Трудности адаптации первокласников в школе – советы родителям

Советы психолога родителям по адаптации первоклассников

Педагогические рекомендации учителю и родителям будущего первоклассника

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.

Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. Известно, что от родителей зависит очень многое: вся учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями. Именно они должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса. В школе должны отсутствовать две поведенческие “модели” родителей: в качестве “провинившегося ученика” и в качестве “обвинителя”. Должна присутствовать третья “модель”: родители с адекватным поведением, предполагающее взаимопонимание родителя и учителя на благо ребенку. Работа с родителями – это экзамен, который должны выдержать обе стороны: и учитель, и родители. Родители нужны нам, учителям! Самый внимательный учитель не в состоянии уследить за усвоением учебного материала каждым учеником. Он может уловить слабости, но полностью их устранить могут только родители. Вся беда только в том, что родители, как правило, не готовы к тому, что бы формировать у ребенка умение учиться, да и вообще не понимают огромную значимость этого умения. От этого во многом зависит успешность работы ученика в школе.

У всех родителей в период поступления детей в школу одно желание: подготовить хорошо ребенка к школе, все необходимые условия и предметы. В этом процессе обязан помочь учитель. На первом собрании, задолго до первого звонка, по сути дела еще весной, он должен разъяснить родителям, что от них требуется на данном этапе, научить их как вести соответствующую работу по подготовке ребенка к школе, корректировать их действия на последующих собраниях.

Очень важно заранее учителю подготовиться к работе с будущими первоклассниками и их родителями. Для этого постепенно собирая материал по всем важным темам из газет, журналов, брошюр, книг для бесед на родительском собрании и практической работы с классом. Работа получается большая, но она важна и необходима, так как в спешке можно упустить что-то важное и необходимое.

Можно составить для себя, учителя, план-памятку работы в период подготовки к приему первоклассников, который позволяет обдумать и представить себе предстоящую в новом учебном году работу.

Ниже приводятся практические рекомендации, памятки, советы родителям, оздоровительные минутки для проведения дома и в школе, взятые из разных источников и с удовольствием и благодарностью к авторам, использую в своей практике и надеюсь, что помогут другим учителям в работе с первоклассниками и их родителями.

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.

Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь “предупреждая”: “Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!” Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

Забудьте фразу”Что ты сегодня получил?” Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.

Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.

Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка “Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!”, похвала (даже если не очень получается)- необходимы.

В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то …”

Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.

Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.

Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

Учтите, что даже “совсем большие дети” (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Советы матерям.

Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.

Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.

Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.

Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.

Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым.

Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.

Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что – нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.

Читайте также:
Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет – простой и понятный способ

Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!

Советы родителям.

Проводя с ребёнком развивающие занятия, необходимо знать, какие способности и навыки должны формироваться у ребёнка в процессе учёбы наиболее ярко. Именно они характеризуют уровень развития школьника. Их яркое проявление – характерный симптом общей одарённости ребёнка. Ниже приводится список этих качеств.

Познавательные способности и навыки:

Владение большим объёмом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно – следственных связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение наблюдать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Перечисленные характеристики можно использовать для ориентировочной оценки развития ребенка. В самой упрощённой форме отметьте галочкой позиции, которые наличествуют у ребёнка. Посчитайте количество “галочек”. Это и будет показателем его развития. Чем больше “галочек “, тем более развит ребёнок.

Как выходить из конфликтов?

Научите ребёнка в спорах пользоваться мирными приёмами.

Сосчитать до десяти, чтобы “остыть”.

Сказать “перестань, пожалуйста”.

Постараться обсудить проблему.

Продолжить разговор или игру как ни в чём небывало.

Уйти, не вступая в споры.

Поиграть в другую игру.

Начать всё сначала.

Попробуйте придумать несколько ситуаций и предложить ребёнку сделать выбор: как поступить? Разыграйте несколько вариантов вместе с ним. Эта игра поможет ребёнку как бы “подняться над ситуацией” и воспринять её менее эмоционально.

Умейте хранить чужие секреты.

Никогда не используйте откровенность ребёнка в своих целях, не пересказывайте сокровенных историй другим людям – это для него страшная обида.

Старайтесь уважительно относиться к друзьям детей. Они очень ценят, когда родители считаются с их выбором.

Помните, что откровенность часто приходит в ответ на откровенность.

Оздоровительная минутка. ” Упражнения животных”.

“Жираф” – голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.

“Осьминог” – круговые движения плечами назад – вперёд, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

“Птица” – руки поднять (как крылья), круговые движения назад – вперёд.

“Обезьяна” – наклон вперёд, круговые движения туловищем вправо – влево.

“Лошадь” – поднятие ног по очереди, сгибая в калениях.

“Аист” – подняться на носки, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

“Кошка” – подтягиваем всем телом, поднять вытянутую правую руку, затем левую.

Оздоровительная минутка. “Сотвори солнце в себе”.

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глазки, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем – всем (руки в стороны перед собой).

Законы, нормы и правила школьной жизни . (для учащихся)

Брать от школы только хорошее.

Быть всегда открытым для счастья и доброты.

Умей ставить цели, добиваться успеха и не пасуй перед трудностями. Тренируй память. Помни: дураков и без тебя хватает, а потому старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик.

Учись дружить и будь в дружбе верным.

Старайся меньше и реже дружить с глаголами: не знаю, не умею, не понимаю.

Постарайся изучить свои достоинства и недостатки, научись понимать, как тебе относятся люди.

Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого человека.

Научись быть всегда здоровым и жизнерадостным. Помни: здоровый и весёлый человек помнит лучше, больше знает, ярче живёт, никому не завидует и создаёт вокруг себя атмосферу удовольствия.

Люби и умей создавать тишину, она зарок мудрости, долголетия, свежести и красоты мысли и чувств.

Старайся понимать красоту природы.

Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.

Просыпайся утром – с улыбкой, засыпай вечером – с удовольствием.

Не обижай людей подозрением и недоверием.

Дорожи одиночеством. Одиночество – это время осмысления, прочувствования, продумывания, строительства себя.

Умей подавлять в себе дурное настроение, не поддавайся ему.

Родителям

Родители должны быть особенно внимательны к ребёнку в период адаптации к школе. Рекомендации самые что ни на есть банальные: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем отдыхе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).

Не загружайте новоиспечённого ученика внешкольными занятиями – кружками, секциями.

Дома – без оценок. Помните, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.

Поговорите с ребёнком и объясните, что он уже взрослый и что в школе обращаться с ним будут не только так, как он привык раньше.

Ученикам

Начинайте готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Составьте план на каждый день подготовки. Необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться.

Не стремитесь к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните, и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь за тем проверьте себя по учебнику. Читая учебник, выделяйте главные мысли, структурируйте материал за счет составления планов, схем, причем обязательно это делать не в уме, а на бумаге. Помните ваша задача не вызубрить материал, а понять.

Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв.

Читайте также:
Как научить ребенка читать быстро и правильно?

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. С вечера же перестаньте готовиться. Совершите прогулку. Выспитесь, чтобы встать отдохнувшим.

Во время экзамена решайте первой самую легкую задачу, затем переходите к более трудным. Так вы успеете в отведенное время решить больше количество задач.

Как помочь ребёнку адаптироваться в школе

Начало осени для многих детей и их родителей тесно связано не только с приятными и волнительными моментами подготовки к школьной жизни, но и со сложным переходом ребёнка от статуса дошкольника к статусу школьника; от ученика начальных классов – к ученику среднего звена. В обоих случаях большинство родителей накрывают психологические и социальные проблемы, связанные с новым этапом жизни их детей — адаптацией к школе и адаптацией к новым условиям привычной школы. Ответ на вопрос «Как пройти этот путь с минимальными затратами для здоровья ваших детей и для нервной системы родителей?» — ищите в данной статье.

Содержание:

  • Адаптационный период
  • Этапы адаптации
  • Особенности адаптации первоклассников
  • Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену
  • Виды адаптации
    • Социально-психологическая адаптация
    • Физиологическая адаптация
  • Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители
  • Условия для успешной адаптации
    • Признаки успешной адаптации
  • Общие рекомендации для родителей
    • Советы психолога
    • Медицинские рекомендации

Адаптационный период

Что же такое «адаптация ребёнка к школе»? В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более. Почему же у детей так разнится длительность этого процесса? Сроки адаптации связаны со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личностные особенности ребёнка, уровень его знаний и умений, тип образовательного учреждения, уровень сложности программы и т.д.

Этапы адаптации

Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.

Первый этап адаптации носит название «Ориентировочный»

Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.

Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.

Второй этап – этап «Неустойчивого приспособления»

Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Длительность: около двух-трёх недель.

Третий этап адаптации – «Относительно устойчивое приспособление»

На этом этапе у ребёнка появляется уверенность в выбранных формах поведения, они становятся устойчивыми; происходит окончательная оценка понятия «я – школьник, и что это значит»…

Длится последний этап от пяти-шести недель до года.

Особенности адаптации первоклассников

Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)

Боитесь за юного школьника? Проверьте, всё ли хорошо у него складывается в школе, не обижают ли его сверстники или педагоги, плавно ли проходит сложный период адаптации. Скачайте приложение «Где мои дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.

Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену

Любого школьника, переходящего из начальной в среднюю школу, ждёт ещё один период – адаптация к новым условиям уже привычной школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребёнок больше не младший школьник, он становится подростком. В это время начинает активно формироваться личностное новообразование – обретение чувства взрослости и обретение себя, как личности. Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребёнок начинает отгораживаться от близких, которые до этого времени играли важнейшую роль в его жизни. Проявляется это в том, что подросток противостоит любым вмешательствам в его жизнь и зачастую идёт наперекор чувствам и желаниям взрослых.

Теперь подросток готов выстраивать новые отношения со сверстниками. Именно через дружеские отношения у ребёнка формируются модели социальных взаимоотношений, моральные ценности и т.д.

В этот период претерпевает изменения и самооценка ребёнка. Раньше она была напрямую связана с учебной деятельностью, с уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Теперь главным критерием самооценки становится уровень общения со сверстниками. Ведущей деятельностью становится общение.

На данном фоне снижается учебная мотивация, успеваемость падает, случаются конфликты с учителями.

Родителям стоит помнить о том, что умственная активность подростков в этот период довольно высокая. Но её развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые испытывает ребёнок во время обучения.

Успехи или неудачи оказывают значительное влияние на мотивацию обучения. Ведь высокая оценка «подтверждает» возможности подростка. Идеальным является тот момент, когда «оценка» и самооценка совпадают. Если же этого не случается, происходит нарастание внутреннего дискомфорта, который со временем может перерасти во внутренний конфликт.

То есть, когда ребёнок переходит из начальной ступени школьного обучения в среднее звено, он подвергается не только внешним изменениям, но и глубинным, внутренним.

Читайте также:
Как устроить ребенка в школу, лицей в РФ: список документов, электронная запись

Виды адаптации

Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:

Социально-психологическая адаптация

Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Познавательные способности

Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.

Креативное мышление

В наши дни актуально мыслить «не как все». Значение понятия «белая ворона» сейчас кардинально меняется. Меняется и отношение к людям, обладающим ярким творческим мышлением. Родителей не должно пугать, если ребёнок умеет «креативить» и мыслить нестандартно. В будущем это может стать хорошим подспорьем для выхода из каких-то критических ситуаций.

Самоорганизация

С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.

Физиологическая адаптация

На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители

Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:

Проблема утреннего пробуждения

В первые дни обучения, особенно, если ребёнку понравилось в школе, он пробуждается без каких-либо сложностей. Со временем, первый интерес к школе притупляется, начинается обыденность и процесс пробуждения может стать не таким простым. Нередко, именно в утренние часы, перед школой у ребёнка случаются истерики. Одним из способов гармоничного выхода из этой проблемы считается «постепенное пробуждение». Это значит, что ребёнка нужно будить не резко, а постепенно, с временным запасом, который позволит ему «понежится» в постели.

«Хочу, как у Сашки!»

Новоиспечённый ученик, помимо процесса обучения и подготовки домашнего задания, активно общается со сверстниками. Есть большая вероятность, что он может увидеть у другого мальчика/девочки красивый рюкзак, крутой айфон и понять, что он хочет такой же. Здесь перед родителями встаёт сложный выбор: найти возможность для совершения покупки ребёнку, чтобы «не быть хуже других» или же не идти на поводу у ребёнка, но в таком случае он может чувствовать себя неуверенно.

Как гармонично выйти из такой ситуации, когда ребёнок, придя из школы заявит: «Хочу планшет, как у Сашки!»? Наиболее оптимальный вариант: предложить школьнику копить деньги. Этим вы прививаете грамотное отношение к деньгам, и даёте «возможность» ребёнку со временем принять окончательное решение: «Действительно ли это так необходимо или лучше купить что-то другое?».

Опасные домашние задания

Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.

Позволить ребёнку быть самостоятельным – не значит пустить всё на самотёк: вы можете контролировать ситуацию не навязываясь. Так вы даёте понять своему ребёнку: «Я тебе доверяю!» и «Ты всё можешь!».

Условия для успешной адаптации

К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:

  • наличие полной семьи;
  • высокий уровень образования родителей;
  • адекватные методы воспитания;
  • уважение прав ребёнка;
  • готовность ребёнка к школе;
  • положительное отношение в семье к статусу школьник.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворённость от процесса обучения

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.

3. Степень самостоятельности

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

Общие рекомендации для родителей

Советы психолога

Похвала

Каждая мама, помогая делать уроки своему ребёнку, замечает его ошибки. А ведь так хочется, что бы ребёнок писал и выполнял все задания правильно! В этот момент мамин внутренний критик, исключительно из любви к ребёнку, начинает придираться, указывая на ошибки…

Родителю важно подмечать то, что у ребёнка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности – у ученика появится желание и стремление сделать лучше!

Ребёнок не хочет делать домашнее задание или его трудно заставить сесть за уроки? Найдите правильную мотивацию для школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция « Задания для ребёнка »!

График работоспособности при подготовке домашнего задания

Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребёнком и ответить на несколько вопросов:

  • легко ли ребёнок «включается в работу»?
  • сколько времени требуется «на разгон»?
  • сколько времени, после включения, он может работать не уставая?
  • как быстро наступает истощение?
Читайте также:
Раскраски для девочек - скачать бесплатно в формате PDF

Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.

Не требуйте слишком много!

Родителю важно понимать и осознавать возможности ребёнка. Для этого можно просто наблюдать: что у начинающего школьника получается хорошо, а что – не совсем. Ставьте «цели» мягко, чуть-чуть выше возможностей ребёнка или в соответствии с ними.

Ставка на уверенность

Для мамы и папы очень важно знать «сильные» стороны своего начинающего ученика. Для этого ответьте себе на вопросы:

  • «Что восхищает меня в моём ребёнке?»;
  • «Что он умеет делать хорошо?».

Помогая ребёнку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чём он силён.

Всегда должна быть возможность успокоиться

Многие родители не знают, как правильно успокаивать ребёнка в случае его огорчения, разочарований и слёз. Очень важно в такие моменты разделить чувства ребёнка и позволить ему их выразить.

В подобных случаях нельзя говорить такие фразы: «Не обращай внимание!», «Это же фигня-вопрос…», «Такие это мелочи!» и т.д.

Нужно обозначить, что вы понимаете его чувства: «Я знаю, ты расстроен» и осторожно попросить рассказать что случилось. Пока ребёнок будет рассказывать, эмоция выразится и ребёнку станет легче.

Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:

  • развивайте у начинающего школьника «чувство» времени;
  • приучайте содержать свои вещи в порядке;
  • помните: «Ребёнок тоже имеет право на ошибку!»;
  • предоставляйте своему ребёнку возможность самому себя обслуживать.

Медицинские рекомендации

  1. Стабильный режим дня. Важно подводить ребёнка к этому режиму не сразу, а постепенно.
  2. Полноценный сон.
  3. Удобное рабочее место. Важно правильно выбрать мебель (соответствующую росту ребёнка), источник освещения должен быть слева от ребёнка.
  4. Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
  5. Отдых после уроков (желательно со сменой деятельности).
  6. Рационально здоровое питание.
  7. Позитивное отношение к окружающим людям.
  8. Стремление к успеху.
  9. Исключить просмотр ТВ и компьютерных игр перед сном.

Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.

Адаптация в 1 классе

По статистике, большинство деток с восторгом ждут момента, когда они впервые переступят порог школы. А она берет и встречает целым набором требований, которые кардинально отличаются от привычных условий дома, детского сада или подготовительных занятий. Беззаботный период, когда можно было проводить время размеренно и играючи, сменяется уроками, необходимостью ежедневного умственного труда, требующего от новоиспеченного первоклашки повышенного внимания, усидчивости и правильности осанки в течение всего урока. А ведь еще нужно найти «общий язык» с учителем, многочисленными одноклассниками, научиться быть дисциплинированным, соответствуя новым правилам… Психика еще недавнего малыша напрягается, ей требуются время и помощь, чтобы перестроиться и свыкнуться с теперешними условиями. Этот период привыкания и овладения новыми навыками называется адаптация школьников.

Адаптация к школе

Адаптация 1-классников в школе – это становление социализации ребенка, его включение в систему новых отношений, привыкание к нормам и правилам учебного заведения и переход к систематическому обучению. Сколько времени она займет и насколько легко пройдет для ребенка, всецело зависит от согласованной работы родителей, учителя, психолога, школьной администрации, а также влияния ряда условий:

  • личности самого первоклашки (характер, возраст, развитость социальных навыков);
  • уровня учебной подготовки;
  • специфики школьного учреждения;
  • сложности учебного процесса и заложенной в него нагрузки, пр.

Стандартно психологи отводят на период адаптации к школе от 1 недели до полугода. Выделяют три уровня:

  1. Высокий. Ребенок быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, учиться идет с удовольствием, не нуждается в дополнительной мотивации. Без проблем находит общий язык с одноклассниками, не испытывает страха или стеснения перед учителем, с легкостью осваивает основной материал, справляется с более сложными задачами, выходящими за рамки программы. Он здоров, невротические реакции не наблюдаются.
  2. Средний. Привыкание к условиям школьной жизни растягивается до 2-3 месяцев. Школьник внимателен, усидчив, отношения с другими ребятами дружелюбные. Посещение учебного заведения не вызывает негативных эмоций, равно как и положительных. Могут наблюдаться отставание от программы, «уходы в себя», перепады настроения. Выполнять задания самостоятельно не получается, требуются постоянный контроль и стимулирование.
  3. Низкий. Первоклассник не испытывает радости от посещения школы. Тяжело просыпается утром, постоянно находит причины, чтобы пропустить занятия. У него наблюдаются невротические состояния: страхи, потеря аппетита, расстройства сна, вялость, или наоборот, чрезмерная возбудимость. Школьный материал для него сложен, ребенок усваивает его отдельными фрагментами. Нарушает дисциплину, не общается с одноклассниками (даже не знает их имен), не видит в учителе авторитета.

Трудности

1 класс сопряжен для детей с ростом психоэмоциональной нагрузки, т. к. уже первые школьные дни вынуждают мобилизоваться, изменить привычное поведение соответственно новой обстановке. На особенности адаптации первоклассников влияют:

  • личность учителя и коллектив одноклассников;
  • новый режим дня и непривычные обязанности;
  • необходимость ограничивать двигательную активность, заменяя ее повышенным вниманием и сосредоточенностью.

Ориентируясь на эти факторы, психологи выделяют базовые проблемы учебной мотивации, дисциплины, адаптации:

  1. Хроническая неуспеваемость. Обусловлена низкой работоспособностью, недостаточностью формирования учебных навыков и умений. Впрочем, далеко не редкость случаи, когда неуспеваемость провоцируется родительским отношением к учебе и школе в целом. С одной стороны – это страх, что сыну или дочери будет сложно, некомфортно, чадо будет мерзнуть/голодать/простужаться/болеть. С другой – повышенные требования к ребенку, ожидания только высоких отметок, постоянных учительских похвал, существенных школьных достижений.
  2. Отказ/нежелание что-либо делать, отлынивание от учебной деятельности. Школьник находится на уроке, а одновременно с тем – «витает в облаках». Вопросы учителя не слышит или делает вид, что не слышит, задания не выполняет.
  3. Негативистская демонстративность. Педагог постоянно жалуется на отвратительное поведение ребенка и несоблюдение им дисциплины. Парадоксально, что выбранные взрослыми формы наказания воспринимаются маленьким нарушителем порядка как поощрения.
  4. Вербализм. Это специфический тип развития личности, когда речевая деятельность находится на высоком уровне, а вот логическое и образное мышление отстают. Первоклассник кажется крайне смышленым, он бойко разговаривает и отчетливо отвечает на вопросы, у него завышенная самооценка, но на практике ребенок не может решить большую часть задач и творческих заданий.
  5. Проявления лени. Возникают в силу разных причин, например, особенности темперамента, низкий уровень учебной мотивации, малый процент познавательных мотивов, стремление избежать неудач и т. д. В любом случае лень снижает интерес к школьной жизни и замедляет процесс получения знаний.
Читайте также:
Книги для детей 4-5 лет: список и обзор лучших произведений для чтения и развития

Когда первоклассник демонстрирует устойчивое нежелание ходить в школу, причины трудностей в адаптации могут крыться в следующем:

  • завышенные требования родителей и/или педагога;
  • открытая демонстрация неудовлетворенности учебными успехами со стороны взрослых;
  • непонимание школьного материала;
  • систематические неудачи;
  • отсутствие признания ребенка «своим» классом;
  • внутренние причины (страх перед неудачей, зажатость, отсутствие мотивации и пр.);
  • большой объем внеурочной деятельности (секции, кружки, домашние обязанности), из-за которой ученик сильно устает или попросту не успевает уделить должное внимание учебе.

Этапы

С 1 сентября и до момента фиксации положительной динамики адаптация детей в 1 классе проходит три взаимосвязанных периода (при благоприятном течении событий):

  1. «Физиологическая буря». Этап стрессового состояния, который имеет место задолго до сентября, еще когда будущий школьник начинает посещать подготовительные занятия. Длится до 3 недель. Школьные привычки и рефлексы едва зарождаются.
  2. Непосредственно начало полноценной учебы. Ребенок становится спокойнее, постепенно свыкается с новой социальной ролью, адекватно воспринимает поставленные перед ним задачи и обязанности. Начинает приспосабливаться к условиям новой социальной среды. Длительность – 2-3 недели.
  3. Фаза устойчивого приспособления детского организма, когда ученик уже четко понимает, что от него требуется, он меньше напрягается, мобилизует свои умения и возможности. Энергозатраты становятся пропорциональными поставленной перед ним задаче.

Программа адаптации

Перед каждым учителем начальных классов стоит важная задача – приложить все усилия, чтобы адаптация в 1 классе прошла быстро, без показательных детских истерик. Изначально ребят знакомят друг с другом, со школой и ее территорией, создают в классе благоприятную, доброжелательную атмосферу. Для этого проводятся всевозможные спортивные, внеклассные и прочие профилактические мероприятия. Используются современные, востребованные педагогические и психологические методики.

Во втором периоде внимание педагога должно быть сконцентрировано на воспитании детей: выработке режима дня, освоении и закреплении школьных правил, закладке понимания критериев оценки школьной деятельности. Учитель оказывает всяческую психологическую поддержку первоклассникам и их родителям, старается выявить индивидуальные особенности и способности у каждого из ребят, учесть эту информацию при построении учебного процесса.

Одновременно с тем педагог ведет карту наблюдений за школьной жизнью первоклашек в адаптационный период и фиксирует основные изменения и трудности отдельных учеников. Далее с ними будет проводиться коррекционно-психологическая работа для устранения проблем учебного процесса.

В плане ФГОС-программы (федеральные государственные образовательные стандарты) предусматривается индивидуальный подход к каждому первокласснику (следует быть предельно внимательным к его мыслям, чувствам, помочь ребенку найти свое место в коллективе) со стороны не только классного руководителя, но и всего педсовета. Основные задачи, которые ставятся перед учителем:

  • сформировать у каждого воспитанника адекватную самооценку и уверенность в своих силах;
  • обучить коммуникационным навыкам и самоанализу;
  • правильно мотивировать к получению знаний, заложить в сознании важность учебы;
  • научить уважительно относиться к школьному окружению, их чувствам и желаниям;
  • помочь найти свое место в учебном процессе.

Школьная социализация детей в 1 классе делится на 3 равнозначные составляющие: психологическую, физиологическую и социальную адаптации. Далее о каждой из них.

Психологическая

Состоит из таких параметров, как учебная мотивация, степень сформированности психологических процессов, преобладающее настроение ученика, его умение адекватно оценивать свою деятельность. Проще говоря, ребенок ходит в школу с радостью, учеба не кажется ему трудной, он подружился с одноклассниками, увлеченно рассказывает домочадцам о том, как прошел школьный день. Важную роль играет мотивационная адаптация, ведь часто все сложности из-за того, что дети в целом не понимают, для чего вообще им нужна школа.

Физиологическая

По сути, это уровень адаптации первоклассника нагрузке, оценивается он по таким критериям: степень работоспособности, ежедневное самочувствие, показатели аппетита и сна, частота возникновения ОРЗ и прочих простудных заболеваний, обострение хронических патологий.

Социальная

Социальная адаптация первоклассников к школе проходит благоприятно при условии: формирования адекватного поведения, налаженного контакта с учителем и классом, овладения навыками учебной деятельности. Для реализации этих задач педагог и психолог проводят регулярные занятия с первоклассниками, способствующие приобретению коммуникативных навыков.

Советы родителям

Часто социальные педагоги проводят занятия с родителями будущих первоклассников, на которых подробно рассматривают процесс адаптации детей к школе, играют в специальные игры, изучают психологические упражнения, позволяющие ускорить процесс. Если подобные мероприятия посетить не довелось, возьмите на вооружение ряд общих рекомендаций, которые помогут вашему чаду легче справиться с адаптационным периодом:

  1. Не совмещайте начало школьной жизни с обилием дополнительных внеурочных занятий и всевозможных секций.
  2. Серьезно подойдите к режиму дня своего школьника.
  3. Не расширяйте список его домашних обязанностей, мотивируя это новым статусом «школьника».
  4. Не требуйте завышенных результатов, при недостижении которых в малыше генерируется чувство вины.

Как помочь ребенку

В период адаптации активно поддерживайте обратную связь с учителем и родителями тех деток, с которыми ваш ученик подружился. Не бойтесь обсуждать моменты, которые тревожат вас в поведении сына или дочери. Кроме того:

  • Будьте в курсе, комфортно ли ребенку в классе, нет ли сложностей в общении с другими ребятами, не нужна ли ему помощь в налаживании отношений с ними.
  • Помогайте с уроками, учите, как их правильно выполнять, но не делайте это вместо него. Научите сосредотачиваться и удерживать внимание.
  • Хвалите, поддерживайте, подчеркивайте его успехи, да и в целом – больше времени проводите вместе.
  • Объясняйте, что каждый может ошибаться, ребенок должен понимать, что ошибка – это повод все исправить, и не терял веру в свои силы.
  • Следите за своей речью – то, что вы говорите своему школьнику, должно мотивировать на исправление поведения и дальнейшее развитие, а не обижать или унижать. Например, вместо того, чтобы отрезать «не ври мне!», скажите мягче – «мне неприятно, что ты меня обманываешь».

Действуйте в подобном позитивном ключе и вам удастся не только совместными усилиями незаметно преодолеть адаптационный период, но и поддержать детскую индивидуальность, поспособствовать ее дальнейшему развитию.

Читайте также:
Детские развивающие раскраски для скачивания: транспорт, одежда, мебель, алфавит, цифры, анатомия

Доктор Комаровский — детский врач, телеведущий. Подготовка ребенка к школе

Заключение

Проблемы адаптации детей в 1 классе – злободневная тема для всей образовательной системы. Ребенок любого возраста, приходя первый раз в школу, очень волнуется и ждет поддержки от взрослых – как родителей, так и учителя. Не оставляйте его чаяния без должного внимания, ведь именно от течения адаптационного периода во многом зависит, каким будет социальный статус вашего новоиспеченного первоклассника в ближайшие несколько лет.

Related Posts

  1. Ребенок плачет в детском саду: как отучить?
  2. Лечение гиперактивности у детей лекарствами: препараты
  3. Как приучить ребенка ходить в садик?
  4. Гиперактивность ребенка: симптомы и что делать

адаптация первоклассников к обучению в школе

Лечение гиперактивности у детей лекарствами: препараты

Ребенок плачет в детском саду: как отучить?

Сентябрьский стресс. Разбираем, как адаптировать ребенка к школе, и даем полезные советы родителям

Перешагнув порог школы, первоклассник попадает в совершенно незнакомые условия. Каким бы долгожданным ни был этот день, ребенка сначала ждет стресс и только потом – новые друзья и знания. Какие трудности могут возникнуть у малышей при адаптации к школе и как с ними справиться? Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала специалист городского Центра здоровья Дарья Кравченко.

Сколько длится адаптация

Первое, что стоит запомнить родителям, – адаптация у всех людей проходит по-разному. Кто-то быстрее вливается в коллектив, знакомится с новыми условиями, а кому-то необходимо продолжительное время. Как правило, на то, чтобы приспособиться к новым условиям, у детей уходит от 2 месяцев до полугода.

Адаптация – перестройка организма на работу в изменившихся внешних условиях. Этот процесс включает в себя две составляющие: физиологическую и психологическую.

Физиологическая адаптация

В физиологической адаптации выделяют несколько этапов.

  • Острая адаптация. Она длиться первые 2–3 недели. Это самый тяжелый период для школьника. В это время организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем. В итоге в сентябре школьник может даже заболеть.
  • Неустойчивое приспособление. В этот период организм ребенка находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
  • Относительно устойчивое приспособление. В это время организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Первые недели обучения

В это время у ребенка, как правило, заметны довольно низкие показатели координации различных систем организма между собой. Кроме того, период характеризуется низким уровнем работоспособности и, напротив, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы.

Начиная с 5–6-й недели обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности. Затем снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма и наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу школьных нагрузок.

К сожалению, иногда родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации и психологически давить на первоклассников. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризность детей дома, снижение способности к контролю поведения.

Социально-психологическая адаптация

В период психологической адаптации у ребенка появляется новая социальная роль – ученика, что, несомненно, вызывает стресс и тревогу. Условно по степени адаптации учеников можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти малыши относительно быстро осваиваются в новом коллективе, общаться со сверстниками им нетрудно. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны и приветливы.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: вчерашние детсадовцы не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем. Зачастую их реакция – слезы и обиды. Как правило, такие дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия ученики адаптируются к требованиям школы и учителя.

Третью группу составляют дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи и порой неадекватные требования педагога и родителей. Надо подчеркнуть, что недовольство взрослых, упреки и наказание за низкую успеваемость только ухудшают ситуацию.

В возрасте 6–7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном возрасте, столкнувшись с неудачами, ребенок испытывал обиду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 6–7 лет интеллектуальное развитие школьника, его способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Только родительская любовь и вера в своего ребенка помогут избавиться от подобных комплексов. Если воспринимать ребенка таким, какой он есть, поощрять за достижения и заслуги, напоминать о его талантах, но и не забывать о чувстве меры, можно помочь избежать развития комплексов при адаптации.

Советы для родителей первоклассников:

  • Ребенок, особенно дошкольного возраста, привык считывать информацию со своих родителей. Поэтому перед походом в школу как никогда важно не нервничать самим.
  • Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе, необходимо установить с ним контакт. Интересуйтесь его чувствами, эмоциями, не обесценивайте их, оказывайте ему поддержку.
  • Важная задача – помочь ребенку сформировать положительные ожидания от школы. Воздержитесь от оценки преподавателей или одноклассников, школы и школьной программы, даже если негативная оценка обоснована. Создайте положительный образ школы в глазах у ребенка.
  • Замечайте достижения ребенка, даже если они незначительны. Не сравнивайте его с другими детьми.
  • Помогайте с домашним заданием, но в меру: давайте возможность почувствовать ответственность за работу, самостоятельность в действиях.
  • Постройте режим дня школьника. Составьте расписание с обоснованием его последовательности. Не забудьте выделить время для отдыха.
  • Если так случилось, что ребенок огорчен и молчит, – не допытывайтесь, дайте ему время успокоится и все рассказать самому.
  • Помните, что стресс – это нормальная реакция организма на любые изменения. Ребенок учится преодолевать трудности, важно научить его гордиться собой и не обесценивать прилагаемые им усилия.

Соблюдая эти несложные правила, можно если не избежать стрессовых ситуаций при адаптации ребенка к школе, то значительно уменьшить степень их влияния на детскую психику.

Новогодние поделки своими руками: 13 отличных и простых в воплощении идей

Поделки из бумаги , из веток , из солёного теста , из макарон , коктейльных трубочек и бумажных тарелок — каждую из них очень просто сделать своими руками.

Читайте также:
Конкурсы для школьников к Новому году - веселимся и ликуем!

Какие новогодние поделки сделать своими руками на новый 2022 год? Желательно, чтобы они были несложными, но красивыми — например, чтобы эти новогодние поделки можно было отнести в школу, украсить класс, или в детский сад, например, на конкурс? Наверняка перед Новым годом многие из тех, у кого есть дети, задаются этим вопросом. В эту подборку мы собрали 13 идей: эти новогодние поделки вы легко сделаете своими руками вместе с детьми.

Если вы хотите порадовать своих детей к праздникам, обратите внимание также на выкройки игрушек и детских маскарадных костюмов, которые вы найдёте в нашем электронном каталоге.

9 простых мастер-классов с новогодним настроением

1. Новогодние поделки своими руками: ёлочные игрушки из веток

Сделать такие ёлочные игрушки очень просто. Подойдут ветки, которые можно собрать на прогулке. Также потребуется макетный нож, клеевой пистолет и цветные нитки. Нарежьте ветки ножом на палочки, соедините горячим клеем в игрушки и украсьте, обмотав разноцветными нитками.

2. Новогодние подсвечники с ёлочными игрушками

Чтобы сделать такие нарядные подсвечники, нужны обычные подставки под свечи, ёлочные игрушки и пистолет с горячим клеем. Просто приклейте на подсвечники игрушки — и готово.

Камин из картона своими руками: новогодняя фотозона

3. Новогодние поделки из солёного теста своими руками

Солёное тесто — один из лучших материалов для создания разнообразных фигурок. Рецепт солёного теста: 2 части муки, 0,5 части соли, 0,75 части тёплой воды. Всё хорошо размешайте и вымесите упругое однородное тесто. Раскатайте его скалкой. Фигурки можно вырезать формочками или ножом, а дырочки для петелек сделать коктейльной трубочкой. Выпекайте при 150 градусах Цельсия до застывания. Когда фигурки остынут, их можно раскрасить.

4. Новогодние поделки из бумаги своими руками: бумажные ёлочные игрушки

Для таких игрушек понадобится плотная цветная бумага, ножницы, клей и украшения, например, мишура. На бумаге нарисуйте фигурки в виде игрушек и вырежьте. Вырежьте также небольшие снежинки и приклейте на игрушки. Можно добавить мишуры или других украшений. Не забудьте петельки.

5. Новогодняя поделка: снежный шар своими руками

Чтобы сделать такой волшебный шарик своими руками, нужна прозрачная стеклянная округлая баночка с крышкой, пара маленьких игрушек, клей и сыпучие блёстки. Приклейте игрушки на дно банки, насыпьте внутрь блёстки, закройте крышку, встряхните и наслаждайтесь волшебством.

Идея для новогодней ночи: бумажное печенье с предсказаниями

6. Новогодние поделки: ёлки из шишек своими руками

Для таких ёлок нужны большие шишки. Покрасьте их зелёной краской и дождитесь высыхания. Игрушки можно сделать из маленьких пуговок, приклеив их горячим клеем. Саму ёлку можно установить в «сугроб» из ваты.

7. Поделка: новогодняя игрушка своими руками из палочки корицы

Такая новогодняя игрушка не только украсит ёлку, но и наполнит комнату приятным ароматом. Для игрушек нужны палочки корицы. Привяжите на них кусочки тесьмы, так чтобы получилась ёлочка. сверху приклейте горячим клеем пуговицу и добавьте петельку.

8. Новогодняя поделка тигр своими руками к 2022 году

Эти симпатичные тигры, символы нового 2022 года, сделаны из бумажных тарелок и цветной бумаги. Покрасьте тарелку в оранжевый цвет. Из бумаги оранжевого цвета вырежьте уши. Из белой бумаги — мордочку и глаза, а из чёрной — полоски. Приклейте детали к тарелке и дорисуйте недостающее маркером.

Новогодний декор: как украсить окно — 10 необычных идей с инструкциями

9. Новогодняя поделка своими руками на год Тигра

Ещё один простой способ сделать новогодние поделки в сад своими руками к наступающему году Тигра: тигрята из втулок от туалетной бумаги. Покрасьте втулки в оранжевый цвет, добавьте чёрной краской полоски. Уши вырежьте из цветной бумаги и приклейте. Глазки можно нарисовать или воспользоваться покупными пластиковыми деталями, приклеив их на голову. Не забудьте нос и усы!

Как сделать ёлочную гирлянду-спиральку из бусин: мастер-класс

10. Новогодняя поделка в садик своими руками: бумажная ёлочка

Такие ёлочки можно сделать своими руками просто и быстро.

Прямоугольник из зелёной бумаги сложите гармошкой и скрепите сверху степлером.

Звезду и шарики можно вырезать фигурным дыроколом или ножницами и приклеить к ёлке.

11. Новогодняя открытка с ёлкой из макарон

Сложите альбомный лист пополам и наметьте контуры ёлочки. Выложите ёлку из макарон — спиралек, рожек и так далее, и приклейте их. Когда клей высохнет, макароны можно раскрасить. Вверху добавьте звезду из блестящей бумаги.

А если основу вырезать из картона и приклеить сверху петельку, то тем же способом можно сделать новогодние игрушки.

Как сделать и украсить ёлочные шарики своими руками: 11 идей с инструкциями

12. Новогодняя поделка своими руками на конкурс: венок из ладошек

Такая поделка, определённо, может претендовать на победу в новогоднем конкурсе! Делается этот венок довольно просто.

Сделайте шаблон, обведя на картоне ладошку малыша.

Из бумаги зелёного цвета вырежьте по шаблону около 20−30 ладошек. Приклейте их на круг, тоже вырезанный из зелёной бумаги. Добавьте украшения из бумаги другого цвета.

13. Поделка: новогодняя ёлка своими руками

Ещё одна новогодняя ёлка из бумаги, которую просто сделать своими руками с детьми. Вырежьте из зелёной бумаги ёлочки и сложите их в гармошку поперёк. Посередине сделайте отверстие с помощью дырокола. Вставьте в отверстие коктейльную трубочку и расправьте ёлку. На верхний конец трубочки приклейте вырезанную из бумаги звезду.

Новогодний декор из бумаги своими руками: 13 идей с инструкциями

Поделки на новый 2022 год своими руками: самое интересное и легкое

Добрый всем день! Каждый раз при подготовке к любимому празднику мы думаем, какие сделать поделки на новый год своими руками в подарок или для украшения помещения и елки, чтобы были интересные и оригинальные.

Надо сказать, что задача непростая, идей много, но выбрать из них самое -самое тяжеловато, потому что нравится многое. Ну, вот я как то определилась и разместила для вас подборку самых красивых по моим ощущениям сувениров и, главное, что сравнительно легких в исполнении, поэтому можно мастерить их вместе с детьми.

Самые интересные поделки на новый год

Конечно же, поделки в виде символа года у нас теперь стали чуть ли не на первом месте, но им посвящен отдельный пост, а мы сейчас посмотрим на другие.

Читайте также:
Все о развитии музыкальных и эстетических способностей детей дошкольного возраста

Елочки из джута

Наверно, как и многие из вас, я обожаю поделки из шпагата, поэтому начну с них, а именно предлагаю смастерить вот такие милые маленькие елочки. От таких изделий из натурального материала всегда веет уютом и теплом, комфортом.

Мы с вами уже делали елки из самых разных подручных материалов, но еще раз хочу остановиться на джутовых, да еще оформленных зернами кофе – ну такая это прелесть!

Создать ее очень просто, а вся красота будет зависеть от придуманного украшения.

Нам потребуется конус из пенопласта или картона, можно использовать и бумажный, но тогда его надо посадить на жесткий каркас, например, для этой цели подойдет детская пирамидка.

На вершину конуса приклеиваем конец веревки и обматываем заготовку ею, плотно и ровненько прижимая витки друг к другу. Время от времени смазываем картонную поверхность клеем.

Затем останется выполнить декор, для него кроме кофе используйте кружево, бусины, ленты, но перебарщивать не надо.

Из того же джута сплетем незамысловатые украшения и приклеим их на елочку.

Таким же образом попробуем сделать магнитики, тоже очень симпатично выходит.

Шары в технике кимекоми

И еще раз о кимекоми. В статье про разные новогодние игрушки мы уже разбирались подробно с этой техникой, но она так запала мне в душу, что просто любоваться фото красивущих шаров можно бесконечно.

Напомню, что для создания таких вещей потребуется пенопластовый шар, на нем рисуют узор, делают по линиям прорези, в которые вставляют кусочки ткани. А затем швы маскируют разными украшениями. Все просто!

Балеринки

Подвески в виде фигурок балерин в юбочках – снежинках уже не новость, но они прелестны. Их можно и на елочке разместить, и окно украсить, подвесить к потолку.

Может, кто то еще не знает, как их сделать. Попробуем разобраться.

Нам нужны будут шаблоны фигур, вот хотя бы три примера.

С их помощью вырезаем балеринку из картона.

Далее делаем самую простую снежинку из бумаги или столовых салфеток.

Один край снежинки подрезаем, чтобы можно было надеть полученную юбочку на балерину. Фиксируем клеем и поделка готова!

Но еще больше мне нравятся вот эти прелестные создания с нарядами из гипюра, органзы или других легких прозрачных материалов, поэтому то я и включила эту идею в сегодняшнюю публикацию.

Поделки на новый год 2022 своими руками из бумаги

Совершенно случайно натолкнулась на журнал по бумажному творчеству «Paper Balls», опубликованные в котором идеи новогодних игрушек меня очаровали: это не просто шары из полос бумаги, а сказочные персонажи.

И тут просто масса вариантов для индивидуального творчества. Смотрите, как интересно и легко!

Эти фигурки создаются на основе простых шариков, разберемся с начала с ними.

Как сделать шар из полос бумаги

Нам потребуется бумага разного цвета (можно взять упаковочную с рисунком), цветной картон, бусины, проволока, клей и инструменты.

Для одного шара нужно нарезать 8 полос из бумаги одного цвета и 8 другого размером примерно 1,3 х 11 см.

Полосы одного цвета могут быть уже заготовок другой расцветки, в этом случае между ними в шарике будут просветы, что тоже очень интересно смотрится.

Складываем их друг на друга в стопку и шилом проделываем отверстия на обоих концах (обязательно на одинаковом расстоянии от края).

Для фиксации полос нам потребуются еще 4 кружочка диаметром 2,5 см – вырезаем их из цветного картона.

Один конец проволоки длиной 20 см необходимо закрутить в петлю.

На нее нанизываем бусину, затем круг из картона, бумажные полоски, чередуя их по цвету (лицевой стороной вниз), и сверху еще один кружок.

Из обычной бумаги делаем полоску размером 5х20 см, скручиваем ее в трубочку, склеиваем и надеваем на проволоку. Поверх помещаем картонный круг.

Теперь по очереди цепляем полоски бумаги, начиная с внешней и заканчивая самой внутренней.

Последний этап: круг, бусина и петелька из проволоки. В нее вдеваем ленточку, за которую будем подвешивать шар на елку, а нижний конец маскируем бантом или кисточкой.

Как сделать шар – деда мороза

Простой шар мы научились делать, а игрушки с лицами новогодних героев создадим на их основе.

Нужно будет сделать два подобных шара: один большего размера, другой поменьше. Весь процесс изготовления можно посмотреть в следующем видео.

Коротко изложу суть.

Здесь вместо бумажной втулки используется нить бус.

На нее нанизывают сначала длинные полоски и замыкают их в шар, сверху на бусы продолжают надевать короткие полосы для шара, имитирующего голову.

Лицо, руки вырезают из плотной бумаги и просто приклеивают в нужных местах к телу. Дополнительно оформляют бороду, помпон на шапочке и манжеты рукавов ватой.

Есть и шаблон для вырезания деда мороза.

Ну а другие поделки можно придумывать самим или поискать рисунки в журналах и интернете.

Вот еще такая елочка из бумажных полосок мне понравилась. Подробной инструкции на русском языке нет, но по-видимому, ее можно сделать так же как и шары, только согнув полоски бумаги.

А еще сейчас стало популярно делать бумажные или картонные новогодние домики, таким идеям посвящена отдельная публикация, советую заглянуть.

Как сделать интересную поделку в школу к новому году: Олаф из носка

Снеговичка из носков и другие поделки в виде этих очаровательных созданий из разных материалов мы уже делали, а теперь предлагаю смастерить полюбившегося мультяшного героя. Он такой занятный, детишкам непременно понравится и, школьные друзья удивятся.

  • детские носки
  • стакан или чуть больше риса
  • резинки для волос
  • маленький кусок оранжевого фетра
  • черный фетр
  • глазки
  • клеевой пистолет.

Как сделать

    Насыпьте часть риса в носок в таком количестве, чтобы вас устроил размер нижнего шара снеговика, сформируйте его, помяв руками.

Убедитесь, что верхняя часть носка располагается по центру от этого шара.

Вырезаем из фетра детали носа и рта, приклеиваем их и глаза на тело снеговичка.

Пуговицы, руки и даже волосы тоже можно сделать из фетра. Не забудьте про брови!

И последний штрих – ножки из помпонов.

Видео мастер класс по изготовлению новогодней поделки «Домик в шаре»

Шары из ниток и клея я уже не упоминаю, мы давно их стали делать и украшать праздники. Но, посмотрите, какую интересную зимнюю композицию можно создать, если в большом таком шаре разместить домик в снегу, окна которого излучают свет по вечерам!

Читайте также:
Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел?

Как сделать эту композицию, смотрим в видео.

Необходимые материалы:

  • джут
  • клей ПВА
  • термоклей
  • картон
  • гуашь
  • белые нитки
  • фоамиран
  • синтепон
  • вата
  • блестки
  • снежинки
  • мишура
  • светодиодная гирлянда
  • веточка сосны
  • деревянная доска.

Легкие новогодние поделки вместе с детьми в детский сад

У кого дома есть маленькие дети, всегда возникает вопрос, чтобы сделать в детский сад. Посмотрите на следующие поделки к новому году: интересненько и легко в исполнении.

Елочки из картона и фетра

Для первого варианта нам нужно будет вырезать из картона елочку в виде треугольника на ножке. В нем следует сделать несколько отверстий при помощи дырокола. Эту заготовку приклейте на яркий фетр, а края его обрежьте. В верхней части делаем отверстие и продеваем в него нить, чтобы подвесить.

Во втором варианте нам понадобятся несколько треугольников из фетра и плотной бумаги разной величины. Сделайте их края волнистыми, а затем склейте эти детали, наложив друг на друга, чередуя материал.

Можно еще на картонную заготовку наклеить все, что угодно: пуговицы, помпоны, конфеты и т.д. Пример смотрите на главном фото.

Снеговик

Веселый такой снеговичок – прекрасная поделка к новому году, которая покачивается на столе.

Возьмем обычный лист бумаги, нарисуем на нем окружность того диаметра, каким вы хотите видеть игрушку, и вырежем его.

В этом круге нарисуем снеговика, только так, чтобы тело его было расположено в нижней части, а голова немного выше середины.

Предложите малышу раскрасить картинку.

Теперь нужно перегнуть круг пополам и прижать немного края – это будут отметки для дальнейших действий.

По отметкам проводим карандашом тонкую линию (не затрагивая изображение снеговика).

Выше полученной линии следует прорезать фигурку канцелярским ножом.

Оставшуюся за вырезанной головой бумагу согните по линиям и поделка готова. Поставьте ее на стол, слегка качните и ваш снеговик оживет.

Выкройки для поделок на новый год из фетра

Многие рукодельницы любят работать с фетром, а к новому году из этого материала можно сделать великолепные мягкие игрушки на елку. Хотя это очень кропотливый труд: собрать изделие из множества приклеенных или пришитых мелких деталек, но если он приносит удовольствие, то давайте займемся. А выкройки у нас есть.

Я подумала, что эти шаблончики пригодятся нам и для выпечки имбирного печенья )).

Если позволяет бюджет и у вас достаточно много материала, можно сделать елку из фетра, на которую ребенку будет интересно вешать игрушки: и не уколется, и ничего не разобьет, да и вообще можно с ними играть и перевешивать.

Для этого надо сделать два конуса – один будет основанием для устойчивости.

На втором сделайте строчку, имитирующую ветки, и пришейте пуговицы. А на игрушках придется сделать петельки.

Новогодняя поделка из шишек

Так мне нравятся вещички из этого лесного материала! Наверно, на эту тему нужна отдельная статья. Но вот не могу не поделиться интересной идеей, которую недавно встретила. Вроде бы все просто: вокруг свечи приклеивают на основание шишки, но как же необычно и красиво выходит! Давайте посмотрим, как сделать такую композицию.

Из картона вырезаем круг – подставку подходящего вам размера.

Бечевкой обрамляем края и прокладываем ее сверху круга по периметру. Используем термопистолет.

Вот примерно так.

У сосновых шишек убираем сердцевину, можно использовать для этого секатор или круглогубцы.

Краску голубого и розового цвета разводим белой, чтобы цвет был более нежный, и окрашиваем ими «лепестки» в шишках. Сердцевинку оставляем как есть коричневой, тогда получится эффект цветов.

В композицию добавим еще шишек от лиственницы, тоже их выкрасим.

В центре круга размещаем свечу, а вокруг нее приклеиваем наши заготовочки.

Для нарядности добавим еще немного белых цветов.

В заключение сбрызнем белым снегом из баллончика.

Вот такие идеи поделок к новому году я вам предложила – самое интересное, что можно сделать своими руками из их великого множества, на мой вкус, конечно. И это еще не все, просто уже в одну публикацию не хочется размещать, итак довольно объемная вышла. Так что будут еще и новые статьи, жду вас в гости!

Поделки на Новый год 2021 – пошаговые мастер-классы, фото идеи и примеры, дельные советы

В преддверии Нового года можно открыть дома «Мастерскую Деда Мороза», в работе которой смогут принять участие все члены семьи. Изготовление новогодних поделок, которыми украшали елку и дом, а также дарили друг другу в качестве подарков на Новый год, было когда-то семейной традицией, возродить которую можно и сегодня.

Новогоднее рукоделие не требует больших затрат, помогает развивать творческую фантазию и креативность, позволяет создать эксклюзивный новогодний интерьер дома. В качестве материалов можно использовать для таких поделок подручные средства, создавая из них настоящие шедевры ручной работы.

  1. Новогодние открытки
  2. Изготовление снежинок из клея ПВА
  3. Изготовление елок
  4. Ароматная елка из зерен кофе
  5. Елка из конфет
  6. Рождественский венок из шишек
  7. Игрушки из фетра, шерсти и старых детских носков
  8. Интересные фото идеи новогодних поделок

Новогодние открытки

Сделать своими руками новогоднюю открытку ручной работы сможет каждый. Нужно только проявить немного фантазии, создавая оригинальную новогоднюю композицию.

Для работы потребуются:

  • цветной картон;
  • клей;
  • ножницы;
  • бусинки, пуговицы, декор различного типа;
  • шнурок;
  • блестки;
  • гофрокартон;
  • декоративные прищепки;
  • бумага для скраббукинга;
  • тонкая бумага разных цветов.

Изготовление открытки всегда должно начинаться с разработки дизайна новогодней композиции. Ее можно создать из того, что есть под руками. Это может быть новогодняя елка, снеговик, оленья упряжка, Дед Мороз или любой символ зимы и новогодних праздников.

Из картона вырезается основа открытки размером 13х20 см. Можно сделать красивую и простую композицию с варежками или валенками.

На картонную основу следует вырезать фон из скраб бумаги, который должен быть меньше ее на 2-3 см. Нарисовать трафареты варежек, шапок или валенок, вырезать их из гофрокартона. На декоративном шнурке сделать два узелка по краям. Приклеить скраб бумагу к картону. Шнурок приклеить в местах узелков посередине открытки. С помощью декоративных прищепок прикрепить к нему вырезанные из картона варежки или валенки. Открытку посыпать блестками, имитирующими снег.

Читайте также:
Прически для девочек: коса навыворот, пучок в стиле ампир, плетения в виде цветов

Изготовление снежинок из клея ПВА

Снежинки – классические символы Нового года. Ими украшают окна и елку. Из них делают гирлянды. Эффектно будут смотреться снежинки, сделанные из клея ПВА. Уйдет на их изготовление немного времени.

Для работы нужно взять:

  • клеевой пистолет или пластиковую емкость с тонким носиком-дозатором;
  • клей ПВА;
  • нитки;
  • пергаментную бумагу;
  • блестки.

На пергаментной бумаге сделать трафареты снежинок с помощью тонкого несмываемого маркера. Смазать ее поверхность потом средством для мытья посуды. Клеем обвести нарисованные трафареты так, чтобы получился контур снежинки. Пока клей сохнет, посыпать изделие блестками, чтобы они приклеились к снежинке и не отваливались.

После того как новогодние украшения высохнут, осторожно снять их с бумаги, приклеить петельку на один из краев, чтобы можно было такую игрушку повесить на елку.

Изготовление елок

Небольшие новогодние елки можно сделать из разных материалов. Они могут использоваться для украшения большой елки, из них можно сделать гирлянду, создать новогоднюю инсталляцию, украсить ими подоконник.

Для изготовления главного символ зимнего праздника может использоваться любой материал:

  • фетр;
  • конфеты;
  • пластиковые бутылки;
  • цветная бумага;
  • нитки;
  • фанера;
  • перья.

Новогоднюю елку можно склеить, сшить, выпилить или связать. Каждый сам может выбрать наиболее подходящую для него технику изготовления.

Ароматная елка из зерен кофе

Сделать такую оригинальную елочку можно очень быстро. Для работы потребуются:

  • ножницы;
  • лист тонкого картона;
  • клей «Момент» с консистенцией геля;
  • бусинки;
  • мелкий декор.

Из картона вырезается широкий треугольник и склеивается в форме конуса. На его поверхность приклеиваются зерна кофе вместе с небольшими бусинками, которые будут изображать новогодние шары. Вся поверхность конуса покрывается кофе и мелким декором, который приклеивается в промежутки между зернами.

Такая ароматная елочка украсит кухню или спальню. Она будет также выполнять роль ароматизатора воздуха в доме.

Елка из конфет

Делается эта новогодняя поделка по такому же принципу. Только конфеты в фантиках наклеиваются на поверхность конуса не клеем, а скотчем.

Елочка из фетра

Из зеленого фетра можно сделать елки разного типа. Они могут быть плоскими и объемным, большими и маленькими. Если сшить маленькие фетровые елочки в большом количестве, из них получиться красивая новогодняя гирлянда. Большой плоский силуэт новогоднего дерева можно повесить на стену как панно и красить его, словно живую елку, различным мелким декором.

Для изготовления объемных елок из фетра нужно взять:

  • листовой или рулонный фетр;
  • нитки;
  • длинные деревянные шпажки;
  • швейную иголку;
  • плотную бумагу для трафарета
  • синтепон для набивки;
  • клей «Момент» в виде геля;
  • бусинки, маленькие пуговицы и другой мелкий декор.

Нарисовать самим силуэт елки или скачать его из интернета. Сделать выкройку-трафарет из плотной бумаги. Раскроить из фетра заготовки елок: каждая елочка должна состоять из двух деталей.

Собрать елку и сшить через край , оставив внизу маленькое отверстие для набивки. Вставить вниз деревянную шпажку и дошить игрушку до конца. Готовую елку украсит бусинками и маленькими пуговицами. Из елочек на шпажках получиться красивая инсталляция для подоконника. Их можно вставить в горшки с комнатными растениями.

Если пришить к такой игрушке шелковую петельку, она отлично будет смотреться на живой новогодней еле.

Из фетровых игрушек получиться красивая гирлянда, которую вешают на стену, в дверной проем или над окном.

Рождественский венок из шишек

Эффектным украшением дома станет рождественский венок, сделанный своими руками. Его принято вешать на входные двери, ставить на стол в центр и украшать свечами.

Для работы нужно подготовить:

  • шишки;
  • плотный картон для основы;
  • разный новогодний декор;
  • белую краску и лак на водной основе;
  • клей «Момент»;
  • нож для резки бумаги;
  • ножницы;
  • кисточку;
  • блестки;
  • шелковые ленты.

Шишки следует заснежить с помощью белой краски и положить сохнуть. Из картона вырезать обруч с широким краем, используя в качестве трафаретов тарелки разного диаметра. Сначала обводится контур большой тарелки. Потом в получившийся круг вставляется посередине тарелка поменьше и тоже обводится.

Вырезать канцелярским ножом окружность с широким краем. На основу плотно наклеиваются подсохшие шишки и новогодний декор. Когда изделие будет готово, на его задней стороне следует приклеить петельку, если венок будет подвешиваться на вертикальную поверхность. Побрызгать готовую поделку блестками и повесить в нужное место.

Игрушки из фетра, шерсти и старых детских носков

Новогоднюю игрушку можно сшить из плотного фетра, свалять из шерсти, вырезать из бумаги. Даже простой детский носок может стать материалом для новогодней мыши, если приложить фантазию.

В интернете можно найти подходящий мастер-класс по изготовлению текстильных игрушек тильди, которые наверняка понравятся девочкам

Мышонок, сделаны в технике сухого валяния

Милого мышонка из непряденой шерсти сделает даже неопытная рукодельница. Потребуется для этого совсем немного материала, пара бусинок и тонкая проволока для хвоста

Из серой шерсти сделать валик в форме капли и начать валять его иголкой до тех пор, пока он не станет плотным. При этом нужно следить за тем, чтобы он имел каплеобразную форму.

Заостренный конец станет мордочкой мышонка. На него нужно пришить глаза-бусинки. Потом наметить карандашом рот и нос и пройтись по ним иголкой так, чтобы получилось рельефное изображение. Взять немного светлой шерсти и привалять ее в области щек зверька. Из небольшого кусочка шерсти на подложке свалять круглые ушки, оставив не заделанным один край.

Привалять уши распушенной стороной к мордочке мышонка.

Взять проволоку, отрезать от нее кусок для хвоста, который обмотать розовыми нитками и промазать клеем. Со стороны толстого конца туловища острыми ножницами сделать небольшое отверстие и вклеить хвост.

Новогодние поделки могут быть изготовлены из любых материалов. Главное – это настроиться на творческий лад и включить фантазию. Обязательно следует подключить к такой работе детей.

Изготовление самодельных игрушек новогодней тематики станет отличной идеей для развивающего детского досуга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: