет.

Сидя книги брал со шкапа.

И не раз ему в кино

Говорили: – Сядьте на пол

Вам, товарищ, всё равно!

Но зато на стадион

Проходил бесплатно он:

Пропускали дядю Стёпу –

Думали, что чемпион.

От ворот и до ворот

Знал в районе весь народ,

Где работает Степанов,

Потому что всех быстрее,

Без особенных трудов

Он снимал ребятам змея

С телеграфных проводов.

И того, кто ростом мал,

На параде поднимал,

Потому что все должны

Видеть армию страны.

Все любили дядю Стёпу,

Уважали дядю Стёпу:

Был он самым лучшим другом

Всех ребят со всех дворов.

Он домой спешит с Арбата.

– Как живёшь? – кричат ребята.

Он чихнёт – ребята хором:

– Дядя Стёпа, будь здоров!

Дядя Стёпа утром рано

Быстро вскакивал с дивана,

Окна настежь открывал,

Душ холодный принимал.

Чистить зубы дядя Стёпа

Никогда не забывал.

Человек сидит в седле,

Ноги тащит по земле –

Это едет дядя Стёпа

По бульвару на осле.

– Вам, – кричат Степану люди, –

Нужно ехать на верблюде!

На верблюде он поехал –

Люди давятся со смеха:

– Эй, товарищ, вы откуда?

Вы раздавите верблюда!

Вам, при вашей вышине,

Нужно ехать на слоне!

Дяде Стёпе две минуты

Остаётся до прыжка.

Он стоит под парашютом

И волнуется слегка.

А внизу народ хохочет:

Вышка с вышки прыгать хочет!

В тир, под низенький навес,

Дядя Стёпа еле влез.

Я за выстрелы плачу.

В этот шар и в эту птицу

Я прицелиться хочу!

Оглядев с тревогой тир,

Говорит в ответ кассир:

– Вам придётся на колени,

Дорогой товарищ, встать –

Вы же можете мишени

Без ружья рукой достать!

До утра в аллеях парка

Будет весело и ярко,

Будет музыка греметь,

Будет публика шуметь.

Дядя Стёпа просит кассу:

– Я пришёл на карнавал.

Дайте мне такую маску,

Чтоб никто не узнавал!

– Вас узнать довольно просто, –

Раздаётся дружный смех, –

Мы узнаем вас по росту:

Вы, товарищ, выше всех!

– Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку!

На глазах всего народа

Дядя Стёпа лезет в воду.

Все кричат ему с моста. –

Вам, товарищ, по колено

Все глубокие места!

Жив, здоров и невредим

Мальчик Вася Бородин.

Читайте также:
Тихая сказка — Самуил Маршак, читать стихи детям онлайн

Дядя Стёпа в этот раз

За поступок благородный

Все его благодарят.

– Попросите что угодно, –

Дяде Стёпе говорят.

– Мне не нужно ничего –

Я задаром спас его!

Паровоз летит, гудит,

Машинист вперёд глядит.

Машинист у полустанка

– От вокзала до вокзала

Сделал рейсов я немало,

Но готов идти на спор –

Это новый семафор.

Подъезжают к семафору.

Что такое за обман?

У пути стоит Степан.

Он стоит и говорит:

– Здесь дождями путь размыт.

Я нарочно поднял руку –

Показать, что путь закрыт.

Что за дым над головой?

Что за гром по мостовой?

Дом пылает за углом,

Сто зевак стоят крутом.

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

Весь чердак уже в огне,

Бьются голуби в окне.

На дворе в толпе ребят

Дяде Стёпе говорят:

– Неужели вместе с домом

Наши голуби сгорят?

Дядя Стёпа с тротуара

Достаёт до чердака.

Сквозь огонь и дым пожара

Тянется его рука.

Он окошко открывает.

Из окошка вылетают

А за ними – воробей.

Все Степану благодарны:

Спас он птиц, и потому

Стать немедленно пожарным

Все советуют ему.

Но пожарникам в ответ

Говорит Степанов: – Нет!

Я на флот служить пойду,

Если ростом подойду.

В коридоре смех и шёпот,

В коридоре гул речей.

В кабинете – дядя Стёпа

На осмотре у врачей.

Просит вежливо сестра. –

Мы не можем дотянуться! –

Всё, от зрения до слуха,

Мы исследуем у вас:

Хорошо ли слышит ухо,

Далеко ли видит глаз.

Дядю Стёпу осмотрели,

Проводили на весы

Сердце бьётся, как часы!

Рост велик, но ничего –

Примем в армию его!

Но вы в танкисты не годитесь:

В танке вы не поместитесь!

И в пехоту не годны:

Из окопа вы видны!

С вашим ростом в самолёте

Неудобно быть в полёте:

Ноги будут уставать –

Вам их некуда девать!

Для таких, как вы, людей

Не бывает лошадей,

А на флоте вы нужны –

Послужите для страны!

– Я готов служить народу, –

Раздаётся Стёпин бас, –

Я пойду в огонь и воду!

Посылайте хоть сейчас!

Вот прошли зима и лето.

И опять пришла зима.

– Дядя Стёпа, как ты? Где ты? –

Нету с моря нам ответа,

Ни открытки, ни письма.

И однажды мимо моста

К дому восемь дробь один

Кто, товарищи, знаком

С этим видным моряком?

У него под каблуком.

В складку форменные брюки,

Он в шинели под ремнём.

В шерстяных перчатках руки,

Якоря блестят на нём.

Вот моряк подходит к дому,

Всем ребятам незнакомый.

И ребята тут ему Говорят: –

Дядя Стёпа обернулся,

Поднял руку к козырьку

И ответил: – Я вернулся.

Дали отпуск моряку.

Ночь не спал. Устал с дороги.

Не привыкли к суше ноги.

Отдохну. Надену китель.

На диване полежу,

После чая заходите –

Сто историй расскажу!

Про войну и про бомбёжку,

Про большой линкор “Марат”,

Как я ранен был немножко,

И теперь горды ребята –

Что знакомы с дядей Стёпой,

С настоящим моряком.

Он домой идёт с Арбата.

– Как живёшь? – кричат ребята.

И теперь зовут ребята

Дядю Стёпу Маяком.

Кошки-мышки

Сказала Кошка Мышке:

– Давай с тобой дружить!

И будем этой дружбой

До смерти дорожить.

– Боюсь, – сказала Мышка, –

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

– Hу что ж! – сказала Кошка. –

Могу тебя понять!

Я вижу, что смекалки

У мышек не отнять!

Как бы жили мы без книг

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей.

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

Нет твоей любимой книжки –

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша

До Тимура и до Кроша –

Сколько их, друзей ребят,

Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

И она в любые страны

Через все века пройдет,

Как великие романы

‘Тихий Дон’ и ‘Дон Кихот’!

Слава нашей книге детской!

Переплывшей все моря!

И особенно советской –

Начиная с Букваря!

Сашина каша

Живёт на свете Саша.

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши –

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Как люди говорят, –

Наш Саша так корёжит,

Что сам понять не может:

И сам тому не рад!

Когда он вслух читает,

И буквы он глотает,

Он так спешит с налёта

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Важный совет

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка

Попробуй подзови щенка!

Где раздают щенкам пинки,

Там воспитатели пеньки!

Про сома

Широка и глубока

Под мостом текла река.

Жил в реке усатый сом.

Он лежал на дне

А на берегу реки

В дождь и в солнечные дни

Сети ставили они.

Заходила рыба в сети.

Попадался карп горбатый,

Никогда не попадал.

Кроме всяческой еды,

Над его корягой было

Метров пять речной воды.

Говорит один рыбак:

– Не поймать сома никак.

Или снасти не крепки?

Или мы не рыбаки?

Неужели в этот раз

Читайте также:
Бумажный змей — Сергей Михалков, стихи читать детям онлайн

Он опять уйдёт от нас?

За рекой стада мычат,

Петухи к дождю кричат.

Сеть лежит на берегу,

Из неё усы торчат.

Говорит один рыбак:

– Ну, поймали кое-как. –

Шевельнув сома ногой:

– Не уйдёт, – сказал другой.

Но свернулся колесом

И хвостом ударил сом.

Вспомнил речку голубую,

Вспомнил рыбку молодую

Да корягу под мостом –

Бумажный змей

Я взял бумагу, щепки, клей,

Весь день сидел, потел,

Бумажный змей – воздушный змей

Я смастерить хотел.

Я делал всё по чертежам,

Заглядывал в журнал,

И я работал только сам –

Я помощи не знал.

Так появился Змей на свет

Мой друг сказал: – Такого нет

Нигде! Ни у кого!

Лиловый нос, багровый рот,

Из ниток борода,

И всё же вовсе не урод,

А просто хоть куда!

Мы Змея вынесли на луг.

В то утро ветер был,

И здесь он вырвался из рук

И над землёю взмыл.

Своим трепещущим хвостом

Он распугал ворон,

Он, видно, чувствовал притом,

Что на свободе он.

Змей был над нами высоко,

А мы вдвоём – под ним,

Но удивительно легко

Мы управляли им.

Он так и рвался в облака,

Чтоб скрыться в облаках,

Но мы-то знали: нить крепка

И Змей у нас в руках!

Тридцать шесть и пять

Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро

Я на градусник смотрю:

Где моя температура?

Почему я не горю?

Почему я не больной?

Я здоровый! Что со мной?

Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал – не болит!

Чихаю – не чихается!

И кашля нет! И общий вид

Такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти

Придётся в школу мне идти

И до обеда там сидеть –

Читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать,

Не зная, что же отвечать.

Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру

И меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу

И про себя прошу, прошу:

“Родная, миленькая ртуть!

Ну, поднимись ещё чуть-чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем –

Остановись на “тридцать семь”!”

Прекрасно! Тридцать семь и два!

Уже кружится голова!

Пылают щёки (от стыда!).

– Ты нездоров, мой мальчик?

Я опять лежу в постели –

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле –

Тридцать шесть и пять!

Слушать стихи Сергея Михалкова

В этом видео песни и стихи Сергея Михалкова для детей читают и поют Клара Румянова, Зинаида Андреева, Татьяна Аксюта, Эммануил Виторган.

Сергей Владимирович Михалков: кратко об авторе

Сергей Михалков успешно работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии.

В 1935 году вышло первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы, — «Дядя Стёпа». В 1936 году произошло событие, изменившее всю жизнь писателя. Он опубликовал в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. Сергей Михалков стал членом Союза писателей СССР в 1937 году. В 1935—1937 годах учился в Литературном институте. Были опубликованы сборники его стихов и басни. Многие персонажи стихов Михалкова стали нарицательными («Про Мимозу», «Фома» и другие). Малоизвестный доселе московский писатель стал «выдвиженцем», быстро взлетел на верх литературной иерархии СССР. В 1939 году Михалков получил первый орден Ленина.

Сергей михалков и его светлана

Часть первая. Необыкновенное открытие профессора Душечкиной.

Событие и факты
В 1935 году Сергею Михалкову – будущему классику детской литературы и автору сразу трех государственных гимнов 22 года. У молодого человека за плечами почтенный дворянский род; в паспорте фамилия чуждая пролетарской власти; в голове абсолютная к режиму лояльность; ну а что впереди? Впереди – будущее, которое всегда мечтается светлым, большим и счастливым, но пока не наступит выглядит чем-то темным и неясным. Еще Сережа увлечен поэзией, пишет стихи, работает и время от времени публикуется в столичных газетах. Ничего особенного. Сколько в молодой республике подобных юношей? Сотни, тысячи, миллионы? И вот, ура, долгожданный успех! В газете 1935 году печатается «Дядя Степа».
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан!
Страна познакомилась с сильным, справедливым и очень симпатичным великаном! дядю Степу с удовольствием заучивала и знало наизусть не одно поколение советских детей. Но не добрый милиционер Степан Степанович Степанов принес Михалкову славу. Успех, славу и карьеру ему дала Светлана.
Как-то в начале лета Сергей Владимирович относит несколько исписанных листочков в газету Известия» и на утро просыпается знаменитым!
– Наши Известия сделали нашего Сережу известным! – с затаенной завистью подшучивали над Михалковым собратья по перу.
Ты не спишь,
Подушка смята,
Одеяло на весу…
Носит ветер запах мяты,
Звезды падают в росу.

Как поется в песенке, – это было летом. летом. жарким летом. Сталин находился в Кунцево на своей даче. Известно, что вождь любил работать по ночам, поэтому утром рано не поднимался. В тот день, как обычно, после завтрака Сталин, встав из-за стола, прошел в свой кабинет. Его ждала трубка и стопка свежих газет. Набив трубочку табаком из папиросы «Герцеговина Флор» Сталин чиркнул спичкой и стал раскуривать трубочку. Пыхнул дымок, Сталин сел и открыл первую газету. Это были «Известия». Внимательно прочитав передовицу, он перевернул страницу и увидел стихотворение с названием «Светлана». Прочел, задумался, еще раз прочел и глянул на подпись под текстом. С. Михалков. Стихотворение Сталину понравилось. Не исключено, суровый вождь, в эту минуту мог вспомнить про свою любимую дочь.

Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Елена Владимировна Душечкина в 2009 г. В журнале «Литература» опубликовала статью “Предание не верит в случайности” с подзаголовком – Об адресате одной колыбельной.
В статье профессор речь повел о истории написания стихотворения С. Михалкова «Светлана». Начинается статья с замечания, что «Восстановить эпизод, связанный с публикацией стихотворения «Светлана», в реальных его подробностях представляется мало осуществимым, но какую-то, хоть и не вполне чёткую, линию событий проследить можно.»
-Интересно! – киваю я и принимаюсь за чтение.
Задачу своего расследования Елена Владимировна определила так: «Моя цель состоит в том, чтобы показать, как, с одной стороны, Михалков, а с другой — его, так сказать, “обвинители” и “разоблачители” подтасовывают и расцвечивают факты, которые выстраиваются в красивые, но малоправдоподобные, а иногда и совсем неправдоподобные сюжеты».
Затем профессор обозначает две главные версии.
Первая принадлежит самому Михалкову. Она изложена в автобиографической книге «От и до…».
Ее же с несущественными отличиями неоднократно рассказывал старший сын Андрей. И наконец, В 2003 г. озвучил сам, Сергей Владимирович, в документальном телефильме.
Итак, определен основной источник семейного придания. Эта книга С. Михалкова «От и до…» изданная в 1998 г.
«Михалков, – пишет Е. В. – в середине 1930-х годов работал на разборке писем в газете «Известия» и время от времени печатал на страницах этой газеты свои детские стихотворения. Тогда Михалков был студентом Литературного института им. А.М. Горького и “испытывал нежные чувства” к девушке-блондинке, которая училась там же, была старше его и не проявляла к нему никакого интереса. “В тот памятный день, —указывает Михалков, — я встретил её в Доме литераторов… Назавтра в «Известиях» должно было появиться моё новое стихотворение «Колыбельная». А мне так нужно было, чтобы Светлана заинтересовалась мной! И я сказал: «Хочешь, я напишу стихотворение о тебе, и завтра оно появится в “Известиях”?» Девушка … рассмеялась и ушла. Но — гусарить так гусарить! Сейчас же поехал в «Известия», переименовал стихотворение, превратив его из «Колыбельной» в «Светлану», вставил это имя и в строки… Наутро оно вышло в свежем номере газеты … вскоре меня внезапно пригласили в ЦК КПСС!»
Далее Сергей Владимирович рассказывает, как его принимает “ответственный товарищ в большом кабинете” и во время беседы сообщает, что его стихи в «Известиях» понравились товарищу Сталину.
Любопытно здесь отметить, как эту же историю преподносил Андрей Кончаловский. Рассказывая по существу ту же историю, старший сын зачем-то позволяет ее дополнительно беллетризировать. «В Литературном институте училась очень красивая блондинка по имени Светлана. Отец красивых девушек не пропускал, пытался за ней приударить. Встретил её в Доме литераторов, выпил бутылку вина, подошёл: «Хочешь, завтра в “Известиях” будут напечатаны стихи, которые я посвятил тебе?» —
«Глупости какие!» — «Вот увидишь». Отец позвонил в редакцию: «Назовите стихотворение “Светлана”». На следующий день газета вышла со стихотворением «Светлана». Случайность, но имя девушки совпало с именем дочери Сталина”.
Зачем факты из жизни отца позволяет себе досочинять сын? Что, проявился зуд творческого человека или было что-то иное? Оставим вопрос пока без ответа. Нам надо поспевать вслед за профессором Душечкиной двигаться дальше.
А перед этим давайте на секунду вернемся к упомянутому документальному фильму. Напомню, его в 2003 г. к юбилею отца снял младший сын Никита. Подарок от режиссера сына поэту отцу. Так вот, Никита Сергеевич в этом фильме задает папе вопрос: – как отреагировала блондинка красавица Светлана на публикацию? Вопрос риторический. Отец, отлично зная правила игры, делает неопределенный жест и отвечает: “А. Она его даже не прочитала”!
После такого разочарования разве еще могут быть вопросы? Или все же могут? Вопрос должен был прозвучать иначе:
– «Папа, может все же расскажешь кто была эта Светлана? Ведь кроме имени ты же еще что-то про нее знал?».
Но этот вопрос Никита Сергеевич отцу не задает! Почему? Это еще один вопрос. А может потому и не задает, что отлично знает – ответа у папы на него нет.
Версия вторая
Предложив семейную, так сказать, официальную легенду, Елена Владимировна переходит к изложению версий так называемых «злопыхателей». Подобного рода историй много. Все они существуют в форме «непридуманных анекдотов”. В основном все эти анекдоты так или иначе касаются Сталина. Интонация в «михалковских анекдотах» всегда одна. Поступок Сергея Владимировича рассматривается как исключительно карьерный.
Профессор Душечкина подчеркивает, что история в этих версиях всегда тенденциозно и передается с существенными фактическими ошибками.
Вот как к примеру, в книге «Невыдуманные анекдоты», изданной А.Л. Жовтисом в 1995 году, преподносится эта же история:
«За несколько дней до дня рождения дочери Сталина Светланы, – пересказывает автора Елена Владимировна, – Михалков принёс в редакцию газеты «Пионерская правда» стихотворение «Светлана». Редактор, осознав, что оно адресовано дочери Сталина, вначале испугался, но потом всё же отважился рискнуть и опубликовать принесённый Михалковым текст. “Через три дня девочка Светлана открыла «Пионерскую правду», увидела стихотворение, которое не могло не относиться к ней, поскольку именно ей, а не какой-нибудь другой девочке сегодня исполнилось десять лет, и побежала показывать его папе. Папа прочёл стихи, усмехнулся в усы и восхищённо подумал: «Ну и жук этот Михалков!»
Или вот еще из этой же серии вариант. «В книге Ю.Б. Борева «Сталиниада», – пишет Елена Владимировна, -совмещены обе версии — Михалкова и Жовтиса, но при этом добавляется нечто новое. Как раз в день рождения Светланы Сталиной «Правда» опубликовала стихотворение Михалкова «Светлана», посвящённое им любимой девушке. “Михалкова пригласили в ЦК и сообщили: ваши стихи понравились товарищу Сталину, он поинтересовался, как вы живёте … Так благодаря случайным стечениям обстоятельств, в том числе, что дочь Сталина звали Светланой”, жизнь Михалкова изменилась».
В самом деле, – подводит итог версиям «злопыхателей» Елена Владимировна, – в этом варианте есть и “любимая девушка” Светлана, есть приглашение поэта в ЦК — и есть кардинальное изменение его судьбы».
Изложив обе версии, профессор Душечкина приступает к расследованию. Сперва она «пристально всматривается» в семейную легенду.
«Неоднократно рассказывая историю своей колыбельной, – подмечает профессор, – Сергей Владимирович явно не учёл того факта, что её адресат, студентка Литинститута, должна была (как и он сам) родиться ещё до Октябрьского переворота, а потому имела слишком мало шансов быть названной Светланой. Михалков родился в 1913 году; “прекрасная блондинка”, по его словам, была старше его, значит, дата её рождения может быть определена несколькими годами ранее. А потому существование соученицы Михалкова Светланы представляется маловероятным. Личное имя Светлана возникло как имя неканоническое и требовало второго, крёстного имени. В дореволюционные годы этим именем называли исключительно редко. Достаточно отметить, что с 1900 по 1916 год в Москве не было зарегистрировано ни одной Светланы. Имя это активизируется после прихода большевиков к власти, и его популярность существенно возрастает как раз в годы учёбы Михалкова в Литинституте. В начале 1930-х годов взрослых Светлан было ещё очень мало…»

Читайте также:
Про мимозу — Сергей Михалков, читать стихи детям онлайн

Была ли девочка?

Далее Елена Владимировна ставит вопрос – «Если была реальная красотка с именем Светлана, то кто она?»
Задав этот главный вопрос, профессор начинает искать ответ.
Казалось бы, «найти ее, – продолжает рассуждать Е. Душечкина не составляет большого труда. Стоит только познакомиться со списком студентов Литинститута первых лет его существования. Четыре года назад (в 2005г.) в «Вестнике Литературного института им. А.М. Горького» был напечатан биобиблиографический указатель и даны алфавитные списки слушателей его творческих семинаров за 1933–2003 годы. Литинститут был открыт 1 декабря 1933 года к 40-летию творческой деятельности А.М. Горького. Сначала это был Вечерний рабочий литературный институт, а с 1936 года получил современное название. Михалков становится его студентом в 1935 году, но уже в 1937-м, женившись, родив сына и став членом Союза писателей, оставляет студенческую скамью». Далее Елена Владимировна пишет, что «Со слов самого поэта известно, что колыбельная «Светлана» написана и опубликована в годы его учёбы в Литинституте (напомню это 1935 год. Прим. С. Ц.) «Значит, – продолжает Е. В. Д. – Михалков в момент выхода текста в свет учился на первом курсе. А это так же значит, что “прекрасную Светлану” следует искать среди студентов 1933, 1934 и 1935 годов поступления. В 1933 году, как свидетельствует «Биобиблиографический указатель», было зачислено 45 человек, в 1934-м — всего 8, в 1935-м — 27. Ни одной Светланы за эти годы приёмов не обнаружено». «Правда, – добавляет профессор, – инициалы некоторых студентов остались нераскрытыми. Однако из всех студенток этих лет обучения с именем, начинающимся на букву С, — указана только С.М. Штут (это она упомянута в анонимном письме “группы студентов”, посланном в конце февраля 1953 года в ЦК КПСС: “Эти критики-космополиты свили себе гнёзда в литературных журналах, где под руководством заведующих отделами критики и библиографии («Новый мир» — Кацева, «Октябрь» — С.Штут, «Знамя» — И.Гринберг) процветают сионистские настроения, семейственность и групповщина”. С.М. Штут, родившаяся в 1908 году звалась Саррой Матвеевной».

Читайте также:
Стихи А.Милна в переводе Маршака, читать детям онлайн

Последняя попытка профессора Душечкиной

Не обнаружив среди учащихся литинститута никакой Светланы, Профессор предпринимает попытку хоть что-нибудь прояснить в этой истории.
«…Вопрос, – заявляет Елена Владимировна, – где и когда была напечатана колыбельная «Светлана»?
Тут версия семьи профессору кажется наиболее достоверной. В самом деле, Михалков говорит о газете «Известия», где он с 1933 года работал внештатным сотрудником отдела писем. «При этом в версиях «злопыхателей» – отмечает Елена Владимировна, – наблюдается путаница. Одни упоминают «Пионерскую правду», другие ОРГАН ПАРТИИ «Правду». Все при этом сходятся на 1935 годе».
День рождения Светланы Сталиной профессору Душечкиной известен. Это 28 февраля 1926 г. Профессор идет в архив; отыскивает газету «Известие» за 28 февраля; от начала до последней буквы ее перелистывает; и никакой «Светланы» не находит.
– Может Сергей Владимирович ошибся? – пожимает в недоумении плечами профессор. – Может где- то в другой газете.
Тогда Елена Владимировна упорно начинает просматривать другие газеты. Все бесполезно. Под этой датой нет стихотворения ни в «Правде», ни в «Пионерской правде».
– «Но, может быть, – размышляет озадаченный профессор, – всё-таки не 1935-й, а 1936 год? Может быть, прав А.С. Жовтис, указавший, что Светлане Сталиной в момент публикации колыбельной исполнилось десять, а не девять лет?»
Елена Владимировна поднимает нужные ей подшивки. И снова пусто. Тогда отчаявшаяся женщина принимается за тотальный просмотр и ей наконец-то улыбается удача! В подшивке «Известий» за 1935 год она обнаруживает «Светлану». Стихотворение было опубликовано на третьей странице 51-го номера газеты за 29 июня.
Вывод для Елены Владимировны Душечкиной очевиден:
– «Ко дню рождения Светланы Сталиной стихотворение Михалкова не имеет никакого отношения. Кроме того, – сообщает Елена Владимировна, – июнь — это первый летний месяц 1935 года, того самого года, когда Михалков стал студентом. Но когда зачисляли студентов в Литинститут? – спрашивает себя Е. В. Д. – Зачисляли ли их в июне? Когда вообще начинались занятия? Вряд ли всё-таки в первый летний месяц. А ведь Михалков к этому времени, по его словам, уже учился и даже успел влюбиться в красавицу-блондинку».
Явная фактическая нестыковка. Вопросов стало еще больше.
На этом расследование профессора Елены Душечкиной оканчивается.
«Вопросы остаются, но дело уже не в них. – завершая статью, говорит Елена Владимировна, – Мне хотелось показать, как, в зависимости от рассказчика, его заинтересованности в теме и цели рассказывания подтасовываются факты».
И тем не менее, профессору Душечкиной удалось многое. Во-первых, – Елена Владимировна со стопроцентной убедительностью показала, что никакой блондинистой красотки по имени Светлана у Сергея Михалкова на момент публикации стихотворения не было. Во-вторых, было доказано – стихотворение Сергея Михалкова «Светлана» со Светланой Алилуевой связи никакой не имеет.
(продолжение смотреть в части второй)
8 ноября 2020 Москва

Стихи Михалкова для детей 1 класса


Толстый жук

На пустой лесной тропинке
Толстый Жук лежал на спинке,
Кверху ножки он держал
И беспомощно жужжал.
Рядом, выйдя на тропинку,
Муравей тащил былинку.
Он взглянул издалека
На жужжащего Жука.
Мимо Бабочка летела —
На Жука не поглядела.
Дождевой большой Червяк
Не помог Жуку никак.
Не хотела Гусеница
По пути остановиться.
Все спешили кто куда,
Нет им дела — с кем беда!
Только вдруг,
Над тропинкой сделав круг,
Приземлился майский Жук.
Он помог жуку-собрату,
Как простой солдат солдату.
Толстый Жук на ножки встал,
Звать на помощь перестал,
Отряхнулся, развернулся
И опять перевернулся.
Он лежит и встать не может.
Кто теперь ему поможет?

Две нательные фуфайки,
На портянки – серой байки,
Чтоб ногам стоять в тепле
На снегу и на земле.
Меховые рукавицы,
Чтоб не страшен был мороз.
Чтоб с друзьями поделиться –
Десять пачек папирос.
Чтобы тело чисто было
После долгого пути,
Два куска простого мыла –
Лучше мыла не найти!
Земляничное варенье
Своего приготовленья,-
Наварили мы его,
Будто знали для кого!
Все, что нужно для бритья,
Если бритва есть своя.
Было б время да вода –
Будешь выбритым всегда.
Нитки, ножницы, иголка –
Если что-нибудь порвешь,
Сядешь где-нибудь под елкой
И спокойно все зашьешь.
Острый ножик перочинный –
Колбасу и сало режь!-
Банка каши со свининой –
Открывай ее и ешь!
Все завязано, зашито,
Крышка к ящику прибита –
Дело близится к концу.
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Пионерская посылка
Неизвестному бойцу!

Читайте также:
Для утешения — потешки, читать детям онлайн

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
– Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Чистописание

Писать красиво не легко:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «ет».
Уже написано «дает»,
Уже написано «дает»,
Но тут перо бумагу рвет.
Опять испорчена тетрадь —
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ет».
«Корова молоко дает»,
А нужно все наоборот:
«Дает корова молоко»!
Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло».
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка,—
А я сижу, в тетрадь гляжу —
За буквой букву вывожу:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Да! Стать ученым не легко!

ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА

Однажды где-то под кустом
Свалила Зайца лихорадка.
Болеть, известно, как не сладко:
То бьет озноб его, то пот с него ручьем,
Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе.
Случилось на него наткнуться Черепахе.
Вот Заяц к ней: «Голубушка. воды.
Кружится голова. Нет сил моих подняться,
А тут рукой подать — пруды!»
Как Черепахе было отказаться.
Вот минул час, за ним пошел другой,
За третьим начало смеркаться,—
Всё Черепаху ждет Косой.
Всё нет и нет ее. И стал больной ругаться:
«Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!
Попутал бес просить тебя помочь!
Куда же ты запропастилась?
Глоток воды, поди, уж сутки жду. »
«Ты что ругаешься?» — Трава зашевелилась.
«Ну, наконец, пришла,— вздохнул больной.—
Явилась!»—
«Да нет, Косой, еще туда-а иду. »
Я многих Черепах имею здесь в виду.
Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
Но горе, коль она в руках
у Черепах!

То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.
Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,
Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.
И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим.
— Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?
Как я старался подсказать,
Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь — сорок пять
И что Эльбрус — река?
Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.
Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,
О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!

Прокатиться
Мишке дали.
Бурый Миша – старый плут:
Нажимает на педали,
Ездит целых пять минут.
Это – два родные братца.
Приказали им качаться.
Левый Мишка хочет есть,
Но никак не может слезть.
Правый Мишка хочет в лес
Он бы выше там залез!

Воздушные гимнасты

На гимнастов посмотри,
Это «ТРИ ПЕТРОВЫ ТРИ»!
Выступает очень редко
Эта труппа мастеров.
Раз! – летит Петров над сеткой,
Два! – поймал его Петров.
Три! – и прыгнуть вниз готова,
Так прекрасна и храбра,
Зоя Павловна Петрова
Их любимая сестра!
И опять под самый купол
Поднялись за братом брат.
Завтра ночью
Эта труппа
Уезжает в Ленинград.

Кто этот храбрый человек?
Он улыбнулся мне!
Джигит, наездник Али-Бек
На рыжем скакуне.
Он скачет, стоя в стременах,
Башлык за ним летит.
Ружьё в руках,
Кинжал в ножнах
На то он и джигит!
Сначала конь берёт разбег,
Потом стреляет Али-Бек
И поднимает на дыбы
Горячего коня.
Но не пугает гром пальбы
Ни папу, ни меня.

– Это что?
– Это Цирк Шапито!
Интересно!
Интересно!
Все хотят сюда попасть!
Шумно,
Весело
И тесно
Негде яблоку упасть!
Мне и папе говорят:
– Проходите в третий ряд!
Гражданин, спешите сесть!
Ваше кресло – номер шесть,
Ваше кресло – номер пять!
Мы спешим места занять.

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква Н,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу.
Поломали хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её ни как!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулось –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

Читайте также:
Сказка об умном мышонке — Самуил Маршак, читать стихи детям онлайн

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд! –
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет.
– Котлетку?
– Нет. –
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
– Ничего, мамулечка!
– Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
– Не могу, мамулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
– Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят – и зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес.
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон –
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский
Любит Мышь.
Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
– Накорми меня, мамуля!

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый,
Три – котёнок самый умный,
А Четыре – самый шумный.
Пять похож на Три и Два –
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать!

Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я чёрным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул –
И яблок больше нету.
Ещё я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел.

Говорят: под Новый год
Что ни пожелается –
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.
Не лениться, не зевать,
И иметь терпение,
И ученье не считать
За своё мучение.
Говорят: под Новый год
Что ни пожелается –
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
Как же нам не загадать
Скромное желание –
На “отлично” выполнять
Школьные задания.
Чтобы так ученики
Стали заниматься,
Чтобы двойка в дневники
Не смогла пробраться!

Канатоходцы

Смельчак идёт, смеётся,
Ни разу не споткнётся.
Нельзя ему споткнуться
Под куполом канат!
Он может по канату
Пройтись, как по Арбату,
Пройтись и повернуться
И пробежать назад!

Жонглёр Силантьев молодец:
Бросает в воздух сто колец
И ловит их по одному,
Чтоб мы похлопали ему.
Все аплодируют вокруг:
– Вот это значит – ловкость рук!

Сергей Михалков – Стихи

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги “Стихи”

Описание и краткое содержание “Стихи” читать бесплатно онлайн.

В книгу «Стихи» серии «Всё для детского сада» вошли произведения С. В. Михалкова проиллюстрированные тульским художником И. Цыганковым. «Лесная академия», «Поломанное крыло», «Бараны» и многие другие стихотворения известного детского поэта подскажут ребёнку, почему так важно бережно и по-доброму относиться не только к людям, но и к животным, и насекомым, и всему, что окружает его, а цветные иллюстрации и интересные сюжеты легко отложатся в памяти.

Для подготовительной группы детского сада. Рекомендовано для родителей, воспитателей и руководителей детского чтения.

© Михалков С. В., насл., 2016

© ООО Издательство «Родничок», 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

Объявленье у дверей:
«ВХОД ДЛЯ ПТИЦ И ДЛЯ ЗВЕРЕЙ».
Нарисован красный крест:
Заходи – Медведь не съест!

Прибежал Петух в аптеку:
– Здравствуй, Миша! Кукареку!
– Что вам, Петя-Петушок?
– Мне бы новый гребешок!

Гусь вошёл в аптеку боком,
Покосился правым оком:
– Засорился левый глаз.
Нет ли капелек у вас?

За Гусём Козёл ввалился:
– Я, Топтыгин, отравился:
Съел прегорький корешок.
Дай послаще порошок!

Прихромал Барбос кудлатый:
– Кто за чем, а я за ватой!
Застудил я левый бок,
Под дождём вчера промок.

Всем помочь Топтыгин хочет:
Он советует, хлопочет,
Кипятит из трав отвар…
Вдруг в окно влетел Комар!

Зарычал аптекарь Мишка:
– Почему влетел в окно? –
Отвечает Комаришка:
– А не всё ли вам равно?

– Если было б всё равно,
Все бы лазали в окно!
Видишь надпись у дверей:
«ВХОД ДЛЯ ПТИЦ И ДЛЯ ЗВЕРЕЙ»?

Комаришка пуще злится:
– А на что мне ваша дверь,
Если я ещё не птица
И пока ещё не зверь!

Разошёлся не на шутку
Комаришка-Комарец.
Тут свой клюв раскрыла Утка,
И пришёл ему конец…

(По старинной детской песенке)

Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.

Академия открыта!
От зари и до зари
Насекомые лесные
Изучают буквари:
А – АКУЛА, Б – БЕРЁЗА,
В – ВОРОНА, Г – ГРОЗА…
– Шмель и Муха, не жужжите!
Успокойся, Стрекоза!

Повторяйте, не сбивайтесь:
Д – ДОРОГА, Е – ЕНОТ…
Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!

Ж – ЖУРАВЛЬ или ЖАБА,
3 – ЗАБОР или ЗМЕЯ…
– Не смеши Клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!

И – ИГОЛКА, К – КРАПИВА,
Л – ЛИЧИНКА, ЛИПА, ЛУГ…
– Ты кому расставил сети?
Убирайся, злой Паук!

М – МЕДВЕДЬ, МЫШОНОК, МОРЕ.
Н – НАЛИМ, а О – ОЛЕНЬ…
– В академию не ходят
Те, кому учиться лень!

Читайте также:
Кто колечко найдет — Самуил Маршак, читать стихи детям онлайн

П – ПЕТРУШКА, Р – РОМАШКА,
С – СУЧОК или СМОРЧОК…
– Таракан, не корчи рожи!
Не подсказывай, Сверчок!

Т – ТРАВИНКА, У – УЛИТКА,
Ф – ФИАЛКА, X – ХОРЁК…
– После первой перемены
Мы продолжим наш урок!

Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало –
Только ползать и летать!

Случай на зимовке

Стоял среди снега бревенчатый дом,
И жили три друга-полярника в нём.
Ещё собачонка в том доме жила,
Она озорной собачонкой была.
Ей скажешь: «Лежи!» – а она не лежит.
Прикажешь сидеть, а она убежит.

Случилось, что как-то полярной весной,
В воскресный и солнечный день выходной,
Собрался один из друзей погулять –
На лыжах пройтись, из ружья пострелять.

Охотник с собой собачонку не взял.
– Ты жди меня дома! – он ей приказал.
Но вот, несмотря на такой разговор,
Шмыгнула за ним собачонка во двор.

Медведица в снежной берлоге жила.
В тот день и она на охоту пошла.
Её медвежонок, единственный сын,
Остался в берлоге без мамы, один.
Не стал он в берлоге медведицу ждать,
Решил он без спросу пойти погулять.

Осыпанный чистым полярным снежком,
Шажком и вприпрыжку и снова шажком –
Спешил медвежонок и встретился вдруг
С невиданным зверем. «Ты враг или друг?»
И от неожиданной встречи такой
Вдруг замерли сразу и тот и другой.

Была собачонка совсем не страшна –
Играть, а не драться хотела она.
Был маленький мишка пушист и смешон,
Нашёл в собачонке товарища он.

И вот уж они обнялись, как друзья,
Схватились, упали. Кусаться нельзя!
Они и сопят, и рычат, и визжат,
То лягут, то вскочат, то снова лежат…

Но тут возле дома сидящие псы
Все сразу на шум повернули носы.
Подумали псы и решили: «Пора!» –
И бросились с лаем они со двора.

Всё ближе собаки, всё громче их лай.
«Прощай, медвежонок!»
«Собачка, прощай!»

Что делать? До дома бежать далеко.
Устал медвежонок. Спастись нелегко!
Собаки поймать медвежонка хотят,
Собаки сейчас медвежонка съедят!

И вдруг на пути медвежонка – скала!
Тут нечего думать, была не была!
Успел на скалу медвежонок залезть –
Хотя бы на время убежище есть!
Дрожит медвежонок – боится упасть,
В открытые пасти к собакам попасть.

Охотник в то время дорогой прямой
С охоты к себе возвращался домой.
Вдруг слышит, что лают собаки вдали:
Какого-то зверя, как видно, нашли.
Ускорил охотник на лыжах свой бег,
На помощь медведю пришёл человек.
От гибели лютой он спас малыша,
Который сидел на скале не дыша.
Охотник собак от него отогнал,
Достал аппарат и спасённого снял.

Охотник хорошим фотографом был,
И редкие снимки он очень любил.

По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных –
Бродячих псов, всегда голодных.

В любой момент готовы к драке
Псы – драчуны и забияки.
Псы – гордецы и недотроги
Спокойно дремлют на пороге.
А сладкоежки-лизоблюды
Всё лижут из любой посуды.

Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды,
Есть великаны, это – доги,
Коротконогие бульдоги
И жесткошёрстные терьеры.
Одни – черны, другие – серы,
А на иных смотреть обидно –
Так заросли, что глаз не видно!

Известны всем собачьи свойства:
И ум, и чуткость, и геройство,
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство,
И с полуслова послушанье,
И это всё – от воспитанья!

Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка – лентяйка!

Бесстрашен пограничник-воин,
И пёс Руслан его достоин!

Хозяин пса – кулак и скряга,
Под стать ему Репей-дворняга.

Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.

А верный пёс – хороший друг –
Зависит от хороших рук!

Мои стихи для пионеров,
А не для такс и фокстерьеров.

Хотел иметь я птичку
И денег накопил,
И вот на птичьем рынке
Я Зяблика купил.
Сидел мой Зяблик в клетке
И зёрнышки клевал
И, как в лесу на ветке,
Всё пел и распевал.

Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.
Я с Зябликом возился,
Хоть было много дел.
А через две недели
Певец мне надоел.

Однажды я за город
Уехал на три дня,
И он на это время
Остался без меня.
Когда же из деревни
Вернулся я домой,
Лежал в пустой кормушке
Голодный Зяблик мой.

Я спас его от смерти –
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо.

Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»

Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой
Под мостом
Жил в реке усатый сом.

Он лежал на дне
Часами,
Шевелил во сне
Усами.

А на берегу реки
Жили-были рыбаки.
В дождь и в солнечные дни
Сети ставили они.

И спросонья
На рассвете
Заходила рыба в сети.
Попадался карп горбатый,
Попадался – пропадал.

Только сом,
Большой,
Усатый,
Никогда не попадал.

Он лежал,
И, кроме ила,
Кроме всяческой еды,
Над его корягой было
Метров пять речной воды.

Говорит один рыбак:
– Не поймать сома никак.
Или снасти не крепки?
Или мы не рыбаки?
Неужели в этот раз
Он опять уйдёт от нас?

Читайте также:
Сказка о глупом мышонке — Самуил Маршак, читать детям онлайн

За рекой стада мычат,
Петухи к дождю кричат.
Сеть лежит на берегу,
Из неё усы торчат.

Говорит один рыбак:
– Ну, поймали кое-как. –
Шевельнув сома ногой:
– Не уйдёт, – сказал другой.

Но свернулся колесом
И хвостом ударил сом.
Вспомнил речку голубую,
Вспомнил рыбку молодую
Да корягу под мостом
И ушёл.

Сергей Михалков – стихи, басни

Михалков Сергей Владимирович родился 27.02.(13.03.) 1913 г. Москва в семье служащего – поэт, писатель, драматург, баснописец. Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года.
Отец будущего поэта, Владимир Александрович Михалков, окончил юридический факультет Московского университета и неожиданно для всех увлекся. птицеводством. Ученый, изобретатель, энтузиаст и пропагандист своего дела. Именно отец познакомил Сергея со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Но больше всего Сергей любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова
Мать Сергея Владимировича, Ольга Михайловна, всецело преданная семье, мягкая, сердечная женщина, некоторое время учительствовала, была сестрой милосердия, а затем полностью отдала себя мужу и детям, которых было трое – Сергей, Михаил и Александр. . Именно ей братья были обязаны тем, что получили образование, узнали языки, умели прилично вести себя в обществе.
Раннее детство ребенка прошло в имении Назарьево, что в Подмосковье. Поскольку ходить в школу было далеко, начальное образование братья получили дома: для этого была приглашена немка- гувернантка Эмма Ивановна Розенберг, заложившая в детей не только основы строжайшей самодисциплины, но и обучившая их немецкому языку на таком уровне, что уже в детстве они могли читать Шиллера и Гете в подлиннике. Да и спустя более полувека Сергей Владимирович Михалков блистательно выступал с докладами на немецком о детской литературе на различных международных форумах.
Две зимы кряду, наезжал, молодой священник — отец Борис, он же Борис Васильевич Смирнов. В его задачу входило преподать основы географии, истории и русского языка. В обычную школу пошёл с четвертого класса после переезда семьи в Москву.
Стихи Сережа начал писать лет с девяти, а примерно через год беспризорные воришки, проникшие в квартиру Михалковых, стащили заветную шкатулку, где среди прочих мальчишеских «сокровищ» (рогатки, перочинного ножа) находилась и общая тетрадь с первыми стихами юного поэта.
Так или иначе, мальчик начал писать стихи и, чтобы придать своему творчеству «гласность», издавал домашний «литературно-художественный» журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Подражательные, еще совсем не умелые, первые поэтические опусы Сережи Михалкова все же уже тогда обнаруживали дарование будущего выдающегося стихотворца.
Первое стихотворение Михалкова “Дорога” было напечатано в журнале “На подъеме” в 1928. Его стихи часто печатались на страницах пятигорской газеты “Терек”.
Школьные годы провел в Пятигорске, окончив в 1930 среднюю школу, Сергей решает начать самостоятельную жизнь — ехать в Москву, учиться и писать. Отец сына напутствовал словами: «Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись, дальше. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!»
Переехав в Москву, в течение трех лет работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова все чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио.
С 1933 появилась возможность жить только на литературный заработок. Имя Сергея Михалкова не сходит со страниц центральной прессы, его печатают в «Огоньке», «Известиях», «Комсомольской правде», «Вечерней Москве» и даже в «Правде». К этому времени относится и начало долголетней дружбы с уже популярным писателем Львом Кассилем, Риной Зеленой и Игорем Ильинским, в чьем исполнении со сцены и по радио началось триумфальное шествие детских стихов Михалкова по всей стране.
1935 год. Пионерский отдел Московского городского комитета комсомола предложил поэту участвовать в конкурсе на пионерскую песню. Чтобы получить творческий импульс и найти нужную тему, Михалков проводит с ребятами около месяца, ходить в походы, удить рыбу, жечь костры. Из поездки поэт привёз три пионерских песни и несколько весёлых стихотворений для детей. Относит их в журнал «Пионер» в котором они и были опубликованы:
“Три гражданина”, “Веселый турист”, “Упрямый Фома”, “Мы с приятелем”,
“Дядя Стёпа”, вошедшие в первую книгу стихов С.Михалкова (1936). Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями А. Фадеевым, С.Маршаком и К.Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова.
Окрылённый успехом, Михалков рискнул сочинить целую поэму для детей. Так родился «Дядя Стёпа». Первая публикация состоялась в №7 журнала «Пионер» за 1935 год.
Михалков «дописывал» «Дядю Стёпу» почти десять лет, С тех пор тиражи изданий «Дяди Стёпы» давно перевалили за двадцать миллионов экземпляров.

1954 г. -«Дядя Стёпа — милиционер».
1968 г. -«Дядя Стёпа и Егор»,
1981 г. -«Дядя Стёпа — ветеран».

И так – с 1935, года «рождения» дяди Стёпы, эти поэмы и сегодня, триумфально шествует от одного ребячьего сердца к другому. Корней Иванович Чуковский, выдающийся поэт и писатель, тонкий знаток детской души, не побоялся назвать поэму о дяде Стёпе бессмертной.
Лирический герой детских стихов Сергея Михалкова не пример для подражания, у него те же недостатки, что у его сверстников: это и лень («Чудесные таблетки»), и изнеженность («Про мимозу»), и грубость («Лапуся»), и желание прогулять уроки («Тридцать шесть и пять»), и упрямство («Бараны», «Не спать»), и неуважение к старшим («Одна рифма»). Поэт вместе с ребятами над этими недостатками смеется — и побеждает «врага» на его собственной территории.
Многие строки из детских стихов Михалкова разошлись на пословицы и поговорки
Осенью 1939 года Михалков был призван в армию и участвовал в походе наших войск в Западную Украину. Это явилось началом моей литературной деятельности военного писателя-корреспондента. Во время Великой Отечественной войны 1941-45гг. Михалков – военкор фронтовых газет; автор многочисленных очерков, рассказов, сатирических стихов и фельетонов, текстов боевых плакатов и листовок.
Продолжая работать в армейской печати, не забывал и своего маленького читателя: написал для малышей и ребят школьного возраста стихи:
“Быль для детей”, “Пионерская посылка”, “Карта”, “Мать” и др.
Поэзии Сергея Михалкова военных лет часто сродни народной солдатской песне.
Летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза.
В 0.00 часов 1 января 1944 года новый Гимн СССР впервые прозвучал по Всесоюзному радио. Михалкову было 30 лет.
В конце 1944, Алексей Николаевич Толстый предложил поэту испытать себя в сатире для взрослых, попробовать свои силы в жанре притчи, в жанре басни. Вскоре две первые басни, «Заяц во хмелю» и «Лиса и Бобер», одна за другой появились на страницах «Правды».
Самые известные басни, – «Шутка», «Ромашка и Роза», «Собака и Осел», «Медвежий мед», «Клятва Гиппократа», «Ученый Кот», «Орлы и воробьи», “Две подруги”, “Текущий ремонт” и множество других.
Сергей Михалков написал 36 пьес для детей и взрослых: для детского театра: “Том Кэнти” (1938), “Особое задание” (1945), “Красный галстук” (1946), “Я хочу домой!” (1949), “Зайка-зазнайка” (1951), “Сомбреро” (1957), “Дорогой мальчик” (1971) и др.;
Великолепно чувствуя детскую психологию, Сергей Владимирович в течение нескольких лет вынашивал мечту сочинить такую сказку, которая была бы интересна и понятна всем детям на Земле, независимо от того, на каком континенте они живут.
И мечта сбылась! В 1971г выходит повесть – сказка “Праздник Непослушания”.
А до «Праздника непослушания» (1983) были у Михалкова другие сказки и повести, в том числе знаменитые «Три поросенка»
С 1962 Михалков – организатор и главный редактор сатирического киножурнала “Фитиль”.
Размышлениям о воспитании подрастающего поколения посвящена книга педагогических статей и заметок Михалкова. “Всё начинается с детства” (1968).
Произведения Михалкова переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР.
У Сергея Владимировича Михалкова существует пароль для взрослых, и имя ему – ГИМН.
В 1977 году пишет новую версию слов гимна.
В 2000 году в третий раз сочиняет текст гимна новой России.
Сергей Михалков – один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки.
Впрочем, только ли поэт Михалков.
За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков получил много наград и званий. Но среди них есть такой редкий, как Орден Улыбки.
21 марта 2003г Сергей Михалков в 60-й раз открыл в Российской государственной детской библиотеке “Неделю детской книги”.
В 2003г. общий тираж произведений Михалкова в два раза превышает население России – он был равен 300 млн. экземпляров.

Читайте также:
Воробей — Агния Барто, читать стихи детям онлайн

Сергей Михалков: стихи для детей, басни.
“Стихи о любви и стихи про любовь” – Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Михалков Сергей Владимирович

Михалков Сергей Владимирович (1913 — 2009) — литератор, председатель Союза писателей РСФСР, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Сергей Михалков — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного. Наибольшую известность Михалкову принесли его стихи и сказки для детей: «А что у Вас?», «Дядя Стёпа — милиционер», «Котята», «Мы с приятелем», «Песенка друзей», «Под новый год», «Три поросенка».

Стихи для детей Михалков Сергей Владимирович

Биография Михалкова Сергея Владимировича

Михалков Сергей Владимирович (1913 — 2009) — литератор, председатель Союза писателей РСФСР, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Сергей Михалков — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.

Михалков Сергей Владимирович родился в Москве 13 марта 1913 года. Первые стихотворения написал в возрасте 9 лет, публиковать свои произведения начал в 1928 году.

В 20 лет Михалков начинает работать внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», параллельно работая на ткацкой фабрике, а позже — в геологоразведочной экспедиции. Печатается в журналах «Огонёк», «Пионер» и «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда», «Известия» и «Правда». Издает первый сборник стихов.

В 1935 году Сергей Михалков поступает в Литературный институт и публикует поэму «Дядя Степа», ставшую классикой советской детской литературы. Через два года вступает в Союз писателей, издает несколько сборников стихов и басен. В 1939 года Михалков получает свой первый орден Ленина.

Во время Великой Отечественной Войны писатель становится корреспондентом фронтовых газет (получает несколько наград за участие в боевых действиях) и работает над сценариями для нескольких фильмов и мультфильмов. В 1942 года за сценарий к фильму «Фронтовые подруги» Сергей Михалков награждается Государственной премией СССР.

После войны Михалков работает в самых разных жанрах. В том числе, по его сценариям снимаются такие известные фильмы как «Большое космическое путешествие», «Три плюс два», «Новые похождения Кота в Сапогах». В 1962 году по инициативе Сергея Михалкова создается сатирический киножурнал «Фитиль».

С 1960-х годов Сергей Владимирович начинает активно заниматься общественной деятельностью: занимает пост Секретаря правления Союза писателей СССР, избирается депутатом Верховного Совета СССР. Также участвует в Комиссии по Сталинским премиям в области литературы и искусства и в Комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры. С 1992 по 1999 год Михалков назначается сопредседателем Исполкома Сообщества Писательских Союзов. В 2005 году избирается председателем исполкома Международного сообщества писательских союзов.

В 2008 году писатель был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность. К этому моменту суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывал около 300 млн экземпляров.

Сергей Владимирович Михалков скончался 27 августа 2009 года в Москве на 97-м году жизни.

В настоящее время общий тираж произведений Михалкова, изданных на разных языках в России и за рубежом, приближается к 300 миллионам экземпляров. По данным Книжной палаты России, ежегодно печатается около миллиона экземпляров его произведений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: