У ребенка болит живот: причины, первая помощь

Острый живот у детей

Острый живот у детей — это клинический симптомокомплекс, который указывает на серьезные заболевания или травмы брюшной полости и забрюшинного пространства. Основное проявление — сильная абдоминальная боль постоянного или схваткообразного характера. Сопутствующие симптомы: тошнота, рвота, нарушения стула, повышение температуры тела. Диагностика острого живота включает физикальный осмотр, стандартный комплекс анализов крови, мочи, визуализационные методы — УЗИ и рентгенография брюшных органов, диагностическая лапароскопия. При симптомокомплексе ребенку нужна неотложная помощь детских хирургов, которая дополняется адекватной медикаментозной терапией.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение острого живота у детей
    • Консервативная терапия
    • Хирургическое лечение
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Острый живот — одна из самых сложных проблем детской хирургии, что обусловлено многообразием причин его развития у детей, необходимостью экстренной постановки диагноза и высоким риском осложнений. Важная роль отводится педиатру или семейному врачу, который обычно первым сталкивается с жалобами на острую боль в животе и должен направить ребенка к хирургам или лечить самостоятельно. Абдоминальный болевой синдром составляет до 15% причин обращения родителей к педиатру, но не более четверти всех случаев относятся к хирургической патологии.

Причины

В педиатрической практике насчитывают несколько сотен причин острого живота. Установление этиологического фактора затрудняется еще и тем, что в младшем возрасте наблюдается функциональная незрелость пищеварительной системы, склонность к генерализации заболевания, неспособность ребенка четко обозначить свои жалобы. Основные причины абдоминальных болей у детей объединяют в следующие группы:

  • Острые воспалительные болезни. Чаще всего болевой синдром вызван деструктивным аппендицитом (18%), в 10% случаев это состояние осложняется перитонитом, особенно в раннем и дошкольном возрасте. На втором месте по распространенности в педиатрии стоит мезаденит. Намного реже выявляются холециститы, панкреатиты, гепатиты.
  • Кишечная непроходимость. В детском возрасте основной причиной нарушения пассажа каловых масс выступает инвагинация кишечника, которая преимущественно диагностируется на первом году жизни. Другие формы заболевания — обтурационная, спаечная, динамическая непроходимость — составляют до 5% от общего числа случаев.
  • Перфорации полого органа. Резкие болевые ощущения возникают при прободной язве желудка или 12-перстной кишки, которая чаще встречается в подростковом возрасте. Разрыв стенки кишечника возможен при попадании в ЖКТ острых инородных предметов, осложненном течении болезни Крона, развитии токсического мегаколона.
  • Травмы живота. Интенсивная боль наблюдается при тяжелых травмах, повреждении или разрыве внутренних органов. Особо опасны гематомы печени, селезенки, которые могут разрываться спустя некоторое время после травмы, вызывая внезапное ухудшение самочувствия.
  • Патологии дыхательных органов. Симптомы острого живота бывают при внутриплевральной локализации процесса, что связано с общей иннервацией. Это бывает у детей, страдающих деструктивной пневмонией, сухим и экссудативным плевритом, спонтанным пневмотораксом.
  • Заболевания мочеполовой системы. Интенсивные боли в животе типичны для почечной колики, абсцесса или карбункула почки. У девочек причиной острого недомогания бывают перекруты и разрывы кисты яичника, у мальчиков — перекрут яичка.

К редким причинам болевого синдрома относят объемные новообразования брюшной полости: лимфому Беркитта, эхинококковую кисту печени, лимфангиому брыжейки. Симптомы, характерные для острого живота, иногда встречаются при ущемлении врожденной паховой и пахово-мошоночной грыжи у мальчиков. Среди нехирургических причин стоит выделить кишечные инфекции (сальмонеллез, дизентерию, кампилобактериоз), менингококцемию, диабетический кетоацидоз.

Патогенез

Симптомы при остром животе вызваны двумя механизмами боли: висцеральной и соматической, что имеет решающее значение для дифференцировки хирургической и гастроэнтерологической патологии. Соматические ощущения появляются при раздражении нервных рецепторов брюшины, а соответствующие импульсы передаются в ЦНС через спиноталамические тракты. Такая боль имеет четкую локализацию, дополняется защитным напряжением передней стенки живота.

Висцеральный болевой синдром развивается при вовлечении в процесс рецепторов внутренних органов абдоминальной полости. Импульсы от них идут в составе чревного сплетения и вегетативного отдела спинномозговых нервов. Они вызваны растяжениями или сокращениями органа, его ишемией. При висцеральных болях невозможно четко указать локализацию. Подобные ощущения часто сопровождаются вегетативными расстройствами у детей.

Симптомы

Характер, локализация и периодичность боли — основные признаки, на которые необходимо обращать внимание. Дети старше 3-4 лет зачастую могут пожаловаться на дискомфорт в животе, но они не умеют определять источник боли и в лучшем случае способны показать рукой место наиболее болезненных ощущений. У малышей первых лет жизни симптомокомплекс проявляется беспокойством, криком и плачем, «сучением» и подтягиванием ножек к животу.

Читайте также:
Признаки реактивного расстройства привязанности у детей

У старших детей, которые детально описывают симптомы, можно выяснить особенности болей. При постоянных нарастающих ощущениях в первую очередь думают об острых воспалительных процессах. Резкая и пронизывающая боль — признак перфорации стенки органа. Если болевые ощущения приходят волнообразно, предполагают кишечную непроходимость, инфаркт кишечника. Периодические схваткообразные боли беспокоят при желчной или почечной колике.

Тошнота и рвота — самые частые симптомы, которые сопровождают болевой синдром у детей. При воспалительных хирургических заболеваниях рвота носит рефлекторный характер, в желудочном содержимом нет патологических примесей. Срыгивание застойных масс с желчью или каловым запахом — симптомы кишечной непроходимости. Также у большинства пациентов возникают расстройств стула (диарея, запоры) и дизурические явления.

Острый живот характеризуется резким ухудшением общего состояния, лихорадкой. Ребенок становится вялым и апатичным, он лежит неподвижно либо, наоборот, беспокойно вертится в кровати из-за мучительных болей. Кожа бледная с сероватым оттенком, может выступать холодный пот. Черты лица приобретают страдальческое выражение, губы пересыхают и трескаются. Пульс учащенный и ослабленный, артериальное давление снижается.

Осложнения

Многие хирургические болезни при отсутствии своевременного лечения заканчиваются перитонитом. Чем младше ребенок, тем быстрее у него возникает генерализованное воспаление брюшины, обусловленное недостаточной активностью иммунитета. На фоне острого гнойного перитонита начинаются сепсис и септический шок, которые имеют крайне неблагоприятный прогноз для жизни.

При перфорации или травме органов может открыться массивное кровотечение, которое сопровождается снижением объема циркулирующей крови и гиповолемическим шоком. Такое острое состояние является наиболее частой причиной смерти, особенно у детей младше 5 лет. Из отдаленных последствий стоит отметить спайки в полости живота, которые формируются как исход воспаления или хирургического вмешательства. В будущем они могут вызывать кишечную непроходимость.

Диагностика

Детский хирург имеет ограниченное время для обследования больного с острым животом, поэтому основную ценность имеют данные физикального осмотра: выявление патогномоничных симптомов, «доскообразного живота», перкуссия и аускультация передней брюшной стенки. На основании этих сведений опытный врач ставит предварительный диагноз. В план дальнейшего обследования ребенка включаются:

  • УЗИ ОБП. Сонография — основной метод диагностики острого живота. Это быстрое и неинвазивное исследование, которое показывает воспалительные симптомы, признаки объемных новообразований, травматических повреждений. Для ультразвуковой визуализации не нужна подготовка, поэтому она производится в ургентном порядке сразу после поступления ребенка.
  • Рентгенография брюшной полости. Обзорный рентгеновский снимок дает ценную информацию для диагностики кишечной непроходимости (чаши Клойбера, складки Керкринга), перфоративной язвы (серп воздуха под куполом диафрагмы). При подозрении на плевральную патологию дополнительно показана рентгенография ОГК.
  • Диагностическая лапароскопия. Инвазивная инструментальная визуализация применяется при затруднениях в постановке диагноза. Осмотр брюшной полости изнутри позволяет хирургу со 100% уверенностью обнаружить пораженный орган и сразу же начать лечение.
  • Лабораторные анализы. В гемограмме, как правило, есть неспецифические признаки воспалительного процесса — лейкоцитоз и повышение СОЭ. При биохимическом исследовании выявляют отклонения в печеночных пробах, электролитном составе крови, острофазовых показателях. Обязательно проводится клинический анализ мочи, копрограмма.

Если врач исключает хирургическую патологию, дальнейшим обследованием пациента занимается гастроэнтеролог, детский инфекционист. Для уточнения причины болей в животе назначают инструментальные методы — ЭФГДС, колоноскопию, ирригоскопию, суточную рН-метрию. Объем диагностических методов определяется возрастом ребенка, сопутствующими симптомами.

Лечение острого живота у детей

Консервативная терапия

Медикаменты вводятся в пред- и послеоперационном периоде, а также как самостоятельный вариант лечения, когда отсутствуют показания к экстренному оперативному вмешательству. Терапию начинают со стабилизации состояния ребенка, для чего переливают инфузионные растворы, применяют анальгетики, спазмолитики. Обязательный компонент — антибиотики широкого спектра для предупреждения гнойных осложнений и ликвидации уже имеющихся процессов.

В случае исключения острого хирургического заболевания, детей переводят в профильный стационар (гастроэнтерологический, пульмонологический). Там назначается медикаментозная терапия противовоспалительными, обезболивающими, спазмолитическими средствами. При обнаружении мезаденита или аппендикулярного инфильтрата ребенок остается в хирургическом стационаре, но получает медикаментозное лечение.

Хирургическое лечение

Если по результатам обследования установлена острая хирургическая патология, после сокращенной премедикации ребенку проводят оперативное вмешательство. Тип операции выбирается соответственно выявленному заболеванию. В детской абдоминальной хирургии предпочитают использовать минимально травматичные лапароскопические методы, преимущества которых заключаются в коротком реабилитационном периоде, быстром восстановлении работы ЖКТ.

При обширных гнойных процессах показана классическая полостная операция, которая дает врачу возможность осмотреть все этажи брюшины, произвести санацию и дренирование. Оперативное лечение требуется и при некоторых поражениях органов дыхания, проявляющихся абдоминальным синдромом. При экссудативном плеврите выполняют плевральную пункцию и ставят дренаж, при деструктивной пневмонии делают торакоскопическую операцию.

Читайте также:
У ребенка долго держится температура 37-37,5: в чем причина и что делать?

Прогноз и профилактика

Вероятность полного выздоровления зависит от первопричины абдоминального синдрома и своевременности оказанной помощи. Если состояние диагностировано до развития перитонита, прогноз благоприятный. Оттягивание визита к врачу или затягивание сроков диагностики чревато жизнеугрожающими состояниями (перитонитом, сепсисом), и даже после успешного хирургического лечения больному потребуется длительный восстановительный период.

Первичная профилактика острого живота не разработана, что объясняется полиморфизмом этиологических факторов. Вторичные превентивные меры предполагают раннее обращение за врачебной помощью, даже если ребенок жалуется на абдоминальные боли невысокой интенсивности. Детские гастроэнтерологи должны проводить адекватное лечение и динамическое наблюдения детей с болезнями ЖКТ, чтобы не допустить обострений.

У ребенка болит живот: причины, первая помощь

Рецидивирующая боль, достаточная для того, чтобы нарушить нормальную жизнедеятельность, и длящаяся как минимум 3 мес, встречается у 10% детей школьного возраста. Менее чем у 10% таких детей обнаруживают какие-либо органические причины. Широко распространённое убеждение, что в оставшихся случаях имеется психогенная боль, не имеет подтверждений. В некотором числе исследований не удалось доказать отличие таких детей и их семьей от контрольных.

Однако у некоторых детей это может быть проявлением стресса или стать частью порочного круга тревожности и увеличения боли, приводящего к семейному недомоганию и требующего проведения всё большего числа инвазивных исследований. Имеются данные о том, что тревожность может приводить к нарушению моторики, которое воспринимается ребёнком как боль.

Более чем у 90% детей с периодической болью в животе отсутствуют структурные нарушения или изменения слизистой ЖКТ. Типичная боль локализуется центрально, вокруг пупка, и во всём остальном дети чувствуют себя хорошо. Однако всё чаще признаётся, что у большинства имеется один из трёх определённых симптомокомплексов, формирующихся в результате функциональных нарушений моторики кишечника или кишечных нервных сплетений:
• синдром раздражённой кишки (обычно);
• неязвенная диспепсия;
• абдоминальная мигрень.

Синдром раздражённой кишки распространённое заболевание среди взрослых, связано с нарушением желудочно-кишечной моторики и нарушением восприятия внутрибрюшных явлений. Исследования, посвященные изменению давления в тонкой кишке у детей с синдромом раздражённой кишки, предполагают, что возникают патологические сильные мышечные сокращения.

Также было показано, что взрослые, страдающие этим заболеванием, испытывают боль при раздувании баллонов в кишечнике до значительно меньших объёмов, чем в контрольной группе. Следовательно, имеется взаимодействие между этими двумя факторами и оба они изменяются под влиянием психологических факторов, таких как стресс и тревожность.

Также часто имеется положительный семейный анамнез и характерный набор симптомов, хотя не у всех пациентов встречается каждый симптом:
• Боль в животе — часто усиливается до или облегчается после дефекации.
• Слизистый стул.
• Вздутие живота.
• Чувство неполной дефекации.
• Запор, часто сменяющийся нормальным или жидким стулом.

Неязвенная диспепсия. У некоторых детей с болью в животе имеются симптомы, предполагающие нарушения в верхнем отделе ЖКТ:
• Боль в эпигастрии.
• Рвота после приёма пищи.
• Отрыжка.
• Вздутие живота.
• Раннее насыщение.
• Изжога.

При наличии этих симптомов необходимо исключить инфицирование Helicobacter pylori. Эндоскопически не удаётся выявить язву или другие поражения слизистой желудка или двенадцатиперстной кишки. Тем не менее моторика желудка нарушена.

Абдоминальная мигрень. Классическая абдоминальная мигрень часто связана с болью в животе, сопровождающей головные боли, а у некоторых детей боль в животе превалирует. Приступы боли локализуются по средней линии, пароксизмальные, стереотипические и сопровождаются побледнением лица. Обычно имеется личный или семейный анамнез мигреней. Пизотифен, антагонист рецепторов серотонина, является эффективным препаратом для профилактики у детей с частыми, выраженными симптомами.

Гастрит и пептическая язва. Широкое использование эндоскопии у детей и выявление грамотрицательных микроорганизмов Helicobacter pylori в связи с антральным гастритом сконцентрировало внимание на них как на потенциальной причине боли в животе у детей. У взрослых хорошо доказано, что Н. pylori является значительным предрасполагающим фактором для развития язвы двенадцатиперстной кишки. Эта связь у детей прослеживается менее чётко. Язвы двенадцатиперстной кишки нетипичны у детей, однако их нужно искать при наличии ночных болей, особенно если это ослабляет ребёнка или если есть сведения о наличии пептической язвы у ближайших родственников.

Читайте также:
Мраморная кожа у ребенка на разных частях тела - всегда ли опасно?

H. pylori вызывает узловой антральный гастрит, который может сопровождаться болью в животе и тошнотой. Он обычно выявляется на биопсии антрального отдела желудка, однако может присутствовать в микроаэрофильной культуре. Этот микроорганизм продуцирует уреазу, которая служит основой для лабораторного исследования биоптата и проведения 13С дыхательного теста (после приёма через рот меченной 13С мочевины). Серологические тесты недостоверны у детей.
Режимы лечения различны, однако часто состоят из тройной терапии, например, амоксициллином, метронидазолом и кларитромицином.

Лечение периодической боли в животе

Важно не только провести полный сбор анамнеза и исследования, но и проконтролировать их проведение, иначе уверения будут неубедительными. Это также позволит установить, что ребёнок развивается нормально и что при обследовании не выявлено аномалий. У детей с синдромом раздражённой кишки и неязвенной диспепсией может быть полезным объяснение как детям, так и родителям, что «иногда внутренности кишки становятся такими чувствительными, что некоторые дети могут ощущать, как проходит по ним пища». Также необходимо провести дифференциацию между «серьёзным» и «опасным».

Эти заболевания могут быть серьёзными, если, к примеру, они приводят к значительному снижению посещаемости школы, однако они не опасны.

Исследования должны диктоваться клиническими проявлениями. Хотя существует множество потенциальных органических причин, большинство из них редкие и требуют дополнительных исследований лишь по показаниям. Микроскопия мочи и бактериологическое исследование необходимы, поскольку ИМП могут вызвать боль при отсутствии других симптомов или признаков.

Долговременный прогноз приодических болей в животе у детей:
• Около половины детей с данными симптомами вскоре избавляются от них.
• В четверти случаев симптомы проходят в течение нескольких месяцев.
• В четверти случаев симптомы продолжаются или возвращаются во взрослом возрасте как синдром раздражённой кишки, неязвенная диспепсия и краниальная мигрень.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Что делать если ребенок подавился

Часто бывают случаи, когда во время приёма пищи еда попадает ребёнку «не в то горло». Это случается даже с малышами, которые питаются грудным молоком. Родители внимательно следят за питанием ребёнка. Очень важно знать, что необходимо сделать, если ребёнок подавился.

Как понять, что малыш подавился

Есть множество очевидных признаков, по которым можно понять, что ребёнок поперхнулся или подавился. Этот процесс делится на две стадии: лёгкую и тяжёлую.

Симптомы лёгкой стадии:

ребёнок находится в сознании;

нет остановки дыхания.

Если малыш может плакать, значит, его дыхательные пути свободны. Из-за интенсивного кашля часто возникает рвота. Кашель и рвота очистят лёгкие и выведут наружу частицы пищи. Не стоит сильно хлопать ребёнка по спине, потому что организм уже включил свои защитные механизмы. Нельзя переворачивать его вниз головой, это только навредит. Надо посидеть рядом с ребёнком, пока он откашливается, и успокоить его.

Если у малыша тяжёлая стадия, то ему понадобится серьёзное лечение. Без экстренной помощи счёт идёт на минуты: ребёнок может задохнуться и умереть.

Признаки тяжёлой стадии:

ребёнок раскрывает рот, но не может издать ни звука;

испуганные глаза широко открыты;

малыш держится руками за горло;

Нужно немедленно вызвать «скорую помощь». Самостоятельно нельзя принимать никаких действий, особенно если малыш подавился не пищей, а каким-нибудь твёрдым предметом. Инородное тело из дыхательных путей может извлечь только опытный квалифицированный врач.

Чего нельзя делать

Случаи, когда ребёнок захлёбывается или давится едой, происходят довольно часто. Когда у младенца режутся зубки, он может откусить достаточно крупный кусочек пищи. Если в эту секунду он заплачет или засмеётся, он может подавиться. Изучая окружающий мир, дети всё тянут в рот, причём не всегда съедобные предметы.

Самое главное, что должны сделать родители, — сохранять спокойствие. Испуг мамы мгновенно передаётся ребёнку. Если он испугается, его состояние ухудшится.

Если малыш кашляет, значит, ему не нужна помощь. Он сможет откашляться сам. Достаточно побыть рядом и утешить.

Но если предмет попал в дыхательные пути, то ни в коем случае нельзя с силой хлопать по спине, если ребёнок стоит или сидит. Из-за этого кусок может упасть ещё глубже. Нужно уложить малыша так, чтобы голова и спина были наклонены. Предмет нельзя доставать самостоятельно, требуется немедленная помощь врача. Нужно оказать малышу первую помощь по специальному методу.

Читайте также:
Песочные бои. Ребенку попал песок в глаза, как промыть и чем обработать?

Что делать, если подавился новорожденный или младенец до 1 года

Грудные дети часто могут подавиться материнским молоком. Это происходит по разным причинам:

Неправильное прикладывание младенца к груди — во время кормления голова младенца должна располагаться выше области ножек и таза.

Долгие перерывы между кормлениями — голодный младенец сосёт грудь (бутылочку) чересчур быстро и сильно. Не успевая глотать, он может подавиться.

Слишком большое количество молока в груди — молоко течёт чересчур быстро, и младенец не успевает всё проглотить. То же самое происходит, если в соске бутылочки очень большое отверстие.

Необходимо научиться правильно прикладывать младенца к груди. Если он поперхнулся во время кормления, нужно оказать первую помощь:

Поднять обе ручки младенца вверх.

Вытянуть руку и положить на ней младенца. Лицо должно оказаться в материнской ладони. Ягодицы должны располагаться выше головы.

Надо работать нижней частью внутренней стороны ладони. Необходимо 5 раз осторожно толкнуть ребёнка между лопатками. Движения должны выполняться сверху вниз.

Затем перевернуть младенца на спину так, чтобы ягодицы оставались выше головы. Надо 5 раз аккуратно надавить под рёбрами, чтобы вытолкнуть молоко из лёгких.

Чередовать эти два способа, пока младенец не задышит сам.

Если кусок еды застрял в гортани, можно нажать пальцем на кончик языка, чтобы вызвать рвоту, или поднять малыша за ноги лицом вниз.

Если младенец потерял сознание или стал задыхаться, то первую помощь нужно оказывать до приезда «скорой помощи». Все действия надо выполнять с силой, но не резко.

Младенца, в рацион которого ввели прикорм, необходимо научить правильному поведению за столом (не смеяться и не разговаривать с полным ртом).

Первая помощь ребёнку старше 1 года

Дети старше 12 месяцев легко воспринимают эмоции окружающих, поэтому могут испугаться, если боится мама. Нужно постараться быть спокойной и невозмутимой. Малыш сам может откашляться. Если этого не происходит, надо слегка нажать на кончик языка, чтобы началась рвота.

Если же ничто не помогает, то нужно оказать первую помощь по Хэймлиху. Есть два алгоритма: для тех, кто в сознании, и для тех, кто в бессознательном состоянии.

Если малыш в сознании и может стоять или сидеть:

Сжать правую руку в кулак, а левую положить поверх правой.

Обхватить его сзади и положить свои руки в пространство между пупком и рёбрами ребёнка.

Согнув руки в локтях, несколько раз толкнуть ребёнка в эту область. Эти движения надо выполнять, пока малыш не начнёт свободно дышать.

Если ребёнок без сознания:

Уложить его на спину и сесть на его бёдра. Голова малыша лежит ровно и прямо.

Руки расположить в области между рёбрами и низом живота. Правая рука — в кулак, левая — поверх неё. Обе руки согнуты.

Сделать несколько быстрых толчков вверх в сторону диафрагмы. Продолжать, пока не восстановится дыхание.

Генри Хэймлих изобрёл очень эффективную методику, которая спасла много жизней.

Что делать, если ребёнок перестал дышать

Иногда стресс или спазм гортани приводят к тому, что малыш перестаёт дышать. В этом случае надо срочно оказать помощь.

Уложить его на бок.

Слегка запрокинуть его голову назад.

Приподнять его подбородок.

Если ничто не помогает, надо вызвать «скорую» и делать ребёнку искусственное дыхание:

Ребёнок лежит на спине, запрокинув голову. Рот должен быть приоткрыт. Надо вынуть изо рта все посторонние предметы.

Родитель делает два глубоких вдоха в рот ребёнка. Если грудь малыша двигается, значит, он может сам дышать. Если нет, надо продолжать реанимационные действия.

После 2 вдохов надо сделать непрямой массаж сердца. Надо положить ладони так, чтобы одна оказалась поверх второй. Руки нужно положить на грудь ребёнка и сделать несколько сильных толчковых движений. Грудь малыша должна выпрямляться после каждого удара. Всего надо сделать 15 нажатий.

Если дыхание и сердцебиение не вернулись, то реанимационные действия продолжают. На 2 вдох приходится 15 нажатий на грудь.

Эти мероприятия надо повторять до приезда «скорой помощи». Фельдшер заберёт малыша в больницу, где будет сделана операция по извлечению инородного тела.

Как не допустить

Очень важно соблюдать меры предосторожности, чтобы малыш не подавился:

Кусочки пищи для первого прикорма должны быть очень маленькими. Лучше всего давать их ребёнку через специальные сеточки или просто перетирать еду на тёрке.

Читайте также:
Анемия у детей до года и старше: причины, симптомы, диагностика, лечение

Грудного младенца надо правильно прикладывать: голова выше туловища.

При грудном вскармливании надо, чтобы в рот младенца не попадало слишком много молока. В бутылочке должно быть маленькое отверстие.

Младенца надо кормить грудью как можно чаще, чтобы он не страдал от голода.

Нельзя дарить малышу игрушки с мелкими деталями. Желательно, чтобы у мягких игрушек был короткий ворс.

Нужно научить ребёнка хорошо себя вести за столом.

Родитель должен быть рядом с ребёнком, когда тот играет.

Нельзя кормить малыша насильно, если он не хочет есть. Сопротивляясь, он может подавиться.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Что делать, если ребенок подавился – помощь подавившемуся ребенку

Маленькие дети любят все попробовать на вкус и тянут в рот все подряд, в том числе и различные мелкие предметы. Часто во время игры или принятия пищи эти предметы с потоком воздуха втягиваются в дыхательные пути и застревают у входа в гортань. Это приводит к закрытию голосовой щели и вызывает рефлекторную реакцию организма в виде судорожного приступообразного кашля, чтобы очистить самостоятельно органы дыхания.

Такие ситуации, когда ребенок чем-то подавился, возникают довольно часто и в большинстве случаях не требуют родительского вмешательства. Ребенок прокашливается сам, и инородное тело вылетает из гортани без посторонней помощи. Не нужно сильно колотить малыша по спине или трясти его за ноги, если он подавился и только часто кашляет. Оказывать первую помощь необходимо ребенку в том случае, если у него появились следующие признаки:
– малыш сильно напуган, он широко открывает глаза, а в них паника;
– лицо у ребенка красное, а в носогубной области даже синее;
– ребенок не может дышать и разговаривать, голос у него хриплый;
– он широко открывает рот, у него повышенное слюнотечение.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что инородное тело перекрыло дыхательные пути и препятствует нормальному проникновению воздуха в бронхи. При появлении таких признаков у ребенка обязательно нужно вызвать скорую, а самим до приезда врачей начать оказывать ему первую помощь.

Если инородное тело, проникло в голосовую щель и перекрыло ее, происходит остановка дыхания, а в тяжелых случаях ребенок может даже потерять сознание. Жизнь его висит на волоске и зависит от правильного действия родителей. Грудного ребенка переверните головой вниз так, чтобы лицо его было обращено в вашу сторону. Одной рукой держите малыша за ноги, другой постучите по его спинке. Лучше всего проводить эти мероприятия над постелью, диваном или креслом, чтобы не нанести дополнительной травмы в случае, если кроха вырвется из рук и упадет.

Малыша младше 1-1,5 лет положите животом на свое левое колено, сидя в кресле или на стуле. Левой рукой поддерживайте его грудную клетку и шею, ноги зажмите под мышкой. Основанием кисти правой руки нанесите 5 ударов средней силы по спине между лопатками ребенка, если предмет не вышел, в том же положении надавите на корень языка малыша или пощекочите заднюю стенку его глотки, чтобы вызвать кашлевой и рвотный рефлекс.

Если все попытки не увенчались успехом и инороднее тело не вышло, переверните ребенка на спину или ваше бедро так, чтобы его голова находилась чуть ниже его груди. Найдите область между его сосками выше солнечного сплетения на груди и надавите на него несколькими пальцами одновременно. Нажимайте 3 раза поочередно, вдавливая грудь до 2 см. Эти действия нужно повторять до тех пор, пока инородный предмет сам не покинет ротовую полость малыша.

Ребенка старшего возраста следует обнять за талию сзади, при этом одну свою руку, сжатую в кулак, положить ему между пупком и ребрами, а другой рукой обхватить этот кулак. Разводя свои ладони в стороны, нажать на живот ребенка снизу вверх 5 раз, а потом сделать 5 легких похлопываний по его спине между лопатками. Такие манипуляции следует повторять до тех пор, пока предмет, мешающий дыханию, сам не вылетит наружу.

Читайте также:
Как ребенку 2-3 года дать горькую таблетку?

При наличии инородного тела в гортани искусственное дыхание “рот в рот” не будет эффективным, так как вдуваемый воздух может способствовать продвижению существующего препятствия еще больше во внутрь, тем самым только усугубляя ситуацию. Загнать инородное тело вглубь может и сухая хлебная корочка, которую советуют давать ребенку народные целители.

Хорошо, если корочка поможет предмету проскочить голосовую щель. В этом случае дальнейшее развитие событий уже не будет носить угрожающий жизни характер, если же он останется в голосовой щели, то хлебная корочка сделает извлечение инородного тела более сложным, а ситуацию более опасной для жизни ребенка.

Торакальные хирурги могут рассказать немало случаев, когда находящееся в трахее, бронхах или пищеводе инородное тело спустя год или больше приводило к развитию хронических воспалительных процессов в легких или онкологического заболевания, превращая детей в инвалидов.

Для того чтобы не приходилось оказывать первую помощь своему ребенку, который подавился и задыхается, соблюдайте следующие меры предосторожности:
– не давайте ребенку играть с игрушками, которые имеют мелкие детали или длинный ворс, который легко вырывается;
– приучайте малыша кушать аккуратно и не баловаться во время еды;
– хорошо измельчайте предлагаемую ребенку еду, тщательно очищайте рыбу и фрукты от косточек;
– не оставляйте без присмотра детей, которые пока норовят попробовать все новые для них предметы “на зуб”, а детей старше 1 года отучайте от вредной привычки тянуть все подряд в рот.

Помощь в экстренной ситуации: что делать, если ребенок не дышит

Время чтения: 5 мин.

У ребенка со спинальной амиотрофией риск поперхнуться едой, задохнуться выше, чем у обычного ребенка. Как обезопасить его, что делать, если все-таки он стал задыхаться или произошла внезапнаяя остановка дыхания? Рассказывает Александра Левонтин, анестезиолог-реаниматолог, специалист по респираторной поддержке Детского хосписа “Дом с маяком”. Статья подготовлена совместно с фондом “Семьи СМА” на основе видеоролика.

Профилактика: правильное перемещение ребенка

Чтобы предотвратить острую дыхательную недостаточность, всегда нужно помнить про правила перемещения и укладки ребенка, правила кормления. В 90% случаев остановка дыхания и проблемы с дыханием у детей со СМА возникают из-за аспирации, т.е. из-за попадания инородного тела в верхние дыхательные пути. Это может быть еда, если вы резко переместили ребенка, который только что поел, или мокрота, если слюна или слизь не могут оттекать. Поэтому очень важно помнить эти правила: безопасное положение для ребенка со СМА – это положение на боку или полубоком.

При перемещениях всегда нужно контролировать положение головы ребенка. Для этого необходимо фиксировать голову и шею пальцами руки, упираясь в теменные бугры, подводить руку под спину и перемещать ребенка в ровном, горизонтальном, положении, не переразгибая его шею.

Перемещение ребенка со СМА / Фонд “Семьи СМА”

Если вы хотите взять ребенка на руки и прижать к себе, помните, что его голова должна быть повернута вбок и чуть-чуть свешена, чтобы слюна и мокрота могли беспрепятственно вытекать.

Как правильно положить ребенка на плечо / Фонд “Семьи СМА”

К сожалению, даже если вы следуете этим правилам, нет стопроцентной гарантии, что экстренная ситуация не случится.

И даже если у ребенка СМА 2-го и даже 3-го типа, постепенно мышцы его дыхательной мускулатуры слабеют, ребенок не может полноценно откашляться. Поэтому во время кормления он может поперхнуться едой.

Остановка дыхания может быть молниеносной. Но ей может и предшествовать респираторный дистресс-синдром. Как это проявляется у ребенка? В первую очередь, включается дополнительная мускулатура: раздуваются крылья носа, втягиваются уступчивые места грудной клетки, надключичных областей, межреберных промежутков; может наблюдаться так называемое парадоксальное дыхание, когда грудная клетка делает вдох, а живот, наоборот, втягивается и, наоборот, живот раздувается, а грудная клетка втягивается; шумное дыхание.

Что делать в этой ситуации?

Искусственное дыхание и санация

У вас под рукой всегда должен быть аспиратор и мешок Амбу, чтобы оказать ребенку экстренную помощь.

Если вам показалось, что ваш ребенок начал как-то странно дышать или чем-то поперхнулся, в первую очередь, нужно положить его в безопасное положение – на бок. Или если он сидит в стульчике, нужно постараться сразу очистить его дыхательные пути, совершив кашлевой маневр. Если ребенок старше года, можно также надавить кулаком в эпигастральную область. У ребенка до года это делать не рекомендуется, так как есть большой риск повредить внутренние органы.

Читайте также:
Ребенок упал на асфальт и ударился. Первая помощь при порезах и ссадинах

Кашлевой маневр для ребенка старше года / Фонд “Семьи СМА”

Если ребенок весит менее 10 кг, и вы можете его поднять, – уложите его на свою руку головой вниз, затем ударьте по спине по направлению к шее, чтобы попытаться выбить то, что застряло в дыхательных путях.

Кашлевой маневр для ребенка до 10кг / Фонд “Семьи СМА”

Если это не помогло, мы кладем ребенка на спину, запрокидываем его голову, с помощью большого пальца, опираясь на подбородок, открываем ему рот и производим санацию с помощью электроаспиратора. После этого слушаем: есть ли у ребенка дыхание. Если дыхание отсутствует, и ребенок начинает синеть, нужно вызвать скорую помощь (или попросить кого-то, кто оказался рядом, это сделать) и приступить к реанимации: к искусственному дыханию с помощью мешка Амбу.

По всем международным протоколам оказание первой помощи детям начинают именно с искусственного дыхания, потому что в 90% случаев экстренная ситуация возникает из-за состояния острой гипоксии, т.е. когда дыхания нет, и в кровь не попадает кислород. Чтобы не допустить остановки сердца и кровообращения, нужно начать выполнять компрессии с помощью мешка Амбу.

Алгоритм точно такой же, как при дыхательной гимнастике, с той лишь разницей, что при реанимации, естественно, не нужно дожидаться самостоятельного вдоха. Вы прикладываете маску к носу, прижимаете ее большим пальцем, ротовую часть маски прикладываете к нижней челюсти, прижимаете ее указательным пальцем, другими тремя пальцами выдвигаете челюсть вперед, фиксируете голову и разгибаете шею.

Реанимация с помощью мешка Амбу / Фонд “Семьи СМА”

Проводите 5 нажатий – 5 резких вдохов. После этого отнимаете маску от лица ребенка, смотрите и слушаете, восстановилось ли самостоятельное дыхание, производите санацию.

Непрямой массаж сердца

Если ребенок не пришел в себя и не подает признаков жизни, дыхание не восстанавливается, нужно попытаться нащупать пульс. У маленького ребенка пульс можно прощупать под соском с левой стороны – там, где располагается верхушка сердца, и должен ощущаться сердечный толчок. Также пульс можно прощупать на шее, поставив пальцы в центр шеи и спустившись пальцами по трахее в ложбинку. Если в течение 5 секунд вы не почувствовали ни одного удара сердца, не тратьте время на поиски пульса, а приступайте к непрямому массажу сердца.

У маленьких детей (до года) непрямой массаж сердца проводится двумя пальцами. Вы располагаете пальцы примерно на сантиметр ниже сосков, на грудине, и, выпрямив руки в локтях, надавливаете на грудную клетку.

Непрямой массаж сердца ребенку до года / Фонд “Семьи СМА”

Если ребенок старше, можно проводить компрессии (надавливания) либо одной рукой, располагая пальцы на грудине, либо, если ребенок уже большой, двумя руками, также располагая пальцы на грудине.

Непрямой массаж сердца ребенку старшего возраста / Фонд “Семьи СМА”

Глубина компрессии – от 1,5 до 2 см. Но в экстренной ситуации человек, который делает массаж сердца в первый раз, определить глубину компрессии не сможет. Если вы проводите компрессии одной рукой, достаточно вернуть пальцы туда, где должна проходить сонная артерия, и посмотреть: в тот момент, когда вы делаете компрессию, чувствуете ли вы пульсовую волну. Если это происходит, значит движения эффективны.

Соотношения вдоха к компрессиям должно быть 1 к 15: один вдох (мешком Амбу) – 15 компрессий.

Можно считать вслух. Ничего страшного, если вы собьетесь со счета, продолжайте делать массаж сердца до приезда скорой медицинской помощи.

В комплекте к мешку Амбу есть резервуар для дополнительной подачи кислорода.

Мешок Амбу с резервуаром для подачи кислорода / Фонд “Семьи СМА”

Если остановка дыхания у ребенка произошла дома, и у вас есть кислородный концентратор, то к мешку Амбу можно подсоединить этот резервуар и через него подключить линию от концентратора кислорода. Тогда во вдыхаемом ребенком воздухе будет больше фракций кислорода, что поможет быстрее справиться с гипоксией.

Воздух не проходит. Что делать?

Что делать, если вы приложили маску к лицу, нажимаете на мешок Амбу, а воздух не проходит? Причин может быть несколько.

Читайте также:
Тонзиллит у детей - причины, симптомы, диагностика

Первая: вы не разогнули шею (не откинули голову) ребенку, поэтому воздух не может пройти – дыхательные пути перекрыты корнем языка.

Вторая причина: вы негерметично прижали маску. Если маска прижата негерметично, под своей ладонью вы почувствуете сброс воздуха.

Третья причина: что-то настолько плотно закупорило дыхательные пути, что вы просто не можете протолкнуть туда воздух. В этой ситуации нужно попробовать еще раз сделать кашлевой маневр, провести санацию. Если после этого воздух все равно не проходит, вам придется закрыть клапан безопасности на мешке Амбу и провести искусственное дыхание с закрытым клапаном.

В разных моделях мешка Амбу клапан безопасности перекрывается по-разному. Где-то он закрывается с помощью закручивания по резьбе и надавливания на клапан. Где-то – с помощью переключателя.

Клапан безопасности на мешке Амбу / Фонд “Семьи СМА”

Закрыв клапан безопасности, вы создадите большое давление, что, возможно, приведет к баротравме. Но таким способом вы восстановите дыхание, протолкнув содержимое, закупорившее дыхательные пути, вниз. Впоследствии это, скорее всего, приведет к воспалительному процессу в легких, но ребенок останется жив.

Экстренная ситуация может произойти в любой момент, поэтому, повторюсь, очень важно, чтобы под рукой всегда был мешок Амбу и аспиратор. Чем быстрее вы окажете помощь ребенку, тем больше шансов, что его удастся спасти.

Кстати, все статьи о респираторной поддержке, как у взрослых, так и у детей, мы собираем в разделе “Проблемы с дыханием”. Там вы можете найти информацию о переводе на ИВЛ домой, обзор аппаратов искусственной вентиляции и масок для НИВЛ и многое другое.

Видео-инструкцию “Помощь в экстренной ситуации. Что делать, если мой ребенок не дышит?” можно посмотреть по ссылке.

Что делать, если грудной ребенок подавился молоком

Если новорожденный во время кормления внезапно потерял способность дышать, плакать и кричать, это может свидетельствовать о том, что он захлебнулся молоком. Частичная блокировка дыхательных путей вызывает затрудненное дыхание и кашель. Удушение же выступает результатом полной обструкции (закупорки) дыхательных путей. Знание того, что делать, если грудной ребенок подавился молоком, является жизненно важным в таких ситуациях.

Что делать, когда новорожденный захлебнулся молоком

Когда вы видите, что новорожденный захлебывается грудным молоком, но может кашлять, дайте ему прокашляться — это лучший способ очистки дыхательных путей.

Когда же кашля нет, младенец безрезультатно пытается вдохнуть, его лицо приобретает синюшный оттенок. Взрослому нужно быстро повернуть малыша на спину и положить себе на руку, опустив ее при этом на колено. Попа должна быть выше головы (как показано на картинке ниже). Хлопните рукой между лопатками до пяти раз. Этот способ эффективен в большинстве случаев.

Если ребенок все еще не может дышать:

  • Переверните его на спину
  • Уложите на твердую поверхность
  • Отведите его голову вбок
  • Надавите пальцами на нижний участок груди/верхний участок живота внутрь.

Эти действия нужно делать осторожно, чтобы не повредить внутренние органы. Методика больше подходит для удаления твердых инородных тел.

При успешном исходе нужно обратиться к врачу, поскольку ребенок мог пострадать вследствие вышеописанных мероприятий. Если все действия оказались безуспешными, следует проводить искусственное дыхание.

Что делать в серьезных случаях

Если грудной ребёнок захлебнулся молоком, потерял сознание и тяжело дышит, нужно предпринимать неотложные действия. Следуйте инструкции, представленной ниже:

  • Станьте на колени под прямым углом к груди ребенка
  • Положите одну руку ему на лоб и осторожно опустите голову назад. Голова и шея должны находиться на одной линии. Не допускайте чрезмерных перегибов шеи
  • Используя другую руку, поднимите его подбородок своим пальцем.
  • Внимательно осмотрите новорожденного ребенка и удалите с его носа или рта инородные тела, если таковые присутствуют
  • Проверьте его дыхание (присмотритесь, прислушайтесь, поднесите свою руку к носу малыша), но это должно у вас занять не более 10 секунд, терять время нельзя
  • Если он не дышит, начинайте делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
  • Если рядом с вами находится кто-то еще, попросите его вызвать скорую помощь.

Как сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?

Сначала делается искусственное дыхание, а затем – непрямой массаж сердца.

Искусственное дыхание

Порядок действий при выполнении искусственного дыхания, когда младенец поперхнулся молоком:

  • Освободите дыхательные пути ребенка платком либо чистой тканью;
  • Накройте губами нос и рот малыша;
  • Вдохните воздух в его легкие, убедитесь, что грудь ребенка поднимается во время вдыхания (для новорожденного достаточно воздуха, который взрослый человек может набрать, просто раздув свои щеки);
  • Когда грудь малыша подымается, прекратите вдыхать и дайте ей опуститься.
Читайте также:
Ребенок постоянно шмыгает носом, а соплей нет: почему и что делать?

Повторите указанные действия 2 раза.

Массаж сердца

Затем выполняйте массаж сердца. Порядок действий следующий:

  • Убедитесь, что новорожденный находится на твердой поверхности.
  • Поместите два пальца в центр грудной клетки ребенка, а именно на ширину 1 пальца ниже условной линии между сосками.
  • Мягко, но быстро надавите вниз на глубину приблизительно 4 сантиметра, но не более. Сделайте 30 нажатий (скорость должна составлять 100 нажатий в минуту).

Итого, нужно сделать 2 вдоха, 30 нажатий, 2 вдоха, 30 нажатий и так далее.

Выполняйте дыхание и массаж в течение двух минут, прежде чем обращаться за помощью (если никто другой рядом не может это сделать). Продолжайте осуществлять реанимационные мероприятия до появления признаков жизни либо до прибытия медицинского персонала.

Естественно, без тренировки выполнять реанимационные действия сложно. Чтобы получить необходимый опыт и, в случае чего, четко знать, что нужно делать, когда новорожденный поперхнулся молоком, рекомендуем пройти курсы первой помощи.

Профилактика

У новорожденных есть естественные механизмы для защиты от захлебывания. Поэтому специалисты говорят, что особых правил предотвращения подобных случаев нет, поскольку ситуации, когда грудничок подавился молоком, являются скорее исключением из правил. Некоторые риски существуют если у матери большая грудь, и она кормит малыша в лежачем положении. Однако даже в этих случаях младенцы знают, что делать, чтобы не захлебываться, они попросту отстраняются от груди. Если ребенок часто давится, возможно, у него нарушены функции глотания либо сосания, поэтому следует обратиться к врачу.

Вскармливание бутылочкой, по словам экспертов, увеличивает риск поперхнуться. Это связано с тем, что малыш может не успевать глотать сильную струю молока. Будьте бдительны, когда кормите ребенка с бутылочки. Не оставляйте ее если кроха уснул – он может поперхнуться жидкостью во сне.

Ребенок захлебнулся водой при купании: как оказать первую помощь

Автор:
Рецензент:

Как помочь ребенку, если он хлебнул воды при купании

Даже у самых внимательных и осторожных родителей могут быть сбои в присмотре за маленькими непоседами. Невозможно же всегда одним глазом следить за малышом, чье любопытство порой заводит его туда, где опасно. Дети лишены инстинкта самосохранения, и иногда из-за этого может случиться большая беда. Например, если ребенок хлебнул воды, последствия этого могут быть довольно серьезными.

Чем опасно, если ребенок наглотался воды

Со стороны вроде все просто: хлебнул воды — значит надо ее удалить, причем немедленно. В реальности же все намного сложнее.

Важнейший момент — куда попала вода. Практика показывает, что прежде чем захлебнуться, ребенок проглатывает большое количество воды. Таким образом, единственная опасность здесь — заглатывание вместе с неочищенной водой различных болезнетворных микробов. Это могут быть ротавирусы, энтеровирусы, аденовирусы и т.д.

Тем не менее, с кишечными инфекциями бороться можно, особенно, если быстро обратиться к врачу. По крайней мере, до появления первых симптомов у родителей есть определенное время. Хуже, если вода попадает в дыхательные пути. В этом случае стремительно нарастают признаки утопления, ситуация становится угрожающей жизни и без проведения спасательных действий ребенок обречен.

Что делать, если вода попала в дыхательные пути

Здесь многое зависит от количества воды. Если это – эквивалент одного глотка, то откашлявшись, ребенок может избавиться от нее и полностью восстановиться. Если же ребенок хлебнул воды слишком много и захлебывается, ему необходимо оказать первую помощь:

  1. Извлеките малыша из воды, таким образом прекратив поступление ее в дыхательные пути.
  2. Если грудничок хлебнул воды при купании, положите его лицом вниз на свою левую руку (если вы правша), а правой рукой нанесите пять несильных ударов основанием ладони между лопаток. Внимательно наблюдайте за ротиком ребенка – из него должна вылиться вода.
  3. Переверните ребенка на другую руку, удерживая большим и указательным пальцами его головку, исследуйте ротовую полость, а также оцените дыхание.
  4. Если малыш задышал, возьмите его на руки, успокойте, дайте сладкого чая и обратитесь к врачу.
  5. Если дыхание отсутствует — начинайте реанимационные мероприятия, описанные ниже.
Читайте также:
Анемия у детей до года и старше: причины, симптомы, диагностика, лечение

Если ребенок хлебнул морской воды, находясь вместе с вами на отдыхе, порядок ваших действий точно такой же. Единственная разница здесь может быть связана с его возрастом. Вы не сможете ребенка негрудного возраста долго держать на руке, поэтому его нужно обнять сзади, наклонить вперед и нанести те же 5 ударов основанием ладони между лопаток. Затем поместите сжатые «в замок» обе руки в то место, где сходятся ребра, и с силой резкими толчками 5 раз вдавите кулаки в живот по направлению к себе и кверху. Повторите эти две манипуляции несколько раз, пока малыш не прокашляется. Если ребенок не дышит, уложите его на спину и начинайте реанимационные мероприятия.

Что делать, если ребенок хлебнул воды и не дышит

Каждый человек должен знать, как спасти жизнь, если у пострадавшего остановится дыхание или сердце. Увы, в нашей стране это не распространено, но никто не мешает обратиться к любому врачу или фельдшеру скорой помощи и поучиться правильному оказанию первой помощи – непрямому массажу сердца и искусственному дыханию. Опишем порядок этих действий.

Вначале следует правильно уложить пострадавшего. Его положение – на спине, голову нужно максимально разогнуть назад, чтобы его рот открылся. Затем надо убедиться, что человек не дышит и у него не бьется сердце. Для этого приложите ухо к его рту, и вы почувствуете и услышите его дыхание и увидите, как его грудная клетка поднимается и опускается. Если этого нет, и перед вами ребенок, сделайте 5 выдохов по методу «изо рта в рот» или «изо рта — в нос и рот» (если ребенок совсем маленький). Выдохи должны быть плавные, ритмичные, а объем их должен учитывать меньшие размеры легких у малыша.

Только после этих 5 выдохов позовите на помощь и попросите вызвать «скорую», а сами вернитесь к пострадавшему. Определите наличие пульсации на сонной артерии (у самых маленьких пульс можно прощупать на плечевой или бедренной артерии — попросите любого врача показать эти места). При ее отсутствии начинайте непрямой массаж сердца, чередуя его с искусственным дыханием в соотношении 30 нажатий на грудную клетку к 2 выдохам.

Нажимать у грудничков нужно двумя пальцами, у детей до 12-14 лет — основанием ладони одной руки, у детей более старших, как и у взрослых: ладонь одной кисти кладется на тыл второй, пальцы скрещиваются в «замок». Нажимать надо на 2 см ниже линии, проходящей через соски. Темп нажатий – 100-120 в минуту. Неспециалисту сложно правильно оценить ритм, и для этого профессионалы предлагают нехитрый трюк: запомните ритм песни группы Bee Gees «Stayin’ Alive». Он точно соответствует нужной частоте – пойте его про себя, чтобы не сбиться. Кстати, это поможет и перебороть нарастающую панику.

Если во время реанимации у пострадавшего началась рвота, прервитесь на несколько секунд и быстро поверните его голову набок — так содержимое желудка не попадет в легкие и не усугубит ситуацию.

Прекращайте реанимационные мероприятия только в трех случаях:

  • появление самостоятельного дыхания и сердцебиения;
  • прибытие бригады скорой помощи (уточните время начала реанимационных мероприятий);
  • истечение 30 минут с начала реанимации.

Как ни прискорбно, последний пункт исключительно важен для прогноза состояния. Дело в том, что даже идеально проведенные мероприятия могут обеспечить кору головного мозга кислородом лишь в течение получаса. После этого мозг начинает умирать, тогда, как сердце еще может заработать. Результатом «успеха» может стать живое тело с мертвым мозгом, восстановить который уже не удастся.

Итак, неважно, где хлебнул ребенок воды — в бассейне, на море или в ванне во время купания. Главное — не поддаваться панике и немедленно помочь ему. Сайт Добробут.ком рекомендует даже в случае полного успеха всех мер не откладывать визит к врачу, чтобы избежать отсроченных осложнений – пневмонии, кишечной инфекции, неврологических нарушений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: