Цистит у ребенка в 3 года: первая помощь, лечение и причины

Цистит у ребенка в 3 года: первая помощь, лечение и причины

Различные воспалительные процессы мочевыделительной системы у детей являются обязательным поводом обращения за квалифицированной медицинской помощью. Одним из самых распространенных патологий в детской урологии является цистит.

Заболевание проявляется появлением воспалительного процесса на слизистой, выстилающей внутреннюю поверхность мочевого пузыря. Циститы различной этиологии диагностируются у детей любого возраста. В младенчестве это заболевание одинаково распространено между девочками и мальчиками. С возрастом появлению клинических признаков воспаления мочевого пузыря становятся более подвержены девочки, это связано с анатомическими особенностями строения мочеполовой системы. У мальчиков старше 5-6 лет цистит возникает крайне редко и как правило является следствием нисходящей инфекции.

В зависимости от течения болезни, цистит у детей бывает хроническим и острым. Независимо от вида заболевания, оно требует своевременного и эффективного лечения. Без лечения цистит в детском возрасте часто становится поводом для необратимых последствий в органах мочевыделительного тракта и тяжелых осложнений со стороны других органов и систем.

Причины возникновения

В зависимости от механизма попадания воспалительного агента в просвет мочевого пузыря, цистит может быть обусловлен следующими путями заражения:

  • Нисходящая инфекция. В таких случаях цистит у мальчиков и девочек возникает на фоне хронического или острого пиелонефрита, мочекаменной болезни почек и других патологий;
  • Лимфогенный механизм. Возбудитель попадает в орган-мишень посредством лимфотока из соседних зараженных органов;
  • Гематогенный путь, предполагающий развитие генерализованной инфекции из других органов с бактериальным инфицированием. Чаще всего причиной цистита у детей при таком механизме становятся бактериальные тонзиллиты и аденоидиты;
  • Восходящая инфекция. Именно этот путь наиболее часто встречается у взрослых девочек и женщин. Это связано с анатомической близостью анального отверстия и уретры. Чаще всего циститы у детей спровоцированы условно-патогенной бактерией E.coli, колонии которой находятся к кишечнике. При несоблюдении правил личной гигиены происходит механической обсеменение уретры этим возбудителем, после чего бактерия попадает в мочевой пузырь и провоцирует развитие воспаления.
Развитию цистита у мальчиков и девочек способствуют следующие факторы:
  • врожденные аномалии развития внутренних органов;
  • переохлаждения;
  • наличие очагов инфекции в организме любой локализации;
  • снижение защитных функций организма, спровоцированные некоторыми иммунодепрессивными состояниями;
  • несоблюдение правил личной гигиены;
  • необходимость приема различных медикаментозных средств;
  • несбалансированное питание;
  • аллергические реакции;
  • дисбактериоз кишечника, молочница и др.

Признаки цистита у больных детского возраста

Независимо от механизма инфицирования мочевого пузыря существуют специфические признаки цистита у детей, к ним относятся:

  • болезненное мочеиспускание (у больных грудного и младшего возраста этот процесс сопровождается плачем или беспокойством;
  • увеличение количества позывов к мочеиспусканию;
  • уменьшение разовой порции мочи;
  • изменение ее цвета, прозрачности, появление примесей слизи или крови;
  • повышение температуры тела до фибрильных значений;
  • выраженная слабость;
  • боли различного характера и интенсивности, локализованные в нижних отделах живота.

Появление даже одного из перечисленных выше признаков заболевания, требует незамедлительной консультации у педиатра или детского уролога. Только специалист может поставить точный диагноз и назначить эффективное лечение. Самолечение в таких ситуациях грозит развитие опасных для жизни осложнений и может стать причиной инвалидности во взрослом возрасте.

Осложнения цистита у детей

При своевременном начале специфической терапии цистит у мальчиков и девочек отличается благоприятным исходом болезни и редко переходит в хроническую форму. Без обращения за квалифицированной медицинской помощью цистит у детей быстро прогрессирует и способствует развитию следующих осложнений:

  • гломерулонефрит;
  • пиелонефрит;
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс;
  • интерстициальный цистит;
  • спаечная болезнь в органах малого таза;
  • генерализованные инфекции и сепсис;
  • острая или хроническая почечная недостаточность.

Эти негативные последствия часто становятся причиной глубокой инвалидизации и требуют длительного и дорогостоящего лечения. Поэтому при подозрении на воспаление в мочевом пузыре у ребенка не следует затягивать обращение за помощью в профильное лечебное учреждение.

Диагностика

Диагноз цистит не ставится по результатам заочной или очной консультации специалиста уролога или педиатра. Для этого требуется лабораторное подтверждение инфекционного процесса.

При подозрении на цистит ребенку проводятся следующие лабораторные исследования:

  1. Общий анализ капиллярной крови;
  2. Общий анализ мочи;
  3. Анализ мочи на стерильность с определением чувствительности к антибиотикам;
  4. Мазок из уретры и влагалища (для девочек).

Цистит требует дифференциальной диагностики с другими опасными заболевания, поэтому врач может порекомендовать и другие виды диагностических мероприятий (УЗИ органов малого таза и мочевого тракта, рентгенография с контрастом, компьютерная томография, ПЦР анализ, цитоскопия под общим или местным наркозом и др.)

Лечение

Современная медицина предполагает консервативный метод лечения цистита у мальчиков и девочек. Для этого используются следующие методы воздействия:

  • Специфическая медикаментозная терапия, направленная на снятие воспаления. У детей чаще всего используются паротивоспалительные медикаменты, в тяжелых случаях показан прием антибиотиков широкого спектра.
  • Оптимизация питьевого режима. Для быстрой эвакуации возбудителя и его токсинов из мочевыделительного тракта требуется увеличение порции отделяемой мочи, поэтому маленьким пациентам показано увеличение принимаемой жидкости за счет питьевой воды, компотов, растворов для дегидратации, морсов и пр.
  • Соблюдение постельного режима.
  • Диетическое питания. Наиболее рациональна при цистите у детей молочно-растительная диета. Из рациона питания необходимо исключить жареные, соленые и копченые блюда. Кроме этого, важно ограничить потребление сахара.

В большинстве случаев цистит у детей лечится в амбулаторных условиях, только пациентам грудного возраста может быть показана экстренная госпитализация в профильное отделение.

Читайте также:
Ребенок боится других детей, чужих людей, врачей - в каком возрасте это уже не норма?

Улучшение общего самочувствия наблюдается уже через 2-3 дня, но процесс восстановления слизистой носит достаточно продолжительный характер. Для предотвращения перехода цистита в хроническую форму необходимо строго соблюдать все врачебные рекомендации и пройти полный курс лечения.

Профилактика

Цистит не смотря на свою высокую распространенность является сложным и опасным заболеванием, особенно для маленьких пациентов. Поэтому чрезвычайно важно предупредить его появление, для этого достаточно соблюдать следующие несложные правила:

  1. Соблюдение норм личной гигиены (периодичность гигиенических процедур, режим смены нательного белья);
  2. Сбалансированное питание;
  3. Предупреждение переохлаждения у детей любого возраста;
  4. Закаливающие процедуры;
  5. Своевременное лечение любых инфекционных процессов;
  6. Регулярные контрольные анализы мочи и крови с целью своевременного выявления заболевания на ранней стадии.

Цистит у детей

Цистит – это распространенное заболевание мочевыделительной системы, характеризующееся воспалением мочевого пузыря. Диагностикой и лечением цистита у ребенка занимается детский уролог.

Описание заболевания

Цистит является одной из часто встречающихся в детском возрасте патологий мочеполовой системы, которая характеризуется воспалительным процессом, протекающим в мочевом пузыре. К основным симптомам болезни относят: боль и резь при мочеиспускании, частые позывы, кровянистые выделения в моче. Цистит приносит большой дискомфорт ребенку, мешая вести привычный образ жизни.

Главная причина развития заболевания – проникновение в мочевыводящие пути болезнетворных микроорганизмов, вызывающих воспаление в мочевом пузыре. Примечательно то, что девочки страдают данной патологией значительно чаще мальчиков. Связано это с физиологическими особенностями женского организма (более коротким и широким каналом мочеиспускания, близостью расположения уретры, влагалища и ануса).

При подозрении на развитие у ребенка цистита необходимо своевременно обратиться за медицинской консультацией к врачу-урологу. При отсутствии лечения болезнь может спровоцировать серьезные осложнения и привести к пиелонефриту, уретриту, пузырно-мочеточниковому рефлюксу и др.

Симптомы цистита

Проявления цистита и их интенсивность могут варьировать в зависимости от вида инфекционного агента, вызвавшего заболевание, а также наличия сопутствующих воспалительных процессов в организме.

Наиболее характерные для цистита симптомы:

  • Частые позывы в туалет «по-маленькому» (позывы могут возникать каждые 20-30 минут).
  • Жжение в районе уретры.
  • Болезненность и резь при выделении мочи.
  • Малые порции выделяемой мочи при мочеиспускании.
  • Болевой синдром в нижней части живота.
  • Изменение цвета мочи (темная мутная урина, нередко с хлопьевидными или кровянистыми примесями, осадком).
  • Резкий неприятный запах урины.
  • Повышение температуры тела.
  • Слабость, головная боль.

У младенцев патологию можно заподозрить по беспокойному поведению, плачу во время мочеиспускания, нарушению сна, отказу от еды, повышению температуры тела.

Причины цистита

В большинстве случаев воспаление мочевого пузыря возникает под воздействием бактериальной флоры. Болезнь вызывается кишечной палочкой, стафилококком, клебсиеллой, хламидией, синегнойной палочкой или их сочетаниями.

Цистит может быть первичным заболеванием, а может развиваться на фоне инфекционных поражений близлежащих органов. Помимо этого различают острую и хроническую форму патологии. Острый цистит резко возникает и имеет стремительное течение. К развитию острой формы болезни могут привести следующие факторы:

  • Ослабление иммунной системы ребенка, вызванное переохлаждением организма, авитаминозом, хроническими заболеваниями, стрессами, физическим или эмоциональным переутомлением.
  • Несоблюдение правил личной гигиены – несвоевременная смена нижнего белья, использование грязных полотенец, неправильное подмывание (подмываться необходимо в направлении спереди назад, для того, чтобы не перенести инфекцию из анального отверстия в половые органы и уретру).
  • Постоянное ношение подгузников, их несвоевременная замена.
  • Наличие сопутствующих гинекологических заболеваний (вульвовагинита, вульвита).
  • Заражение микроорганизмами, передающимися половым путем (актуально для подростков, начавших половую жизнь).
  • Катетеризация и проведение оперативных вмешательств на органах мочеполовой системы.

Наиболее частая причина развития хронической формы цистита заключается в неправильном лечении острой формы или его полном отсутствии.

Диагностика цистита

Важной составляющей успешного лечения цистита является его своевременная диагностика. Для того, чтобы болезнь была обнаружена на ранних, легко излечимых стадиях, родителям необходимо показать ребенка врачу еще при первых симптомах болезни – учащенном мочеиспускании и дискомфорте в паховой области.

Мальчики и девочки с подозрением на цистит должны быть осмотрены врачом-урологом. Зачастую у девочек цистит протекает совместно с воспалительными процессами в половых органах, в связи с чем может понадобиться дополнительный осмотр гинекологом. Во время врачебного приема специалисты уточняют у детей и их родителей симптомы заболевания, их длительность и степень выраженности.

После постановки предварительного диагноза юные пациенты направляются на лабораторные методы диагностики заболевания:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • бактериологический посев мочи;
  • исследование мочи по Нечипоренко;
  • мазок на микрофлору.

При частых рецидивах заболевания специалисты рекомендуют сделать УЗИ мочеполовой системы, цистоскопию и цистографию. Комплексная диагностика направлена на выявление цистита и сопутствующих ему патологий (например, наличия конкрементных образований в мочевом пузыре, повреждения стенок органа и его деформация).

Лечение цистита

Так как в подавляющем большинстве случаев цистит имеет бактериальное происхождение, основной метод лечения – проведение антибиотикотерапии. При этом вид антибиотика и его дозировка должны подбираться исключительно квалифицированным врачом. Излишняя самостоятельность родителей может привести к необратимым последствиям.

Помимо курса антибиотиков ребенку могут быть назначены следующие группы лекарственных препаратов:

  • противовоспалительные средства;
  • противогрибковые препараты;
  • спазмолитики;
  • жаропонижающие средства;
  • препараты с мочегонным эффектом.

Для закрепления лечебного эффекта могут проводиться физиотерапевтические процедуры: электрофорез, магнитотерапия, ультравысокочастотная терапия, лечебная физкультура.

В дополнении к основному лечению пациентам необходимо соблюдать специальную диету и питьевой режим. Для борьбы с инфекционной интоксикацией следует употреблять большое количество чистой питьевой воды. Кроме этого, из детского рациона необходимо исключить острые, сильно соленые, копченые и жареные блюда, а также газированные напитки.

Читайте также:
Ребенку 1 год и 1 месяц – как развивается малыш, и что умеет делать в этом возрасте?

Профилактика цистита

Гораздо легче предупредить развитие болезни, чем впоследствии заниматься ее лечением. Для того, чтобы не допустить появление цистита, важно соблюдать меры профилактики:

  • Следить за гигиеной половых органов:
    • проводить ежедневные подмывания (при этом девочкам необходимо подмываться спереди назад);
    • не пользоваться чужими вещами и предметами личного пользования;
    • приобретать ребенку свободное, несильно обтягивающее белье из натуральных тканей.

  • Выпивать достаточное количество чистой воды в день. При этом важно вовремя опорожнять мочевой пузырь. В противном случае застой урины создает условия для присоединения патогенных микроорганизмов.
  • Избегать переохлаждений. Низкие температуры провоцируют снижение общего и местного иммунитета, что сильно повышает вероятность инфицирования организма бактериями, вызывающими воспаление мочевого пузыря.
  • Своевременно лечить заболевания мочевыделительной и половой системы. К факторам, способствующим появлению цистита, относятся такие заболевания, как мочекаменная болезнь, панкреатит, колит, дисбактериоз и др.

При возникновении цистита ребенка необходимо показать опытному специалисту. В клинике для детей и подростков «СМ-Доктор» работают квалифицированные врачи, способные быстро и эффективно устранить причину и проявления цистита. Доверяйте здоровье своих детей профессионалам!

Цистит у ребенка в 3 года: первая помощь, лечение и причины

Цистит – воспалительное заболевание слизистого и подслизистого слоя мочевого пузыря. Цистит является одним из проявлений инфекции мочевых путей у детей.

Острый цистит начинается с расстройства мочеиспускания. У детей появляются императивные позывы на мочеиспускание каждые 10-20-30 минут. Частота мочеиспусканий зависит от тяжести процесса. Циститы встречаются у детей обоих полов и любого возраста, но чаще возникает у девочек дошкольного и школьного возраста.

Дети подросткового возраста отмечают боли внизу живота, в надлобковой области, усиливающиеся при прощупывании и наполнении мочевого пузыря. В конце акта мочеиспускания может наблюдаться боль в основании мочевого пузыря, уретры, полового члена у мальчиков. Может наблюдаться недержание мочи.

У детей раннего возраста (до 3х-4х лет) симптомы острого цистита неспецифичны. Для него характерно острое начало. Ребенок проявляет беспокойство и плачет во время мочеиспускания, мочеиспускание учащенное. У детей раннего возраста инфекционный процесс слабо локализован, часто наблюдается распространение микробно-воспалительного процесса в верхние мочевые пути, что приводит к общим симптомам в виде токсикоза, лихорадки. Подобные проявления часто отсутствует у детей старше 14 лет, у которых при цистите общее состояние нарушается несильно. Обычно, нет проявления интоксикации, температур в пределах нормы, что обусловлено особенностями кровоснабжения слизистого и подслизистого слоя мочевого пузыря у более взрослых детей.

При хроническом цистите вовлекаются в воспалительный процесс все слои стенки мочевого пузыря (слизистая оболочка, мышечный слой, наружный слой). Проявления цистита зависят от формы и характера течения цистита.

Частота цистита у мальчиков и девочек грудного возраста приблизительно одинакова. В старшем возрасте девочки болеют чаще, чем мальчики. Средний возраст детей к началу хронического цистита составляет 4-5 лет.

Наиболее высокая частота циститов у девочек обусловлена:

  • близостью мочеиспускательного канала к естественным резервуарам условно-патогенной микрофлоры (влагалище и анус),
  • короткая уретра,
  • наличие сопутствующих гинекологических заболеваний (вульвита, вульвовагинита).

Поэтому в профилактике циститов важное значение имеет соблюдение правил личной гигиены.

Основные возбудители цистита у детей: кишечная палочка, фекальный стрептококк, энтерококки, клебсиеллы, протей, синегнойная палочка, дрожжи, сапрофитный стафилококк. Путь инфицирования – восходящий по уретре.

Факторы, увеличивающие риск возникновения циститов:

  • мочекаменная болезнь,
  • сахарный диабет,
  • cоматические заболевания,
  • гиповитаминозы (А, С, Е, В,),
  • иммунодефицитные состояния
  • прием нефротоксичных лекарственных препаратов,
  • инородные тела в мочевом пузыре,
  • средства, уменьшающие поверхностное натяжение воды (пена для ванн).

У детей различают два основных типа цистита: острый цистит и хронический. Острый цистит у ребенка развивается довольно быстро в течение нескольких часов или дней и проявляется поверхностным воспалением слизистой оболочки мочевого пузыря. В случае правильного лечения в течение 7-10 дней острый цистит заканчивается полным выздоровлением.

Хронический цистит возникает как следствие частого заболевания острым циститом и обычно наблюдается у детей страдающих различными заболеваниями, способствующими возникновению цистита. Хронический цистит может протекать длительно и значительно сложнее поддается лечению, чем острый цистит. При остром цистите воспаление ограничивается слизистой оболочкой и подслизистым слоем.

В развитии гемморагического цистита (цистита с кровью в моче) признается большая роль вирусов. При сокращении детрузора мочевого пузыря могут выделяться капельки свежей крови.

Проявления хронического цистита зависит от того заболевания, на фоне которого развился цистит. При хроническом течении болезни у ребенка симптомы цистита могут быть слабовыраженными и усиливаться только во время обострения болезни. Обычно хронический цистит проявляется учащенным мочеиспусканием, неудержанием мочи днем и ночью.

В обследование при цистите входят:

  • общий анализ мочи,
  • общий анализ крови,
  • анализ мочи по Нечипоренко,
  • посев мочи на стерильность с определением чувствительности к антибиотикам,
  • УЗИ почек и мочевого пузыря.

Лечение при цистите комплексное с учетом этиологических факторов и предусматривает общее и местное воздействие.

Общие рекомендации по облегчению состояния больного

При остром и обострении хронического цистита необходим постельный режим, который способствует уменьшению позывов и нормализации функций мочевого пузыря.

Необходимо обильное питье на 50% выше возрастной нормы. Суточное количество жидкости надо распределить равномерно в течение дня. Показаны слабощелочные минеральные воды, морсы, слабо концентрированные компоты.

Пища при цистите не должна быть раздражающей, целесообразно исключить все острое, пряности, специи. Показаны молочные и растительные продукты, фрукты богатые витаминами. Полезны йогурты богатые лактобактериями. Рекомендовано употребление морса из клюквы, брусники, они содержат биологически активные вещества, благотворно влияющие на консистенцию слизи и предотвращающие рецидивирование циститов.

Как уберечь девочку от хронического цистита?

Цистит — воспалительный процесс слизистой оболочки мочевого пузыря. По статистике, примерно 30% женщин знакомы с его симптомами: болезненное мочеиспускание, жжение, боль, недержание мочи. Нередки случаи, когда первичным циститом заболевает маленькая девочка, но не вылеченная вовремя болезнь преследует ее всю оставшуюся жизнь.

Чтобы избежать неприятностей, которые несет хронический цистит, достаточно следовать ряду правил, о которых рассказывает заведующая отделением гинекологии Морозовской детской городской клинической больницы Елена Викторовна Сибирская.

Почему у девочек цистит встречается чаще, чем у мальчиков?

Таковы анатомические особенности женской мочеполовой системы. У девочек уретра шире и короче, к тому же совсем рядом располагается анальное отверстие – частый источник болезнетворных бактерий.

Отчего возникает цистит?

Все начинается с проникновения патогенных микроорганизмов в мочевой пузырь. Пути заражения могут быть разными:

восходящий — «снаружи», через мочеиспускательный канал,

нисходящий — «изнутри», из почек;

лимфогенный — из соседних тазовых органов;

гематогенный — из отдельных очагов заражения в организме. Это могут быть, к примеру, воспаленные миндалины.

Один из сценариев развития первичного цистита:

Моча попадает во влагалище, как следствие – развивается вульвовагинит (воспаление вульвы и слизистой оболочки влагалища). Это объясняется недостаточностью выработки эстрогена, что приводит к развитию во влагалище кокковой флоры. В дальнейшем кокковая флора сменяется на бациллярную, а инфекция распространяется на мочевой пузырь.

Правда ли, что основная причина возникновения цистита – переохлаждение?

Переохлаждение может быть катализатором цистита: переохлаждение – это стресс для организма, и если у ребенка снижен иммунитет, разумеется, риск заболеть возрастает. Наши мамы и бабушки, когда говорили «не сиди на камнях – застудишься», были отчасти правы.

Но есть и другие факторы, которые способствуют развитию цистита:

– несоблюдение правил гигиены;

– ношение некачественного синтетического белья;

– недостаточное, несвоевременное опорожнение мочевого пузыря;

– нарушение кровообращения в его стенке и малом тазу;

– воздействие на стенку мочевого пузыря химических веществ, выделяющихся с мочой;

– иногда – аллергические реакции.

Всегда в группе высокого риска по циститу находятся девочки с хроническими и эндокринными заболеваниями, колитом, панкреатитом, авитаминозом, мочекаменной болезнью и с врожденными аномалиями мочеполовой системы.

В каком возрасте девочки чаще всего болеют циститом?

Заболеть циститом можно в любом возрасте, даже в младенческом – тогда основной фактор риска, конечно, не переохлаждение, а несоблюдение мамой правил гигиены (например, девочку подмывают сзади вперед, перенося микробы из анального отверстия на вульву).

Девочки-подростки тоже часто подвержены циститу, и здесь главный фактор риска – раннее начало половой жизни. Соприкосновение с чужой микрофлорой – дополнительный риск, особенно если по какой-то причине девочка не пользуется средствами барьерной контрацепции.

Единственный способ защитить выросшую девочку от инфекций мочеполовой системы – объяснить ей, что не стоит слишком часто менять сексуальных партнеров и из всех средств контрацепции выбирать именно презервативы.

По каким симптомам определить, что у ребенка цистит?

Видимые симптомы цистита:

1. Частое болезненное мочеиспускание: больше 8 раз в сутки – это уже достаточно часто, чтобы насторожиться.

2. Частые позывы к мочеиспусканию;

3. Недержание мочи;

4. Помутнение и изменение цвета мочи;

5. Острые боли в промежности и в нижней части живота;

6. Возможно повышение температуры.

И по этим симптомам можно поставить диагноз?

Нет, одних только зримых симптомов недостаточно. Чтобы убедиться, что у девочки действительно цистит, необходимо:

а) показаться педиатру, урологу и/или детскому гинекологу: это нужно, чтобы исключить другие заболевания, например, вагинит;

б) подтвердить диагноз лабораторными исследованиями – сдать анализ мочи.

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ. КАК ПРАВИЛЬНО СДАТЬ АНАЛИЗ МОЧИ?

1. Накануне сдачи анализа старайтесь не есть овощи и фрукты, которые влияют на окрас мочи (например, свекла).

2. Сдавайте мочу только в специальном стерильном контейнере.

3. Старайтесь собирать именно первую утреннюю мочу.

4. Перед сбором мочи проведите тщательный гигиенический туалет половых органов.

5. Первые капли (1-2 секунды) выпустите в унитаз, затем, не прерывая мочеиспускания, подставьте контейнер для сбора мочи. Обычно для анализа достаточно 50-100 мл жидкости.

6. Плотно закройте контейнер крышкой.

7. Чтобы собрать мочу у ребенка до 2 лет, можно использовать специальные мочесборники, которые продаются в аптеках.

Обратите внимание! При сдаче анализов мочи по Нечипоренко, а также суточной мочи, существуют свои правила. О них вам расскажет лечащий врач.

Может ли цистит развиваться без боли? Есть ли опасность его «упустить»?

Если ребенок заболел впервые, то скорее всего заболевание будет сопровождаться болями. А вот запущенный, хронический цистит может протекать незаметно.

Как лечится цистит?

1) Медикаментозное лечение. Обычно назначают противовоспалительные препараты, в редких случаях – антибиотики;

2) Постельный режим – как правило, 5-6 дней;

3) Молочно-растительная диета. Исключите соленую, жирную и острую пищу: это необходимо прежде всего для того, чтобы во время болезни не создать дополнительную нагрузку на мочевыводящую систему.

4) Обильное питье.

Почему цистит часто перетекает в хронический? Как сделать, чтобы этого не случилось?

Чаще всего сами родители совершают роковую ошибку, когда досрочно прекращают курс лечения. Как правило, через 3-4 дня после начала приема лекарств девочка перестает жаловаться на боль, ее самочувствие улучшается – и мама отпускает ее на прогулку, разрешает купаться и т.д.

Но микроорганизмы, вызвавшие цистит, еще не убиты, и у них появляется устойчивость к препарату. Спустя некоторое время симптомы возвращаются, и приходится назначать новое лечение, еще более агрессивное.

Еще одна ошибка многих родителей – самолечение. Пожалуйста, не пытайтесь лечить ребенка «народными средствами», пытаться «вылежать» или «прогреть»: эти меры облегчают симптомы, но не борются с источником заболевания.

Чем опасен хронический цистит?

Во-первых, это серьезный дискомфорт: частое мочеиспускание, жжение, боль. Во-вторых, невылеченный цистит очень часто переходит в пиелонефрит – воспаление почечных лоханок. Наконец, заболевание обостряется во время беременности, когда женщине противопоказаны очень многие медикаментозные препараты.

В любом случае, цистит – не самый приятный попутчик во взрослой жизни, и от него лучше избавляться как можно раньше.

Что можно сделать, чтобы уберечь ребенка от цистита?

Избегайте переохлаждения. Одевайтесь по погоде; летом, во время купального сезона, давайте ребенку хорошенько согреться в перерывах между купаниями. Старайтесь не купаться в чересчур холодной воде.

Всегда вылечивайте до конца инфекционные заболевания. Цистит часто выступает в качестве осложнения перенесенных вирусов, тонзиллита и других заболеваний.

Не приучайте девочку долго терпеть, если хочется в туалет.

Тщательно соблюдайте гигиену половых органов. Подмывайте девочку только спереди назад, не допускайте попадания на вульву и в область уретры бактерий из анального отверстия, не надевайте грязное белье.

Нужно ли госпитализировать девочку, чтобы вылечить от цистита?

Если вовремя поставить правильный диагноз, то цистит можно вылечить дома. Однако, если возникли осложнения, не стоит оказываться от госпитализации. Вам также стоит наблюдаться в одном из специализированных детских больниц, если заболевание перетекло в хроническую стадию.

Перечень медицинских организаций оказывающий стационарную помощь детям по профилю «урология» и «гинекология»

ГБУЗ “Морозовская детская городская клиническая больница”

ГБУЗ “Морозовская детская городская клиническая больница”

ГБУЗ “Детская городская клиническая больница Святого Владимира”

ГБУЗ “Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой”

ГБУЗ “Детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского”

ГБУЗ “Детская городская клиническая больница № 13 им. Н.Ф. Филатова”

Самые известные развивающие игры для детей 3–4 лет

Елена Жалыбина
Самые известные развивающие игры для детей 3–4 лет

Пальчиковые (для мелкой моторики)

Для развития памяти

Период раннего дошкольного развития малыша очень важен. На этом этапе он приобретает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Чтобы направлять его физическое, эмоциональное, психическое развитие в нужное русло, родители должны обеспечивать его необходимыми нагрузками. Учитывая возраст, ведущей деятельностью должна стать игра. Причём это должны быть уже не привычные прятки и догонялки, а развивающие игры для детей 3-4 лет, которые доступны родителям даже в домашних условиях, без привлечения педагогов и воспитателей.Каждая из них должна выполнять свою функцию: в игровой форме можно способствовать формированию логики, речи, мелкой моторики, памяти и внимания.

Логика — способность здраво и даже мудро рассуждать. Без неё человеку очень трудно приходится в жизни. Чтобы способствовать её формированию у малыша, можете подобрать специальные игры для развития детей 3-4 лет, которые смогут научить логическим умозаключениям.

«Поварёнок» Выставите на пол все пустые кастрюли, которые только найдёте на кухне, а рядом с ними положите вперемежку крышки. Юный Шерлок Холмс должен подобрать к каждой посудине свою собственную шляпку, анализируя их размер и цвет.

«Листопад» Наберите листья с деревьев, легко угадываемые по контуру (дуб, клён, берёза, обрисуйте их границы на бумаге. Ребёнок должен угадать, какой контур, какому листочку соответствует, не прикладывая при этом последние к рисунку.

«Фруктовый коктейль» Завяжите малышу глаза и предложите на ощупь угадать известные ему фрукты: грушу, яблоко, банан, апельсин и другие.

«Третий лишний» Нужны карточки с нарисованными предметами, среди которых один будет лишним. Например, среди чашки, ложки и кружки будет утюг. Ребёнок в процессе развивающей игры должен исключить последний предмет. Подобные детские развивающие игры на логику хорошо устраивать раз в 2-3 дня, чтобы интеллект малыша не перегружался. А в дни отдыха от мозгового штурма можете заняться речевыми способностями своего чада. И опять вам в помощь — игровая деятельность.

Существуют самые разнообразные игры для развития речи детей 3-4 лет, направленные на сформированность грамматического строя и пополнение лексического запаса. Заранее выберите те, которые заинтересуют вашего кроху и не только окажутся полезными, но ещё и заинтересуют его. Причём специалист здесь вовсе не обязателен. Все задания легко выполняются дома с родителями (о нормах и отклонениях речевого развития ребёнка 3-4 лет, можно прочесть в следующей статье).

«Врединка» Не секрет, что 3-4 года — самый упрямый возраст, и этим обязательно нужно воспользоваться, подыскивая игры, развивающие речь. В частности, дошкольник должен подбирать простейшие антонимы словам, которые вы ему называете. Например, белый — чёрный, весёлый — грустный, добрый — злой.

«Дрессировщик звуков» Для чистоты речи нужны развивающие логопедические игры, направленные на коррекцию произношения разных звуков. Повторяйте с малышом те звуки, которые произносят разные животные. Поставьте перед ним задачу максимально точного воспроизведения.

«Маленький детектив» Это игра, развивающая не только речь, но ещё и внимание. Прогуливаясь по улице, попросите ребёнка описать всё, что он видит. Он должен правильно и грамотно строить свою речь, говорить предложения и замечать малейшие детали и нюансы, которые он видит. Подобного рода дидактические игры позволяют обогатить словарный запас 3-4-летнего малыша и научить его правильно строить не только предложения, но и связывать их в единое целое — текст. Подобные речевые навыки ему очень пригодятся в школе. Да и на тестировании перед 1 классом ваш ребёнок после таких развивающих игр покажет отличные результаты. Но для достижения успехов на этом поприще не обойтись без мелкой моторики рук, с которой напрямую связан речевой аппарат в мозговой коре.

Пальчиковые (для мелкой моторики)

Чтобы мелкая моторика рук (нормы и особенности развития мелкой моторики здесь) не страдала, обязательно проводите дома развивающие игры для детей 3-х лет и сами активно в них участвуйте. Ведь именно от этого показателя, как утверждают физиологи, зависит дальнейшее формирование речи у ребёнка. Не упустите этот важный момент.

Волшебный пластилин Слепите с ребёнком царство из пластилина. Ежедневно пусть создаёт по 1 герою, параметры которого вы можете задавать сами. При этом пальчики могут тренироваться не только на пластилине, но и на тесте или глине.

Картина из пазлов Самая увлекательная из всех развивающих мелкую моторику игр — это пазлы, которые содержат мелкие фрагменты. Их нужно соединить в единое полотно. С возрастом детали должны становиться всё мельче и мельче. Начинайте с 9 пазлов в 3 года, а заканчивайте 200 пазлами в 5 лет.

Рисование Правильный захват карандаша, нажим на него, ровность изображаемых линий — всё это присутствует в рисовании. Так что раскраски — ещё один важный вид развивающей игры для данного возраста. Причём с ними ребёнок должен заниматься ежедневно. Эти простые, но очень полезные развивающие игры для детей 3-4 лет помогут сформировать мелкую моторику рук без отклонений и подготовить малыша к школе должным образом. При этом не забывайте про память, которую тоже нужно начать тренировать уже в раннем возрасте.

Для развития памяти

Существуют специальные игры на развитие памяти для детей 3-4 лет, что в дальнейшем позволит ему усваивать большие объёмы школьного материала. От этого будут зависеть и успехи в обучении.

«Супермаркет» Дайте ребёнку задание сходить в виртуальный магазин и купить ряд продуктов и вещей. Каждый раз, отправляя его в супермаркет, увеличивайте список.

«Чистюля» Дайте ребёнку осмотреться в комнате, пусть запомнит, насколько сможет, расположение вещей. Потом он выходит, и вы меняете местами некоторые предметы. Зайдя к вам, малыш должен угадать, что изменилось

.«Художник» Нарисуйте при нём несложный узор. Пусть он его рассмотрит как следует. Затем уберите картинку и попросите его воспроизвести её самому. Можно сделать развивающие игры для детей 3-4 лет своими руками, а можно купить уже готовые, настольные. В них ребёнок будет с удовольствием играть ежедневно.

Развивающая игра «Весёлые пираты» Современные развивающие настольные игры для детишек 3-4 лет отличаются увлекательностью и разнообразием. Убедитесь в этом сами.

«Скубиду» Игра, развивающая мелкую моторику и внимательность. Нужно быстрее остальных собрать свою сороконожку.

«Весёлые пираты» Здесь предполагается работа с карточками на внимательность. Каждого пирата нужно суметь посадить на свой корабль, анализируя его атрибуты и одежду.

«Микадо» Настольные домашние игры вроде этой хороши тем, что собирают по вечерам всю семью. В колечко вставляются разноцветные палочки, которые нужно по одной выдёргивать из снопа так, чтобы остальные не развалились.

«Лягушечьи бега» Ещё одна настольная игра, развивающая координацию и мелкую моторику. Маленьких лягушат нужно загнать в одну большую лягушку, нажимая пальчиком на их хвостики. Для полноценного формирования личности родители обязательно должны устраивать игры для развития ребенка в 3-4 года, чтобы в процессе он мог познавать жизнь. Примеряя на себя различные роли, принимая решения, увлекаясь и создавая свой мир в развивающей игровой деятельности, дошкольник будет всесторонне прогрессировать, тренируя свои высшие психические функции. Это позволит ему в будущем уверенно шагать по жизни и добиваться во всём успехов.

Консультация для родителей «Развивающие игры для детей на кухне» Кухня – одно из самых интересных мест для ребёнка в доме. Именно на кухне мама проводит много времени, готовя завтрак, обед и ужин для.

Консультация для родителей «Развивающие игры для детей 4–6 лет» Консультация для родителей “Развивающие игры для детей 4-6 лет” Эти игры можно использовать в дороге. 1 игра. “Профессии” Ход игры Взрослый.

Развивающие игры для гиперактивных детей 1. Подвижные игры на развитие внимания а) «Слалом-гигант». Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся.

Развивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.

Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям,.

Развивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Главной целью воспитателя, на мой взгляд, является создание условий для комфортного пребывания ребенка. Что это означает? Ребенок идет в.

Развивающие игры с крупой для детей 3 лет Развивающие игры с крупой в 3 года. На заметку для родителей. Находясь в отпуске или же просто на выходных родители не знают, чем занять.

Развивающие игры с машинками для детей 1,5–3 лет СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ С МАШИНКАМИ Развозим игрушки по домам Возьмите несколько игрушек и развезите вместе с малышом их на машине по домам.

Развивающие игры с платком для детей 2–3 лет Игра «На ветерок» Дети становятся в круг и берутся за края платка поднимая его в верх и плавно опуская в низ, при этом педагог приговаривает.

Рекомендации для родителей «Развивающие игры для детей» Продолжаю серию публикаций развивающих игр для дошкольников. Предлагаю Вашему вниманию развивающие игры для совместных игр родителей и детей.

Игры для детей 3-4 лет

Дети 3-4 лет как маленькие шустрые ракеты, которые всегда готовы играть и веселиться! Очень важно суметь направить эту кипучую энергию в правильное русло и занять малышей так, чтобы их игры были не только весёлыми, но и развивающими!

Мы предлагаем вам 25 разнообразных и полезных игр на развитие координации движений и мелкой моторики, памяти и речи, внимания и воображения, логики и мышления. В статье вы найдёте и активные игры для улицы, и более спокойные для занятий в помещении. Уверены, что дети оценят ваше желание разнообразить их вечера!

Напомним о важном условии для развивающих игр — хорошем настроении ребёнка и его желании участвовать в них. Всегда хвалите малыша за успехи, подбадривайте, если что-то не удаётся сразу. Помните, что в возрасте 3-4 лет детям пока сложно долго удерживать внимание на каком-то одном занятии. Поэтому, если ребёнок устал, дайте ему отдохнуть или смените деятельность с активной на более спокойную.

Игры для детей 3 лет

Игра 1. «Ловушка»

Возьмите моток плотных ниток и вместе с ребёнком постройте “ловушку” — натянутые в разных направлениях нити, как паутину. Можно в разных местах “сети” прикрепить маленькие колокольчики. Задача игроков — пробраться сквозь ловушку, не задев нитей и колокольчика. Если это задание кажется простым, усложните задачу и играйте на скорость! Самому быстрому и шустрому участнику подготовьте небольшой приз.

Эта игра очень нравится детям, не требует тщательной и долгой подготовки, играть в неё можно и дома, и на улице.

Игра 2. «Что в ладошках?»

Вам понадобятся 15-20 небольших предметов (фишек, палочек, значков, кубиков, кружочков) трёх цветов, которые уже знакомы ребёнку.

Задача проста — спрятав в руке вещь, спрашиваем: “Не жёлтая и не синяя, какая?”. Если малыш отвечает верно, предмет переходит к нему, нет — остаётся у ведущего. Выигрывает тот, кто соберёт больше трофеев. Можно специально путать малыша, называть другие цвета и признаки, например, форму и размер, использовать не три, а 4-5 цветов. Ориентируйтесь на знания вашего ребёнка и обязательно меняйтесь ролями, чтобы малыш побыл ведущим.

Эта игра помогает закрепить знания цветов, развивает внимание и наблюдательность, учит анализу.

Игра 3. «У кого это есть?»

Хорошая игра на развитие речи, наблюдательности, а также закрепление знаний. Взрослый перечисляет предметы, а ребёнок называет, кому они могут принадлежать. Например: “У кого есть половник, фартук, нож и колпак?” (повар) или “У кого есть большой панцирь и маленькие лапки, которые не умеют бегать?” (черепаха).

Игра 4. «Поезда»

Эта весёлая подвижная игра подходит для тех детей, которые не любят соревнования.

Предложите им изобразить поезд, выстроившись друг за другом. Суть игры — повторять все движения за первым игроком, который может идти ровно, прыгать с места на место, сворачивать в разные стороны, шагать задом, танцевать и так далее. Следите, чтобы рулевым смогли стать все желающие.

Лучше всего эту игру проводить на свежем воздухе, но если детей немного, она подходит и для домашней обстановки.

Игра 5. «Обезьянки»

Ещё одна игра на повторение движений. Но в ней больше задействована мимика, а не тело.

Расскажите малышам, что обезьянки очень любят корчить рожицы и повторять движения друг за другом. Предложите детям побыть этими животными и поиграть! Пусть один ребёнок повторяет движения за взрослым или придумывает гримасы сам, а все остальные игроки повторяют за ним. Не забывайте менять ведущего или играть в парах, если детей много.

Игра 6. «Высота»

Отличная задумка для игры на улице и дома. Подготовьте верёвку или шнур и положите её, вытянув в линию. Это будет ваша дорога над пропастью. На конце шнура поставьте тарелку или коробку, в которой будет лежать приз (яблоко, леденец, мячик или любой другой приятный сюрприз). Задача малыша — осторожно пройти по верёвке, удерживая равновесие и не упав. Пока ребёнок пытается пройти испытание, подбадривайте его словами, пусть он ощущает поддержку болельщиков! Ещё интереснее играть командами на скорость. Если все справляются легко, сделайте дорожку над пропастью не прямой, а извилистой.

Эта игра развивает координацию движений малышей, а также приносит массу веселья и хорошего настроения!

Игра 7. «Волшебные нити»

Это прекрасная игра на развитие воображения, а также закрепление знаний о цветах и формах. Покажите, как с помощью нитей или шнурков разных цветов выложить контуры различных предметов и фигур. А затем предложите выложить самостоятельно солнце, цветок или домик, тучку или контур птицы сначала одним цветом, а затем несколькими.

Игра 8. «Дождик»

Ещё один вариант игры с нитками или шнурками. Вместе с ребёнком нарисуйте на плотном картоне тучи. Под ними с помощью ножниц или шила сделайте небольшие дырочки, через которые ребёнок должен продеть нитки или шнурок, чтобы получились короткие стежки-полоски дождя.

Игра 9. «Забавные крупинки»

Отличный вариант для развития и мелкой моторики, и воображения, и сенсорного восприятия. Задача проста — насыпать в плоскую посуду или поднос тонким ровным слоем манную или любую другую мелкую крупу.

Затем предложите ребёнку нарисовать пальцем на таком “холсте” знакомые фигуры и рисунки. В начале это будут простые изображения: домик, солнце, тучка, а после можно усложнять задачу.

Когда малыш немного подрастёт, с помощью этой игры изучайте буквы и знакомьтесь с цифрами.

Игра 10. «Паутинки»

Возьмите картонную коробку и в каждой из её сторон сделайте несколько отверстий. Затем предложите малышу сплести паутинку, продевая разноцветные ниточки сквозь получившиеся отверстия. Используйте нитки или разные по толщине, цвету и длине шнурки. Можно разнообразить игру, просто положив на дно коробки мелкие предметы. Когда паутинка будет готова, с помощью пинцета или пальцев достаньте со дна коробки оставшиеся там вещи.

Игра 11. «Угадай-ка»

Суть игры — с закрытыми глазами угадать, что ведущий положил в руку. Подберите небольшие предметы разной формы и разных материалов. Если ребёнок хорошо говорит, предложите ему озвучивать свои мысли, например: «Это что-то деревянное, шершавое, твёрдое и с острыми углами. Думаю, это кубик».

Игра 12. «Фигурные поиски»

Задача проста — вырезать из бумаги разной текстуры (обычная, картон, металлизированная, бархатная, газета) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Затем завяжите малышу глаза и попросите на ощупь пальчиками отыскать все круги или другие фигуры. Для детей 4 лет можно подготовить более сложные варианты (многоугольники, трапеции, ромбы).

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Игры для детей 4 лет

Игра 13. «Не вижу и не слышу»

Это отличная подвижная игра для двух и более игроков, которая очень нравится детям. Правила: когда ведущий произносит “не вижу”, игроки бегают, прыгают, резвятся, но в абсолютной тишине. Если кто-то произнесёт звук, то проигрывает. Если ведущий говорит “не слышу”, то игрокам можно и нужно шуметь, кричать, петь, смеяться, но стоять на одном месте. Кто сдвинулся — проиграл.

Игра больше подходит для улицы, чтобы дети могли вдоволь набегаться и накричаться, не тревожа соседей.

Игра 14. «Цветные краски»

Это замечательная игра для закрепления знаний цветов и их оттенков. Для неё требуются минимум три участника.

Уверены, многие родители вспомнят правила! Нужно начертить линию (или проложить верёвку или шнурок), с одной стороны которой стоит ведущий, а с другой — игроки. Ведущий поворачивается спиной, называет любой цвет и разворачивается обратно. У кого на одежде есть такой цвет, легко переходит на другую сторону, остальные же участники должны перебежать, пока их не схватил ведущий. Кого из игроков он поймал, занимает место ведущего.

Игра 15. «Полоса препятствий»

Эта игра потребует небольшой подготовки, так как нужно создать «трудности», которые будут преодолевать дети. Лучше всего играть в компании или даже командами на скорость.

Ориентируясь на интересы малыша, создайте полосу препятствий (стулья, под которыми надо проползти, туннель из подушек, листочки, которые спасут от лавовой реки и так далее). Тематика может быть разной, например, охота на динозавров, спасение принцессы от дракона, джунгли, пиратский остров и любые другие фантазии.

Если играют команды, можно подготовить главный приз для победителей и поощрительный для проигравших. Но самой важной наградой в “Полосе препятствий” будет отличное настроение и заряд бодрости!

Игра 16. «Снова и снова»

Отличная игра, которая развивает навыки классификации и анализа.

Вам понадобятся карточки с изображениями животных, растений, предметов мебели, цветов, транспорта и того, что можно классифицировать.

Суть игры — выложить перед ребёнком все картинки, например, с мебелью и попросить отделить предметы небольшого размера от крупных, затем деревянные от пластмассовых и так далее. Чем больше вы найдёте вариантов для анализа и сравнения, тем лучше.

Игра 17. «Что в уме?»

Цель забавы: весело и интересно развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

Подготовьте несколько несложных картинок с разным содержанием и попросите малыша выбрать одну, но не говорить, какую именно. Затем взрослый задаёт вопросы, чтобы разгадать, какое же изображение было выбрано, а ребёнок отвечает либо да, либо нет. Например: “На этой картинке человек?”, “Есть ли жёлтый цвет в одежде человека?”. Затем поменяйтесь ролями — кто быстрее справится с заданием?

Готовые сюжетные картинки или изображения животных можно приобрести в любом книжном магазине или сделать самим, вырезав из журналов.

Игра 18. «Загадочные действия»

Играют два и более человек, которым нужно понять, что показывает ведущий своими жестами или действиями. Например, взрослый зажимает нос, закрывает глаза и приседает — это ныряние в воду. Загадать можно любые реальные предметы или занятия: письмо, плавание, сон, стук молотка и так далее. Ведущий может заранее подготовить возможные варианты и записать их на карточках. Выигрывает тот участник, который называл правильные ответы быстрее остальных.

Игра 19. «Кто так может?»

Ещё одна интересная игра на развитие речи. Задача проста — быстрее остальных игроков отгадать, о чём идёт речь. Ведущий описывает предмет, человека или персонаж, например: “Это небольшой металлический предмет, который издаёт тонкий звук. Такие маленькие предметы часто вешают домашним животным на шею” (колокольчик).

Игра помогает закреплять любые полученные знания: о профессиях, транспорте, растениях, животных, временах года и множестве других предметов и явлений.

Игра 20. «Сравнения»

Взрослый показывает ребёнку два предмета и просит рассказать, в чём их сходства и отличия. Например: “Вот мячик и воздушный шарик разных цветов, сравни их!”. Сходство — оба предмета круглой формы. Отличия: цвет, материал. Чем больше признаков назовёт малыш, тем лучше. Постепенно усложняйте задачу, подбирая похожие предметы, например, кубики одного цвета, но немного отличающиеся по размеру. Можно также увеличивать количество сравниваемых предметов.

Эта игра отлично развивает внимание и совершенствует навыки классификации и анализа.

Игра 21. «Вопросы-ответы»

Суть игры — ответить на разнообразные вопросы, которые задаёт взрослый. Это могут быть как смешные вопросы, так и познавательные и закрепляющие. Например: “Бывают ли грозы зимой?”, “Какого цвета солнце?” или “Зачем нужно кушать?”.

Игра развивает речь и память, а также навыки обобщения предметов и подходит для тихих семейных вечеров.

Игра 22. «Команды»

Интересная спокойная игра на развитие речи. Ведущий заранее готовит забавные команды: «Сядьте те, кто любит компот», «Закройте один глаз те, кто пил сегодня сок» и так далее. Забава подходит для знакомства в новой компании, потому что позволяет узнать интересы новых друзей и создать весёлую атмосферу.

Игра 23. «Сигналы»

Очень интересная игра, которая развивает внимание и увеличивает его концентрацию, а также улучшает память. Задача проста — ведущий заранее готовит «сигналы» (любые картонные фигуры разного цвета) и показывает их детям. Каждый цвет обозначает какое-то действие, например, жёлтый — стоять на месте, красный — присесть, синий — поднять вверх руки. В произвольном порядке показывайте игрокам эти сигналы. Постепенно усложните задачу и произносите команды, показывая карточки другого цвета. Выигрывает тот, кто не запутался и верно следовал сигналам.

Игра 24. «Собираем игрушки»

Отличная активная игра, которая помогает не только развивать внимание и память, но и быстро убраться в комнате! Желательно, чтобы в игре было как минимум два участника, чтобы получилось соревнование.

Возьмите несколько предметов и разложите их по комнате в различные места (или просто озвучьте то, что нужно искать). Детям нужно как можно скорее найти все вещи и убрать в ящик или корзину. Выигрывает тот, кто оказался первым.

Потом усложните задачу и предложите продолжать поиски, стоя на одной ноге, хлопая, идя гуськом или ползая.

Игра 25 «Узорный покров»

Сделайте на листе картона несколько отверстий и предложите малышу разноцветными нитками или шнурком сделать узорный покров. Это может быть спонтанный узор или заранее подготовленные изображения, которые легко повторить.

Большинство предложенных игр позволяют не только весело и с пользой провести время, но и помогают улучшить отношения между ребёнком и родителями, а также детей друг с другом.

Рекомендуем вам также статью “Конкурсы для детей” для организации увлекательного досуга.

Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Самые весёлые и занимательные игры для детей от 3 лет и их родителей

Игра – это не просто чудесное времяпрепровождение, делающее ребенка счастливым. Благодаря играм дети всегда узнают что-то новое. И если родители подыгрывают, это также укрепляет отношения в семье.

Коротко и весело – такими должны быть игры для детей от трех лет. Все игровые задумки можно реализовать без сложной подготовки и необычного реквизита. Для большинства игр требуется как минимум двое, а иногда и больше игроков. Если ребенок не может играть с братьями, сестрами или друзьями в детском саду, им нужна родительская компания.

Малыш может играть в эту игру самостоятельно: “Лопата”

Возможно играть в эту игру в одиночку, но в компании веселее. Если игроков несколько, все снимают обувь и складывают в кучу. Если ребенок играет один, нужно достать из обувного шкафа несколько пар (важно: чистой!) обуви и сложить их стопкой. У малыша должны быть завязаны глаза, и теперь он должен снова разделить туфли на пары на ощупь. Если у него возникнут трудности, родители могут давать ребёнку подсказки.

Тигры в джунглях

В этой игре должно быть три или более игроков. Необходимо немного изменить дизайн гостиной и превратить ее в джунгли: повесить одеяла или полотенца на стулья, кресла, столы и диваны, чтобы дети могли спрятаться за ними или под ними. Теперь все игроки становятся животными и ходят на четвереньках. Один из них – тигр, который подкрадывается и ловит других зверей, которые прячутся как можно лучше. Одно место в комнате объявлено «зоной безопасности». Если кто-то из игроков заметит, что тигр обнаружил его, он может уйти в безопасное место и не будет съеден. Однако, если “зверь” пойман, он становится тигром в следующем раунде игры.

Даже родители не пропустят эту игру: “Ребенок-монстр”

Все малыши с энтузиазмом относятся к такой игре, потому что они могут использовать её, чтобы по-настоящему погонять маму и папу. Итак, ребенок сегодня – младенец-монстр, он сидит на одеяле (в конце его можно в нём покачать) на полу в детской. Он держит в каждой руке по бутылочке, баночке, емкости (одну для мамы и одну для папы) и он очень голоден. Вот почему он кричит. Мама и папа бегают на кухню и с помощью столовой ложки достают сушеные бобовые (чечевицу, фасоль, горох) или макароны и овсянку из коробки. С ним они как можно быстрее возвращаются к своему малышу-монстру и наполняют бутылку. Выигрывает тот, чья ёмкость окажется полна первой. Если бабушка или старший брат или сестра тоже подыгрывают, то, конечно, понадобится соответствующее количество бутылочек.

Читайте также: Почему поп-ит и симпл-димпл так нравятся детям. Полезно ли с ними играть и какой вред от таких игрушек

Что там скрывается?

Эта игра подходит для одного или нескольких детей. Нужно взять три-четыре предмета повседневного обихода и спрятать их в любом месте квартиры или в заранее оговоренной комнате. Родители могут, например, воткнуть столовую ложку в горшок для цветов, натянуть носок на ножку стола или стула или положить зубную щетку на книжную полку. Кто может найти все спрятанные предметы? Кому они на самом деле принадлежат? Кто соберёт больше предметов, тот и выиграл.

Хватай ленту!

Для этой игры должно быть три или более игроков. Каждый получает широкую цветную ленту (в качестве альтернативы шарф или платок), которую кладет в карман, петлю для ремня или просто в пояс юбки или брюк, чтобы она свисала, не волочась по полу. Теперь нужно немного свободного места, например, в коридоре, или можно хотя бы сдвинуть мебель в сторону в более просторной комнате. Теперь все игроки пытаются украсть ленты у других, не теряя при этом собственную. Любой, кто потерял ленточку, выбывает. Выигрывает тот, у кого больше всего лент от других людей, но при этом у него сохранилась собственная.

Совет при игре: если игроков мало, лучше объявить победителем того, кто дольше всех удерживал свою ленту при себе.

Переодевание – одна из любимых игр детей

С помощью этой игры ребенок может почувствовать себя действительно «взрослым» и заодно порыться в родительском гардеробе. Он надевает пальто папы (или мамы) и может сесть на плечи папы (или мамы). Пальто застегивается на пуговицы, кроме тех, что на уровне глаз взрослого. Возможно, ребенку захочется надеть шляпу в тон? Теперь «великан» показывает себя остальным членам семьи – вот такое приветствие. Конечно, гигант тоже может говорить, но глубоким и, возможно, несколько загадочным голосом. Можно спросить своего ребенка, хочет ли он говорить за себя или это должен делать взрослый, на чьих плечах малыш сидит.

Упражнение для координации ребенка: у каждой кастрюли есть своя крышка

Главное – ребенок может играть в эту игру в одиночку. Если игроков несколько, то по очереди или на скорость. Нужно расчистить кухонный шкаф и поставить на стол все кастрюли и крышки. Теперь ребенок должен как можно быстрее найти подходящую крышку для каждой кастрюли.

Как в игре стимулируется осязание: что лежит в сумке?

Нужно взять объёмную сумку (подойдёт и тканевый шоппер) и положить в нее что-нибудь, например, мягкую игрушку, машинку, кубик Лего, яблоко, пластиковую бутылку и деревянную ложку. Может ли ребенок угадать, что у него в сумке, просто прикоснувшись к предмету?

Для детей от пяти лет игры могут быть длиннее и сложнее.

Я вижу то, чего ты не видишь

Все игроки (как минимум двое) сидят в одной комнате и внимательно осматриваются. Считалочкой можно определить, кто начинает. Он выбирает объект в комнате и говорит, например:

– Я вижу то, чего вы не видите, и это имеет красный цвет.

Читайте также: В какие игры для детей можно поиграть на пляже

Можно назвать любые свойства объекта, например, угловатый, гладкий или сделанный из кожи. Теперь все остальные игроки по очереди угадывают, что это за предмет. Как только будет найдено правильное решение, угадавший может продолжить и выбрать следующий предмет в комнате, о котором остальным нужно догадаться.

“Быстрая вата”

Эта игра подходит для двух и более детей. Конечно, ребенок тоже может играть с родителями. Все, что нужно, это немного ваты. Все игроки сидят за пустым столом (без скатерти!), посреди которого лежит кусок ваты. Каждый старается аккуратно сдуть его от себя на другую сторону стола. Вата не должна упасть на пол. Помогать себе руками запрещено!

Туфли для стула

Эта игра подходит для двух и более игроков. Для каждого понадобится стул, две пары обуви и повязка на глаза. Если ребенок уже умеет завязывать бантики, стоит брать туфли на шнурках. Теперь у всех игроков завязаны глаза, и они должны «вслепую» надеть все четыре туфельки на стул как можно быстрее. Победил тот, кто первым сядет на свой полностью обутый стул. Игра становится еще более весёлой, когда также разрешается украсть обувь других игроков.

Самая длинная змея

Ребенок может играть в эту игру один или с другими детьми. Все, что нужно, это старые газеты. Родители показывают ребенку, как он может вырвать из листа газеты самую длинную бумажную змейку. Несколько детей могут посоревноваться друг с другом: кто может оторвать самую длинную линию? Кто сможет похвастаться наибольшим количеством змей размером не менее 30 сантиметров за определенное время? Можно заранее положить на стол большую линейку, чтобы дети могли измерить свои обрывки. Затем установить таймер на телефоне на три минуты (любое другое время).

Автомобильные гонки

Игра минимум для двух игроков. Для неё понадобится спичечный коробок для каждого игрока и кусок веревки одинаковой длины. Можно взять и маленькие машинки. Прикрепить шнур к машине или коробке. Играть можно за столом (без скатерти) или на полу. Все игроки сидят рядом друг с другом, и каждый старается первым вывести свою «машину» за финишную черту, наматывая веревку на палец (можно на карандаш, но интересно и без). Финишной чертой может быть край ковра, или родители могут заранее обозначить линию на полу или столе цветным скотчем.

Охота за сокровищами

Можно играть в эту игру в одиночку, но она также подходит для нескольких детей. По правилам понадобятся бумага, ручка и сумка или корзина для каждого игрока. Каждому ребенку нужно написать на листе бумаги, что ему следует найти в квартире (конечно, можно поиграть и во дворе или в саду). В зависимости от возраста детей должно быть от четырех до шести предметов. Раздать каждому ребенку написанный или нарисованный (если дети не умеют читать) «список» и объяснить, что им теперь делать, например:

– Здесь в этом списке вы можете увидеть четыре вещи, которые есть в нашей квартире, а именно синюю книгу, яблоко, желтую мочалку и маленького плюшевого мишку. Посмотрим, удастся ли тебе найти все четыре. В этой корзине/сумке ты можешь собрать найденные тобой сокровища и принести их мне. Тогда мы вместе посмотрим, правильные ли предметы ты нашёл.

Большой живот против плохого настроения

С этой игровой идеей для двоих и более детей хорошее настроение гарантировано. Каждый ребенок берет большую подушку и привязывает её перед животом, например, поясом халата или шарфом. Затем все разгуливают по комнате и сталкиваются большими животами друг с другом. Но нужно быть осторожными, чтобы малыши не потеряли равновесие, не упали и не ударились головой! На всякий случай следует отодвинуть мебель в сторону или хотя бы «обезвредить» острые края, чтобы маленькие дети не травмировались.

Собрать паутину

При необходимости ребенок может играть в эту игру в одиночку или соревноваться с одним или несколькими другими игроками. На каждого ребенка понадобится упаковочный шнур длиной от 10 до 15 метров, или толстая шерстяная нить (конечно, на соревнованиях все шнуры или кусочки нити должны быть одинаковой длины!), которые затем нужно растянуть по всей комнате. Каждый игрок старается как можно быстрее распутать свой кусок “паутины” и свернуть ее в шар. Победит тот, кто сделает это первым.

Куда убежали игрушки

В эту игру можно как в одиночку, так и с одним или несколькими другими игроками. Поместить от 10 до 20 различных игрушек (например, взять плюшевых зверей, машинки, кукол, посуду из игрушечный кухни или магазина, уточек для ванны, возможно, также игрушки для песочницы) на пустой стол или на свободное место на полу. Попросить всех игроков запомнить, что где. Затем отправить всех детей за дверь и переместить некоторые предметы. Затем всем игрокам разрешается вернуться и попытаться выяснить, какая игрушка сейчас находится в другом месте. Побеждает тот, у кого больше всего точных попаданий. Эта игра тренирует память.

Все игры полезны для развития ребенка. А еще они позволяют взрослым немного расслабиться и хорошо провести время со своими детьми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: