У ребенка на шее воспалился лимфоузел, что делать – все об эффективном лечении недуга

Синдром увеличенных лимфатических узлов как педиатрическая проблема

Причиной увеличения лимфоузлов в большинстве случаев являются процессы, не связанные с гемобластозами: чаще всего это общепедиатрические, инфекционные, иммунные и другие состояния Тот факт, что врач-педиатр достаточно часто обнаруживает у своих

Причиной увеличения лимфоузлов в большинстве случаев являются процессы, не связанные с гемобластозами: чаще всего это общепедиатрические, инфекционные, иммунные и другие состояния

Тот факт, что врач-педиатр достаточно часто обнаруживает у своих пациентов увеличенные лимфатические узлы (ЛУ) и ему приходится в сжатые сроки находить ответ на вопросы «почему?» и «что делать?», позволяет обойтись без длинного введения. Так, при проведении педиатрического скрининга и последующего анализа 1607 диагнозов острых и хронических заболеваний у детей и подростков в возрасте 5 — 17 лет выявлено, что болезни ЛУ обнаружены в 3,35% случаев [6]. Традиционно при обнаружении увеличенных ЛУ, не учитывая другие составляющие этого синдрома (анамнез, общую клиническую картину, местную симптоматику), педиатр думает об онкогематологическом заболевании. Вследствие этого такие больные составляют 40% всех пациентов онкогематологов [7], что представляется неоправданным. Частота впервые выявленных случаев онкогематологических заболеваний в нашей стране невелика. Заболеваемость острыми лейкозами составляет 4,0 — 5,0 случаев на 100 000 детей в год, неходжкинскими лимфомами — 0,9 — 1,1 на 100 000 детей в год. Отсюда понятно, почему подавляющая масса детей с увеличенными ЛУ с приемов гематологов возвращаются к педиатрам с диагнозом лимфаденит. То есть причиной увеличения ЛУ в большинстве случаев являются процессы, не связанные с гемобластозами: общепедиатрические, инфекционные, иммунные и другие состояния. Исходя из вышесказанного, мы решили представить нашу точку зрения на синдром увеличения лимфатических узлов.

Рисунок 1. Подчелюстные лимфатические узлы при лимфогранулематозе (УЗИ, 7,5 МГц)
Рисунок 2. Подчелюстной узел при туберкулезе (УЗИ, 7,5 МГц)

Увеличение ЛУ может быть результатом лимфаденита (ЛА) и лимфаденопатии (ЛАП).

ЛА — воспаление лимфатических узлов, возникающее как осложнение после различных гнойно-воспалительных заболеваний и специфических инфекций (туберкулез, актиномикоз, чума и др.). ЛА, как правило, представляет собой вторичный процесс.

ЛАП — системное увеличение лимфатических узлов, не связанное с воспалением (воздействие некоторых медикаментов, пролиферация, метастазирование и т. п.).

Эпидемиология ЛА и ЛАП не разработана. Можно только отметить, что, по данным И. С. Тарасовой [6], при сплошных массовых исследованиях детей Брянской области ЛА встречается, как и следовало ожидать, несколько чаще (1,86% среди всех осмотренных), чем ЛАП (1,49% от общего контингента).

Методы исследования ЛУ должны быть максимально стандартизованы. В клинической практике оценивают жалобы (местная болезненность, местное или общее повышение температуры, общесоматические жалобы), анамнез (эпиданамнез, давность появления, локализация увеличенных ЛУ в одной или нескольких группах, одновременное их увеличение или постепенное, скорость манифестации болезни и т. д.). Особое значение имеет осмотр больного. Наряду с тщательным общепедиатрическим осмотром по системам необходимо обратить внимание на число измененных ЛУ и их локализацию по группам. Размеры лимфоузлов должны оцениваться только объективно: в миллиметрах или сантиметрах. Принятое в нашей стране и широко рекомендуемое в отечественной литературе сравнение размеров ЛУ с зерном, горохом, вишней, лесным или грецким орехом нерационально, дает несопоставимые результаты и должно быть изжито. Необходимо тщательно фиксировать соотношение увеличенных ЛУ между собой. Например, расположение ЛУ по типу «солнечной системы» (один большой ЛУ в центре и по периферии от него ЛУ меньшего диаметра) типично для туберкулезного лимфаденита [2]. ЛУ могут быть эластичными, плотными, с явлениями флюктуации. Обязательно описывается спаянность ЛУ с соседними узлами и окружающими тканями, наличие или отсутствие болезненности при пальпации. Необходимо осмотреть и описать состояние всех доступных ЛУ: затылочных, подчелюстных, передних и задних шейных, над- и подключичных, подмышечных, локтевых, паховых, подколенных. Данные осмотра и пальпации дополняются, подтверждаются и уточняются инструментальными методиками. Прежде всего это методы неинвазивной визуализации, использующиеся для изучения глубоко расположенных ЛУ. Они позволяют точно определить размеры ЛУ, изменения групп ЛУ, недоступных осмотру и пальпации, характеристики капсулы, спаянность, топографические особенности, внутреннюю структуру; исключить состояния, симулирующие увеличение ЛУ (опухоли, не исходящие из ЛУ, гематомы, аномалии почек и т. п.). Крайне важно получение информации о состоянии печени и селезенки. На первом месте по доступности и быстроте получения информации стоит эхография (УЗИ). ЛУ диаметром менее 1,5 см по плотности приближаются к окружающей жировой ткани, визуализируются редко, ограничить их опухолевое поражение от иных причин увеличения только по данным УЗИ практически невозможно. Такие ЛУ наблюдаются прежде всего при инфекционных процессах, реактивных поражениях, а у детей с гемобластозами — в состоянии полной ремиссии. ЛУ диаметром 1,5 — 2 см хорошо визуализируются в случае, если они проецируются на эхонегативные структуры или изменяют обычные топографо-анатомические соотношения. Весь спектр УЗИ-изменений может быть сведен к нескольким основным группам [3].

1. Увеличение отдельных ЛУ оценивается как небольшое, если они не теряют своей обычной УЗИ-картины, сохраняют капсулу, четкость и ровность контура, не изменяют топику органа. Такой тип характерен для инфекционных поражений, особенно туберкулеза, вирусного гепатита, коллагенозов, иммунодефицитов, гемобластозов у детей низкой группы риска.

2. Дальнейший рост ЛУ приводит к появлению сливающихся между собой масс, оттесняющих сосуды. Наблюдается при гнойном расплавлении группы лимфоузлов, при гемобластозах, метастазирующих опухолях.

3. Сдавление или оттеснение внутренних органов. При этом может возникнуть гидронефроз за счет сдавления мочеточников, значительное смещение матки, мочевого пузыря. Типично для крайне неблагоприятных вариантов миелолейкозов, лимфом Ходжкина и неходжкинских лимфом.

Читайте также:
Жировик на лице или теле у ребенка - как быстро избавиться?

УЗИ-заключения могут быть подтверждены компьютерной томографией (КТ). Дополнительно КТ позволяет уточнить структуру ЛУ, их топографические соотношения, обнаружить другие группы ЛУ.

Если поверхностные лимфоузлы есть смысл оценивать только эхографически, а мезентериальные и забрюшинные ЛУ практически одинаково хорошо выявляются методами УЗИ и КТ, то внутригрудные ЛУ выявляются почти исключительно рентгенологически.

Принятое в нашей стране и широко рекомендуемое в отечественной литературе сравнение размеров лимфоузлов с зерном, горохом, вишней, лесным и грецким орехом нерационально, дает несопоставимые результаты и должно быть изжито

Такие методы диагностики, как изотопная сцинтиграфия и лимфография, могут применяться по очень строгим показаниям в специализированных клиниках или ограниченно при динамических исследованиях и не используются в широкой практике.

Достоверное выявление причин увеличения ЛУ возможно лишь гистологическими методами. При этом материал должен быть получен только путем открытой биопсии ЛУ, хотя современные методики тонкоигольной биопсии позволяют получить достоверные результаты. Рекомендовавшаяся ранее пункционная биопсия дает очень большой процент ложно-положительных и ложноотрицательных результатов.

Увеличение ЛУ схематически [5, 11] можно представить (с описанием некоторых практически значимых, но малоизвестных форм) как связанное с инфекцией (ЛА) и не связанное с инфекцией (ЛАП).

1. ЛА вирусной природы.

  • цитомегалия.
  • инфекционный мононуклеоз.
  • корь.
  • краснуха.
  • орнитоз.
  • синдром Ардмора.

Инфекционное заболевание, вероятнее всего вирусной природы, пик заболеваемости наблюдается осенью, передается воздушно-капельным путем. Индекс контагиозности высокий, инкубационный период 3—10 дней. Начинается с фарингита, ринита, субфебрилитета. Протекает с генерализованным увеличением ЛУ, болезненной увеличенной печенью (реже — спленомегалией), миалгиями, болями в грудной клетке. Выздоровление без последствий.

2. ЛА при бактериальных инфекциях.

  • кариес.
  • абсцесс.
  • болезнь кошачьей царапины. Вызывается Bortanella (Rochalimeae) hensella. Чаще доброкачественно протекающее со спонтанным выздоровлением двустороннее воспаление ЛУ (в т. ч. мезентериальных и внутригрудных) с общими и кожными неспецифическими симптомами, обусловленное ранениями кожи кошками, собаками, реже — посторонними острыми предметами. Описаны гранулематозный гепатит, спленомегалия, энцефалитические реакции, судорожный синдром [8, 10]. Наблюдается в основном у детей и подростков преимущественно поздней осенью и зимой.
  • Боррелиоз. Известен как псевдолимфома. Лимфопролиферативное поражение ЛУ и кожи при заражении Borrelia burgdorferi после укуса клещами. Описаны переходы в злокачественные лимфомы.
  • Туберкулез. Наряду с типичными формами туберкулеза следует помнить о т. н. атипичных микобактериозах. По данным Ф. Миллера [2], до 50% подчелюстных ЛА у детей до 5 лет вызываются атипичными штаммами микобактерий (в частности, типа avium), и вероятность микобактериального поражения ЛУ тем выше, чем младше ребенок (рис. 1).
  • Сепсис.
  • Аллергический субсепсис. Рассматривается и как вариант ювенильного ревматоидного артрита, т. н. болезнь Стилла.
  • Сифилис. Темпы роста заболеваемости сифилисом детей значительно опережают аналогичный показатель у взрослых. Так, заболеваемость сифилисом среди взрослых возросла за 4 года в 15,8 раз, а среди детей — в 21 раз. 65,6% детей заразились половым путем [1].
  • Генито-аноректальный симптомокомплекс — осложнение хронического ЛА при хламидиозе серотипов L1—L3 с перипроктитом, хронически рецидивирующими перианальными и промежностными свищами, стриктурами и фиброзом генитоуретрального трактов, элефатиазисом вульвы. Встречается в основном у больных женского пола.

3. ЛА при грибковых заболеваниях.

4. ЛА при паразитарных заболеваниях.

5. ЛА при протозойных инфекциях.

  • токсоплазмоз. Субклинический вариант — шейный подострый некротизирующий ЛА. Клинически — болезненный, чаще шейный ЛА, со спонтанной ремиссией через 3 — 6 месяцев, лихорадка, экзантема. Нейтропения. Гистологически — коагуляционные некрозы с гистиоцитарными и иммунобластными клетками без гранулем, без нейтрофилов. Дифференциальная диагностика проводится со злокачественными лимфомами, туберкулезом, гистиоцитозом, а по данным гистологии (васкулит) — с системной красной волчанкой.
  • кала-азар.
  • малярия.

Формы, не связанные с инфекциями (ЛАП)

1. ЛАП медикаментозная.

  • производные гидантоина (дифенин и др.) — противосудорожные препараты. При таком осложнении терапии ЛАП рассматривается как аутоиммунобластная.
  • аллопуринол (используется при лечении гиперурикемий, в т. ч. и при миелопролиферативных состояниях).
  • противолепрозные средства (используются в гастроэнтерологии для лечения хронических колитов, в ревматологии — для лечения артритов и спондилоартритов, особенно ассоциированных с антигеном гистосовместимости HLA В-27).
  • поствакцинальные.
  • на фоне инородных тел.

2. При системных процессах в организме.

  • коллагенозы (в этом случае наибольшее увеличение ЛУ регистрируется все-таки при инфицированных вариантах диффузных болезней соединительной ткани, то есть имеется сочетание ЛА и ЛАП).
  • локальный опухолевидный амилоидоз. Традиционно описывается как патология исключительно взрослых [4]. Однако мы обнаружили эту форму диспротеиноза у 2 из 44 детей с системным амилоидозом. Локальный опухолевидный амилоидоз у наших пациентов протекал с выраженной общей параспецифической реакцией, что в сочетании с пальпируемым образованием в брюшной полости привело первоначально к ошибочному диагнозу лимфомы.
  • амилоидоз Любарха, генетически детерминированный. Генерализованная ЛАП, ортостатическая гипотония, обструктивная инфильтративная кардиомиопатия, спленомегалия, нейропатия, туннельный синдром.
  • синдром Дорфмана-Розаи (интермиттирующая доброкачественная лимфаденопатия). Вероятно аутоиммунное заболевание с доброкачественной пролиферацией плазмоцитов, гистиоцитов, фибробластов. Пик заболеваемости — в первые 10 лет жизни. Протекает с двухсторонним шейным, часто генерализованным увеличением ЛУ, лихорадкой, лейкоцитозом, узловатой эритемой. По нашим наблюдениям, при поражении внутренних органов прогноз плохой. Прогноз ухудшается при наличии одновременно иммунодисфункции (ускорение СОЭ, диспротеинемия).
  • десквамативная эритродермия Лейнера. Вероятнее всего дефект хемотаксиса лейкоцитов и дефицит фрагмента комплемента С5. Заболевание манифестирует в первые 3 — 4 месяца жизни. Проявляется генерализованным увеличением всех лимфоузлов, вторичной эритродермией, дистрофией ногтей, анемией, рвотой, диареей. Чаще встречается при грудном вскармливании. Известны семейные случаи. Прогноз благоприятный.

3. Гранулематозы

  • саркоидоз.
  • аллергический гранулематоз Чарг — Штрауса. Сочетается с атопией в анамнезе. Проявляется в виде бронхиальной астмы, выраженной эозинофилии, ЛАП, нейропатии, кожных язв, поражения сердца, легких, кишечника и васкулита мелких артерий и вен.
  • мультицентрический ретикулогистиоцитоз. Системное гранулематозное заболевание с образованием кожных узлов, деструктивным артритом, поражением внутренних органов. Протекает по типу псориатической артропатии.
  • ретикулез липомеланотический (синдром Паутриера-Ворингера) — локализованное или генерализованное увеличение ЛУ как сопровождение дерматозов, прежде всего меланоэритродермии.
Читайте также:
Регулярные приступы сухого кашля по ночам у маленьких детей - причины и что делать?
Рисунок 3. Атипичные гистиоциты в пунктате лимфатического узла при гистиоцитозе X. Окраска по Романовскому. X900

4. ЛАП при гемобластозах.

  • острые лейкемии.
  • неходжкинские лимфомы.
  • ходжкинские лимфомы (по старой терминологии — лимфогранулематоз).
  • болезнь альфа-тяжелых цепей (средиземноморская лимфома). Наблюдается в основном в детском и юношеском возрасте, клиника обусловлена тяжелым синдромом мальабсорбции, являющимся результатом лимфопролиферативных процессов с инфильтрацией тонкой кишки и мезентериальной ЛАП.
  • болезнь гамма-тяжелых цепей. Обусловлена моноклональной гаммапатией, протекает по типу лимфопролиферативного системного заболевания.
  • гистиоцитарные синдромы

5. ЛАП при метастазировании солидных опухолей в ЛУ.

6. Паранеопластические реакции [12].

  • ПОЭМК-комплекс. Паранеопластический симптомокомплекс (особенно часто при склерозирующих плазмоцитомах) = полинейропатия + органомегалия + эндокринопатия + дисглобулинемия (М-градиент) + поражение кожи.

7. ЛАП при первичных иммунодефицитных состояниях (ПИД).

  • общая вариабельная иммунная недостаточность.
  • аутоиммунный лимфопролиферативный синдром.
  • гранулематоз септический. Гетерогенная группа дефектов иммунитета, объединенных незавершенным внутриклеточным фагоцитозом каталазо-позитивных микробов в результате дефицита перекиси водорода и атомарного кислорода [11]. В настоящее время известны 4 различных молекулярных дефекта: а) Х-хромосомно связанный рецессивный дефект тяжелых цепей цитохрома В558; б) аутосомно-рецессивно наследуемый дефект легких цепей цитохрома В558; в) дефект 47 kd цитозолфактора; г) дефект 65 kd цитозолфактора. Клинические признаки: острые абсцедирующие инфекции кожи, легких, желудочно-кишечного тракта, ЛУ, печени, селезенки, вызванные каталазо-позитивными бактериями (стафилококки, энтеробактерии), а также аспергиллами; хроническое гранулематозное воспаление в желудочно-кишечном тракте и мочевыводящих путях с возможным стенозированием; снижение образования атомарного кислорода и перекиси водорода в ответ на растворимые и опсонированные раздражители.
Данные осмотра и пальпации лимфоузлов должны подтверждаться и уточняться инструментальными методами. Прежде всего методами неинвазивной визуализации, используемыми для изучения глубоко расположенных лимфоузлов

8. Генетически обусловленные ЛАП [9].

  • синдром Клиппель — Треноне. Сочетание локальных лимфангиом и гемангиом.
  • синдромы с наследственно обусловленными лимфатическими отеками. Синдромы Вевера-Смита и Мильроя.
  • легочная мышечная гипертрофия — мышечный цирроз легкого. Разрастание гладкомышечных волокон периальвеолярно, перибронхиально, интерстициально, интерлобарно. Увеличение ЛУ ворот легких. ДД проводится с саркоидозом, туберкулезом, синдромами эмфиземы легких, альвеолярно-капиллярного блока. Диагноз верифицируется только гистологически.

9. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

В процессе диагностики заболеваний, протекающих с увеличением ЛУ, объединяются усилия педиатров, инфекционистов, иммунологов, онкогематологов. Главная роль при этом отводится именно педиатру, так как большинство ЛА и ЛАП связано у детей с инфекционным процессом. В то же время нельзя настаивать на инфекционном генезе увеличения ЛУ, если двухнедельный курс антибиотикотерапии не привел к существенному улучшению клинико-лабораторной и инструментальной картины. В пользу онкогематологического генеза изменения ЛУ свидетельствует увеличение их диаметра до 4 см и более, каменистая плотность, бугристость, образование конгломератов ЛУ, их спаянность с окружающими тканями, внутригрудные конгломераты, особенно в верхнем средостении, внутрибрюшинные конгломераты.

Четкое знание многообразия причин увеличения ЛУ поможет педиатрам в диагностике и дифференциальной диагностике этого синдрома.

Воспаление лимфоузлов

Содержание статьи:

  • Классификация лимфоузлов
  • Причины патологии
  • Симптомы лимфаденита
    • Острая форма
    • Хроническая форма
    • Особенности течения специфических процессов
  • Диагностика
  • Лечение воспаления лимфоузлов
  • Осложнения заболевания
  • Профилактика лимфаденита

Воспаление лимфоузлов (лимфаденит) – их специфическое или неспецифическое воспалительное поражение. Развивается при попадании в лимфатическую систему различных микроорганизмов (бактерии, грибы, вирусы) или их токсинов.

В большинстве случаев воспаление лимфатических узлов не является самостоятельным заболеванием, а возникает при патологических процессах в различных органах и системах организма. Чаще всего сопровождает инфекционные болезни. Однако длительно текущее воспаление лимфоузлов, неправильное лечение или его отсутствие могут привести к переходу лимфаденита в самостоятельную патологию и развитию серьезных осложнений.

Классификация лимфоузлов

Лимфоузлы, наряду с лимфатическими капиллярами, сосудами, стволами, протоками и некоторыми органами (селезенка, тимус, костный мозг, миндалины) – часть лимфатической системы организма.

Функции лимфатической системы:

  • транспортная (дренажная) – возвращение продуктов обмена из тканей в венозное русло, выведение экссудата и гноя из раневых очагов;
  • кроветворная (лимфоцитопоэз) – образование, созревание и дифференцировка лимфоцитов;
  • барьерная – обезвреживание и выведение попадающих в организм бактерий, вирусов, других чужеродных агентов.

Лимфатические узлы – образования округлой или овальной формы, размером от нескольких миллиметров до 1-2 сантиметров. Они играют в системе роль биологического фильтра. Проходя через лимфоузлы, лимфа очищается от бактерий, токсинов, которые захватываются и уничтожаются структурами узла – лимфоидными фолликулами и тяжами лимфоцитов. Кроме того, в лимфоузлах вырабатываются антитела – формируется «иммунная память», а также фагоциты и лимфоциты.

В организме имеются следующие группы лимфатических узлов:

  • лимфоузлы головы и шеи:
    • затылочные;
    • шейные;
    • подчелюстные;
    • подбородочные;
  • лимфатические узлы верхних конечностей:
    • подмышечные;
    • локтевые;
  • лимфоузлы груди:
    • надключичные;
    • подключичные;
    • предпозвоночные;
    • межреберные;
    • окологрудинные;
    • верхние диафрагмальные;
  • лимфатические узлы брюшной полости и таза:
    • поясничные
    • брыжеечные;
    • подвздошные;
  • лимфоузлы нижних конечностей:
    • подколенные;
    • паховые.

Причины патологии

Воспаление лимфатических узлов бывает неспецифическим и специфическим Источник:
Структура шейного лимфаденита у детей. Егорова А.А., Хаертынова А.Х. FORCIPE, 2019. с. 83-84 .

Неспецифический лимфаденит вызывается чаще всего гноеродными бактериями (стафилококки, стрептококки), продуктами их жизнедеятельности и распада тканей. Неспецифическое воспаление лимфоузлов часто сопутствует следующим патологиям:

  • ограниченные и разлитые гнойные процессы (абсцесс, карбункул, флегмона);
  • тромбофлебит, трофические язвы;
  • остеомиелит;
  • кариес;
  • заболевания лор-органов (отит, стоматит, ангина);
  • кожные болезни (пиодермия, инфицированные экземы);
  • детские инфекции (скарлатина, паротит).
Читайте также:
У ребенка долго держится температура 37-37,5: в чем причина и что делать?

Причина специфического лимфаденита – возбудители, вызывающие определенные инфекции. Этот вид воспаления сопровождает такие болезни, как:

  • туберкулез;
  • сифилис;
  • гонорея;
  • чума;
  • ВИЧ (СПИД);
  • туляремия.

Лимфаденопатия – увеличение лимфатических узлов, не всегда сопровождающееся воспалением, может возникать при злокачественных новообразованиях, аллергических реакциях, аутоиммунных патологиях. Увеличение, а иногда и воспаление, лимфоузлов иногда наблюдается как у мужчин, так и у женщин, занятых тяжелым физическим трудом, тренирующихся с высокими нагрузками, так как лимфатические узлы вынуждены пропускать через себя большое количество лимфы, оттекающей от тканей и мышц при интенсивной работе и ускоренном метаболизме Источник:
Лимфаденопатия при инфекционных заболеваниях. Ющук Н.Д., Кареткина Г.Н. Детские инфекции, 2003. с. 61-65 .

Симптомы лимфаденита

Симптоматика зависит от того, в какой форме – острой или хронической – протекает воспаление лимфоузлов, а также от того, вызвано оно неспецифическими или специфическими бактериями.

Острая форма

Острая форма лимфаденита подразделяется на три фазы: катаральную, гиперпластическую (серозную) и гнойную.

Общие симптомы острого процесса:

  • увеличение и болезненность одного или нескольких лимфоузлов;
  • высокая температура тела;
  • слабость, головная боль;
  • потеря аппетита.

Для катаральной фазы воспаления характерны незначительное увеличение пораженного лимфоузла, изменение его плотности, невыраженная болезненность, отсутствие общих симптомов.

В серозную фазу воспаление распространяется на окружающие ткани, усиливается болезненность, появляется гиперемия кожи в области поражения, нарастает общая симптоматика. Возможно вовлечение в процесс близлежащих сосудов – лимфангит.

Гнойная фаза характеризуется нарастанием интенсивности местных явлений – гиперемии, отека кожи над лимфатическим узлом, его контуры становятся неоднородными. Усиливается общая интоксикация. По мере нагноения лимфоузла и его гнойного расплавления на коже в области инфильтрата становится заметна флюктуация – чувство волнообразных колебаний при прощупывании.

Хроническая форма

Хроническое неспецифическое воспаление лимфоузлов протекает без остро выраженных проявлений. Лимфоузлы при этом состоянии увеличены, малоболезненные, плотные, не спаяны с окружающими тканями. Часто вследствие хронического течения болезни лимфоидная ткань разрастается либо замещается соединительной, происходит сморщивание лимфоузлов, которые перестают выполнять свои функции. Возможно появление очагов распада и некроза узла, развитие осложнений, связанных с расстройством лимфотока.

Особенности течения специфических процессов

Гонорейный лимфаденит протекает с увеличением и резкой болезненностью паховых лимфоузлов.

Для воспаления лимфоузлов при туберкулезе характерны лихорадка, симптомы интоксикации, периаденит (вовлечение в процесс прилежащей к узлу ткани), нередко – некротические изменения узлов.

Сифилитический лимфаденит отличается отсутствием нагноения. Воспаление одностороннее, при пальпации обнаруживается цепочка лимфоузлов, которые увеличены умеренно, не спаяны между собой и с кожей.

Диагностика

При появлении признаков воспаления лимфатических узлов следует обращаться к терапевту или педиатру, либо к хирургу. При наличии сопутствующих заболеваний привлекаются другие специалисты – инфекционист, дерматовенеролог, онколог.

Диагностика неспецифического лимфаденита обычно не представляет трудностей. Диагноз ставится на основании:

  • жалоб пациента – боль, общие симптомы;
  • анамнеза – время начала заболевания, интенсивность развития, наличие сопутствующих патологий;
  • общего осмотра – размер и консистенция лимфоузла, его подвижность, отек и гиперемия окружающих тканей.

Для подтверждения воспаления лимфоузлов врач может назначить общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови.

При подозрении на специфический лимфаденит проводятся мероприятия для выявления первичного очага – анализ крови на сифилис, ВИЧ, проба Манту или диаскин-тест, посев крови на стерильность для выявления возбудителя.

В качестве дополнительных обследований назначаются:

  • рентгенография грудной клетки;
  • ультразвуковая доплерография лимфатических сосудов;
  • рентгенография лимфатических сосудов с контрастом;
  • компьютерная или магнитно-резонансная томография пораженных лимфоузлов;
  • лимфосцинтиграфия.

При хроническом воспалении лимфатических узлов рекомендуется проведение пункционной биопсии узла или его иссечение с последующим гистологическим анализом.

Дифференциальная диагностика лимфаденита проводится с кистозными образованиями, заболеваниями слюнных желез, гидраденитом, последствиями перенесенных миозитов, добавочной долькой молочной железы, поражениями узлов при злокачественных новообразованиях Источник:
Алгоритм диагностики и лечения больных паратонзиллярным абсцессом и шейным лимфаденитом. Фернандо Д.Р., Назарочкин Ю.В., Проскурин А.И., Гринберг Б.А. Российская оториноларингология, 2011. с. 165-169 .

Лечение воспаления лимфоузлов

При имеющемся первичном очаге инфекции требуется его устранение. Одновременно с этим назначаются:

  • антибактериальная терапия – антибиотики широкого спектра действия либо, при выявленном возбудителе, направленного действия;
  • противовирусные средства – при вирусной этиологии заболевания;
  • противовоспалительные препараты – для снятия боли, снижения температуры, улучшения общего состояния;
  • антигистаминные средства – для уменьшения проницаемости капилляров, снижения отечности;
  • дезинтоксикационная терапия – энтеральным (обильное питье) или парентеральным (внутривенное капельное введение) путем, для выведения из организма продуктов распада бактерий, токсинов.

Помимо медикаментозных методов для лечения лимфаденита применяется физиотерапия: УВЧ, ультрафиолетовое облучение, магнитотерапия, электрофорез, лазерное воздействие.

Пациенту с воспалением лимфатических узлов рекомендуется полноценное питание со сбалансированным содержанием белков, жиров и углеводов, обильным питьем. Необходимо потреблять достаточное количество витаминов, микроэлементов.

При неэффективности консервативной терапии, гнойном лимфадените, аденофлегмоне показано хирургическое лечение. Под местной или общей анестезией удаляется содержимое и ткани пораженного узла. Операционный материал отправляется на гистологическое исследование. В рану вставляется дренаж для оттока содержимого. Через несколько дней дренаж удаляется, края раны сшиваются.

Осложнения заболевания

Переход острого процесса в хроническую форму – нередкое осложнение воспаления лимфоузлов. Состояние долгое время не дает никаких симптомов, но при переохлаждении, ослаблении организма лимфоузел может воспалиться с развитием нагноения.

При длительно текущем остром лимфадените, обострении хронического процесса без должного лечения существует риск развития аденофлегмоны – разлитого гнойного воспаления жировой клетчатки вокруг пораженного лимфоузла. Аденофлегмона характеризуется тяжелым общим состоянием пациента, лихорадкой, интоксикацией, выраженной болью и отеком, плотным воспалительным инфильтратом в зоне воспаленного лимфатического узла. Состояние требует неотложной помощи.

Читайте также:
Иммунитет у ребенка: причины низкого иммунитета, признаки и принципы работы иммунитета у детей

Реже развиваются такие осложнения как абсцесс – нагноение пораженного лимфоузла с образованием четких границ, или флегмона – гнойное поражение, не имеющее четкого отграничения от окружающих тканей.

При тяжелом течении воспаления, ослабленном организме пациента, наличии сопутствующих заболеваний, отсутствии адекватной терапии существует опасность возникновения сепсиса. При нем возбудитель лимфаденита попадает в кровь, вызывает поражение любых органов, в тяжелых случаях – полиорганную недостаточность и летальный исход.

Застой лимфы при воспалении лимфатических узлов может спровоцировать развитие тромбофлебита, отеки, слоновость.

Профилактика лимфаденита

Поскольку заболевание часто вызывается неспецифическими возбудителями, то и специфической профилактики не существует. Важно придерживаться здорового образа жизни, отказаться от вредных привычек. Большое значение в поддержании иммунитета имеют сбалансированный рацион с достаточным потреблением белковой пищи, полиненасыщенных жиров, овощей, фруктов, полноценный сон, умеренная физическая активность.

Людям с хроническими заболеваниями необходимо периодически посещать врача и следить за состоянием здоровья. Всем без исключения рекомендуется раз в полгода проходить профилактический осмотр у стоматолога, так как именно заболевания зубов, десен, ротовой полости являются частой причиной лимфаденита.

При появлении первых признаков заболевания нельзя ждать, когда воспаление лимфоузлов пройдет самостоятельно. Следует как можно быстрее обратиться к врачу, чтобы не допустить развития осложнений и перехода болезни в хроническую форму.

Источники статьи:

  1. Алгоритм диагностики и лечения больных паратонзиллярным абсцессом и шейным лимфаденитом. Фернандо Д.Р., Назарочкин Ю.В., Проскурин А.И., Гринберг Б.А. Российская оториноларингология, 2011. с. 165-169
  2. Лимфаденопатия при инфекционных заболеваниях. Ющук Н.Д., Кареткина Г.Н. Детские инфекции, 2003. с. 61-65
  3. Лимфаденопатии в клинической практике. Войцеховский В.В. Амурский медицинский журнал, 2017 с. 8-19
  4. Дифференциальная диагностика лимфаденопатий. Суханов С. А., Мекешкина Е. А., Ложкин Е. А., Кирьянов Н. А. Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины, 2020. с. 118
  5. Структура шейного лимфаденита у детей. Егорова А.А., Хаертынова А.Х. FORCIPE, 2019. с. 83-84

Как пройти медосмотр перед 1 сентября?

День знаний – праздник улыбок и цветов, первый день встречи со школой и предвестник будущих серьезных нагрузок. Заблаговременно следует не только приготовить необходимые учебные принадлежности, но и проверить, насколько готов ребенок к трудностям. А в этом поможет ежегодный медосмотр, который рекомендуется проходить всем школьникам.

Кто и когда проходит медосмотр?

С 2018г. перестал действовать приказ Минздрава «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров», принятый 21 декабря 2012 г. Вступили в силу правила, утвержденные приказом от 10 августа 2017 г. Они не предусматривают отдельное прохождение медосмотра для поступления в образовательное учреждение, дублирующее диспансерное обследование, которое рекомендуется проходить каждый год.

Диспансеризация для школьников

Все школьники проходят нужных специалистов (их количество зависит от возраста ребенка) в течение года в медицинском учреждении, к которому прикреплены. Но опытные врачи рекомендуют не затягивать с диспансеризацией, а постараться обследоваться к началу учебного года. Иногда обследование проводится на базе образовательного учреждения, куда приезжают врачи во главе с педиатром.

Диспансеризация для будущих первоклашек

Для тех, кто поступает в школу, порядок прохождения другой: им нужно будет сдать анализы и обследоваться у ряда специалистов, указанных в приказе Министерства здравоохранения № 241 от 3 июля 2000 г. Врачи заполнят медицинскую карту ребенка для образовательного учреждения, которую нужно будет предоставить в школу к 1 сентября.

В чем состоит медосмотр?

Первый, кого нужно будет посетить, — это педиатр. Он выпишет нужные направления на анализы и выдаст «бегунок» — список специалистов, которых нужно посетить.

  • Хирурга-ортопеда (выявит плоскостопие и нарушения осанки).
  • Окулиста (проверит качество зрения).
  • Лора (оценит качество слуха).
  • Дерматолога (убедится в отсутствии заразных болезней).
  • Невролога (выявит нарушения в работе нервной системы).
  • Стоматолога (вылечит зубы при необходимости).
  • Гинеколога (для девочек) или уролога (для мальчиков).
  • Психотерапевта (педагога-психолога).

Последним специалистом, который по итогам обследования поставит будущему школьнику группу здоровья и физкультурную группу, будет снова педиатр. Для получения его заключения нужно будет дождаться результатов общих анализов крови и мочи (для оценки уровня сахара и выявления воспалительных процессов), анализов кала на яйцеглист и соскоба на энтеробиоз.

Но это не все, чем может ограничиваться диспансеризация. Доктора рекомендуют обследовать детей максимально, чтобы своевременно выявить заболевание и направить все силы на лечение.

  • УЗИ сердца и электрокардиограмма : при выявлении каких-либо нарушений в работе сердечной мышцы рекомендуется обратиться к кардиологу.
  • УЗИ абдоминальное позволит оценить состояние органов брюшной полости.
  • УЗИ щитовидной железы – своевременное выявление нарушений в работе щитовидки позволит стабилизировать работу многих органов.

Не следует пренебрегать и логопедом, который поможет выявить нарушения в речи ребенка, даст рекомендации по их устранению.

Обязаны ли проходить медосмотр — могут ли не допустить к занятиям?

По закону родители не обязаны соглашаться на диспансерное обследование детей. И отсутствие медицинского осмотра – это не показание к отстранению от учебы. Ведь ребенка принимают в школу, если он справился с необходимыми вступительными испытаниями, ни о каких других условиях в законе речи нет.

Другой вопрос, если законные представители отказываются от обследования врачами в ходе учебного процесса (периодически школьников осматривают врачи в рамках диспансерного обследования). В этом случае нужно будет предоставить справку о состоянии здоровья ребенка. Все отказы от предоставления медкарты, прохождения медосмотра во время учебы и от лечения зубов оформляются документально и подписываются родителями. Вся ответственность за состояние здоровья школьника в этом случае возлагается на законных представителей.

Читайте также:
Ребенок упал на асфальт и ударился. Первая помощь при порезах и ссадинах

Если ребенок не попадает на медосмотр — не может прийти?

Если ребенок не смог пройти медосмотр в назначенное время, то он может пройти его позже в течение года. Медицинское обследование не является обязательным, и родители вполне могут его проигнорировать. Не следует этого делать, ведь осмотр позволяет выявить болезнь на ранней стадии, а значит, увеличить шанс выздоровления ребенка.

Права родителей в школе

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

Право не платить за то, что должно быть бесплатным

Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

Медосмотр в школе перед 1 сентября – закон и порядок

от 6 октября 2014 года N 581н

Читайте также:
Лечение тонзиллита у детей - нужна ли операция по удалению миндалин

(с изменениями на 19 ноября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минздрава России от 23 марта 2020 года N 213н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.05.2020, N 0001202005060011) (вступил в силу с 1 сентября 2020 года);

приказом Минздрава России от 19 ноября 2020 года N 1235н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2020, N 0001202012070054).

– Примечание изготовителя базы данных.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 декабря 2014 года,
регистрационный N 35345

Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

(с изменениями на 19 ноября 2020 года)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения ежегодных профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования (далее соответственно – обучающиеся, образовательные организации) в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – профилактические медицинские осмотры).

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681 “Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст.3198; 2004, N 8, ст.663, N 47, ст.4666; 2006, N 29, ст.3253; 2007, N 28, ст.3439; 2009, N 26, ст.3183, N 52, ст.6572; 2010, N 3, ст.314; N 17, ст.2100; N 24, ст.3035, N 28, ст.3703; N 31, ст.4271; N 45, ст.5864; N 50, ст.6696; N 50, ст.6720; 2011, N 10, ст.1390; N 12, ст.1635; N 29, ст.4466; N 29, ст.4473; N 42, ст.5921; N 51, ст.7534; 2012, N 10, ст.1232; N 11, ст.1295; N 19, ст.2400; N 22, ст.2864; N 37, ст.5002; N 41, ст.5625; N 48, ст.6686; N 49, ст.6861; 2013, N 6, ст.558; N 9, ст.953; N 25, ст.3159; N 29, ст.3962; N 37, ст.4706; N 46, ст.5943; N 51, ст.6869; 2014, N 14, ст.1626).

2. Профилактические медицинские осмотры проводятся в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

3. Профилактические медицинские осмотры проводятся в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет.

4. Профилактические медицинские осмотры проводятся при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, либо информированного добровольного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 48, ст.6165).

5. Обучающиеся, достигшие возраста пятнадцати лет, либо один из родителей или иной законный представитель обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, вправе отказаться от проведения профилактического медицинского осмотра в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании итогового акта результатов социально-психологического тестирования, полученного из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, составляют список образовательных организаций субъектов Российской Федерации, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров обучающихся, с учетом распределения образовательных организаций, исходя из численности обучающихся, имеющих риск потребления наркотических средств и психотропных веществ.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2020 года приказом Минздрава России от 23 марта 2020 года N 213н. – См. предыдущую редакцию)

7. Список образовательных организаций, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров, не позднее чем за 1 месяц до начала календарного года направляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2020 года приказом Минздрава России от 23 марта 2020 года N 213н. – См. предыдущую редакцию)

8. Профилактические медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по “психиатрии-наркологии” и “лабораторной диагностике”.

9. Профилактические медицинские осмотры проводятся врачом – психиатром-наркологом на основании поименных списков обучающихся, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру (далее – поименные списки).

10. Поименные списки составляются и утверждаются руководителем (уполномоченным должностным лицом) образовательной организации, участвующей в проведении профилактических медицинских осмотров, и не позднее чем за 15 дней до начала календарного года направляются в медицинскую организацию, проводящую профилактические медицинские осмотры.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2020 года приказом Минздрава России от 23 марта 2020 года N 213н. – См. предыдущую редакцию)

11. Медицинская организация после получения от руководителя (уполномоченного должностного лица) образовательной организации поименного списка составляет календарный план проведения профилактических медицинских осмотров с указанием дат и мест их проведения (далее – календарный план).

12. Календарный план согласовывается медицинской организацией с руководителем (уполномоченным должностным лицом) образовательной организации, утверждается руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров.

13. В случае невозможности прохождения обучающимся профилактического медицинского осмотра в сроки, установленные календарным планом, сроки его профилактического медицинского осмотра согласовываются руководителем (уполномоченным должностным лицом) образовательной организации и руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации.

14. Образовательная организация совместно с представителями медицинской организации, осуществляющей профилактический медицинский осмотр, проводит собрание обучающихся и родителей (или иных законных представителей), на котором информирует их о целях и порядке проведения профилактического медицинского осмотра.

Читайте также:
Косоглазие у детей: как определить и вылечить косоглазие у малыша?

15. Профилактический медицинский осмотр проводится в медицинской организации в четыре этапа:

I этап – профилактическая информационно-разъяснительная беседа с обучающимся по вопросам незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, сбор анамнестических сведений и сведений о принимаемых по назначению врача наркотических и психотропных лекарственных препаратах, а также медицинский осмотр, проводимый врачом – психиатром-наркологом и включающий исследование кожных покровов, поверхностных лимфатических узлов, видимых слизистых оболочек, перкуссию и пальпацию участков тела (органов), внешний осмотр и ощупывание костей, суставов и поверхностно расположенных кровеносных сосудов, аускультацию органов дыхания, сердца и магистральных сосудов, измерение артериального давления, частоты дыхания и пульса, исследование вестибулярных функций;

II этап – предварительные химико-токсикологические исследования (далее – предварительные ХТИ), направленные на получение доказательных результатов выявления в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств и психотропных веществ;

III этап – подтверждающие химико-токсикологические исследования (далее – подтверждающие ХТИ), направленные на идентификацию в образцах биологических жидкостей человека наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ (их метаболитов);

IV этап – разъяснение результатов проведенного профилактического медицинского осмотра, которое осуществляется в отношении лица, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, его законному представителю, а в отношении лица, достигшего указанного возраста, но не приобретшего дееспособность в полном объеме, этому лицу, а также до достижения этим лицом совершеннолетия его законному представителю.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2020 года приказом Минздрава России от 19 ноября 2020 года N 1235н. – См. предыдущую редакцию)

16. Сведения о результатах профилактического медицинского осмотра вносятся врачом – психиатром-наркологом в медицинскую документацию обучающегося (историю развития ребенка – в отношении несовершеннолетних обучающихся, медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях – в отношении совершеннолетних обучающихся).

Учетная форма N 025/у “Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях”, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36160), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 января 2018 г. N 2н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2018 г., регистрационный N 50614).

(Сноска в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2020 года приказом Минздрава России от 23 марта 2020 года N 213н. – См. предыдущую редакцию)

17. Биологическим объектом для предварительных и подтверждающих ХТИ на наличие наркотических средств и психотропных веществ является моча.

19. Предварительные ХТИ в обязательном порядке проводятся на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты и фенциклидин.

Предварительные ХТИ для выявления наличия в организме человека веществ, указанных в абзаце первом настоящего пункта, проводятся иммунохимическими методами, исключающими визуальную оценку результатов предварительных ХТИ, одновременно на все вещества и не позднее 2 часов с момента отбора пробы биологического объекта с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов предварительных ХТИ путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2020 года приказом Минздрава России от 23 марта 2020 года N 213н. – См. предыдущую редакцию)

21. При получении отрицательных результатов предварительных ХТИ профилактический медицинский осмотр считается завершенным, за исключением случая, указанного в пункте 22_1 настоящего Порядка.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2020 года приказом Минздрава России от 23 марта 2020 года N 213н. – См. предыдущую редакцию)

22. В случае выявления в организме обучающегося в ходе предварительных ХТИ наркотических средств и/или психотропных веществ, исследованный при предварительных ХТИ биологический объект (моча) направляется в химико-токсикологическую лабораторию для проведения подтверждающего ХТИ.

22_1. Биологический объект (моча) направляется в химико-токсикологическую лабораторию для проведения подтверждающего ХТИ вне зависимости от результатов предварительных ХТИ в случае выявления врачом – психиатром-наркологом, осуществляющим профилактический медицинский осмотр, не менее трех из следующих клинических признаков:

неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции;

заторможенность, сонливость или возбуждение;

ускорение или замедление темпа мышления;

гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз;

инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых;

сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз;

учащение или замедление дыхания;

тахикардия или брадикардия;

сужение или расширение зрачков;

вялая реакция зрачков на свет;

двигательное возбуждение или заторможенность;

пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами;

неустойчивость в позе Ромберга;

ошибки при выполнении координационных проб;

ПЦР и карантин: как не лишить ребенка права на образование

Благополучие и счастье ребенка во многом зависит от того, насколько школьные требования соответствуют ожиданиям родителей. В своем стремлении защитить они либо открыто идут на конфликт, либо теряются из-за незнания законов. Елена Викторовна Савичева, руководитель центра дистанционного образования «Право Просвещения», рассказала, как школы и родители могут прийти к согласию, не нарушая нормы законодательства.

Экспресс-тестирование на антиген SARS-CoV-2

Сегодня родительская общественность широко обсуждает Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента образования и науки г. Москвы от 13.10.2021 № 997/567. Итог: в школах был запущен пилотный проект экспресс-тестирования учащихся.

Несмотря на пристальное внимание к этой теме, многие до сих пор не знают, что в соответствии с Приказом они сами выбирают способ тестирования:

Читайте также:
Цветотерапия в детском лечении - на чем основана и как работает методика

экспресс-тестирование ИХА силами образовательной организации — школа выделяет помещение и предоставляет либо своего служащего, прошедшего специальное обучение, либо медицинского работника;

проводят тестирование у своего ребенка самостоятельно в здании учебного заведения или предоставленном школой помещении (15-летние обучающиеся сами проводят экспресс-тестирование);

предъявляют отрицательный результат ПЦР-теста один раз в две недели (за исключением каникул).

Подобные документы подписываются на государственном уровне, прежде всего, для разрыва цепочки заболевших. Ограничение личных контактов поможет снизить уровень заболеваемости, а также не допустить дистанционного обучения. В прошлом году большинство детей учились удаленно, и не все оказались готовы к такому формату. А родители на себе ощутили всю тяжесть образовательного процесса: им пришлось совмещать родительские обязанности с учительскими.

Новый Приказ ассоциируется в основном с цифровизацией, некоторые считают ее бесполезной. Судя по тем темам, которые чаще всего поднимаются в соцсетях, родителей возмущают две вещи:

Кто-то будет лезть к их ребенку.

Если родитель/законный представитель откажется от выбора способа тестирования, ребенка не допустят к обучению, что, с их точки зрения, нарушает его право на образование.

«Школам не стоит конфликтовать с родительской общественностью, так же как и родителям не следует жестко отстаивать свою позицию. Это может закончиться вмешательством прокуратуры и органов опеки. Важно уметь договариваться и реализовывать право ребенка на образование с помощью инструмента, который предоставляет нам закон «Об образовании». В конце концов, Приказ, изданный учредителем, должен исполняться — этого не избежать».

Права детей

Права учеников влекут за собой и обязанности:

добросовестно осваивать образовательную программу;

выполнять индивидуальный учебный план;

посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом уроки;

осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;

выполнять задания, которые даны педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

При буквальном прочтении вышедшего Приказа становится очевидно: ребенок не в состоянии выполнить свои обязанности и получить образование. Освоение программы обычно завершается промежуточной аттестацией. Благодаря статье 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» каждый может узнать, что это такое и каков порядок ее проведения. Когда получена двойка, у школьника формируется академическая задолженность, и он переводится в следующий класс условно. Если спор между родителями и школой затянется, ребенок просто перестанет учиться и в итоге не сдаст экзамены.

Однако закон позволяет сделать образовательный процесс непрерывным для ученика:

в пределах осваиваемой программы;

в порядке, установленном локальными нормативными актами.

С позиции закона перейти на ИУП способен любой школьник с 1 по 11 класс. Но Письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «О методических рекомендациях» включает школьников с 5 по 11 класс. При этом причины возникновения такой потребности роли не играют. Таким образом, ученики начальных классов могут быть переведены на ИУП, если испытывают трудности в обучении, у них есть академическая задолженность или учебный план осваивается в ускоренном темпе.

«Законодательство не предусматривает переход на индивидуальный учебный план из-за отказа, связанного с выбором способа тестирования. Впрочем, если школа идет родителям навстречу, переход все-таки можно организовать. Вы должны понимать: ИУП — это дистанционка. Закон определяет ее, как освоение образовательной программы с применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий. В первом случае педагог может присутствовать на уроке, а также использовать интерактивную доску, во втором — учитель говорит “из монитора”».

Особое внимание стоит обратить на соблюдение санитарных правил (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Там подробно описано, как именно ребенок может использовать электронные средства обучения. Если школа примет локальный акт на перевод ученика на дистант, к примеру, из-за отказа родителей от экспресс-тестирования, условия соблюдения этих норм должны быть там прописаны.

2. Заочное обучение. Перевод здесь также определяется локальным актом образовательной организации.

3. Семейное образование.

Класс уходит на карантин

Допустим, тест показал, что у одного из ребят в классе ковид. В таком случае на карантин уходят, как правило, только контактные ученики. К ним относятся те, кто:

  • имел контакт (менее 1,5 м) с заболевшим одноклассником;
  • от 30 минут находился с ним в закрытом помещении за 2 дня до теста или появления первых симптомов.

Переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев в эту группу не входят!

Если по каким-то причинам школьник отсутствовал на занятиях, а когда вернулся, класс уже был закрыт на карантин, он на него не распространяется. В прошлом году родители возмущались, что их не уведомляли о карантине или переводе на удаленку.

«Помните: предписание санитарного врача является обязательным как для образовательной организации, так и для вас самих (ст.ст. 10,11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”). Нарушителей привлекут к административной ответственности. О карантине или переводе на дистанционку родителей никто информировать не должен».

Иногда опекуны школьника требуют выдать им бумагу с Предписанием, чтобы предъявить ее на работе. Там содержится перечень контактных лиц, которые не допускаются в школу, а также персональные данные (их обрабатывает учебное заведение), на первом листе зафиксированы класс и буква, где обучаются эти дети. Школа обязана соблюдать Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», поэтому отдать на руки Предписание она не может.

Читайте также:
У ребенка запах ацетона изо рта: причины, диагностика, лечение

Даже при дистанционном обучении ответственность за освоение учебной программы лежит не только на родителях, но и на школе. Она отвечает за материалы, предоставленные учащимся, саму программу и проведение контрольных мероприятий. Обеспечение рабочего места и соблюдение расписания дистанционных уроков ложится уже на плечи родителей.

«Во время дистанта за школьника отвечает лично педагог. Поэтому будьте внимательны! Даже когда преподаватель требует выключить камеру, это не снимает с него ответственности за жизнь и здоровье ученика на время дистанционного урока».

Допустим, учитель физкультуры на дистанционке сказал выполнить упражнения (домашнее задание). Если ребенок причинил себе вред, несмотря на то, что урок к тому времени уже закончился, опекуны вправе потребовать с него возмещения морального ущерба. Ведь это задание дал педагог. Правда, есть нюанс: родители-истцы могут разделить ответственность за ЧП с ответчиком-учителем.

По соглашению сторон родитель вправе:

Взять отпуск за свой счет.

Ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика.

Перейти на удаленную работу.

Потребовать установить неполное рабочее время, если на иждивении находится ребенок в возрасте до 14 лет (ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет). Учтите, оплата труда будет рассчитана согласно фактически отработанному времени.

Взять больничный для ухода за ребенком в возрасте до семи лет.

Организация питания

В школах детям из льготных категорий предоставляется бесплатное горячее питание. Казалось бы, при переходе на дистанционку учебное заведение должно компенсировать его либо деньгами, либо продуктовыми наборами. На самом деле это не так.

В Москве, например, ежемесячные компенсационные выплаты за питание касаются льготников, которые:

не питаются в государственном общеобразовательном учреждении по состоянию здоровья (необходимо медицинское заключение);

обучаются на дому (дети-инвалиды) — когда учителя приходят к ребенку домой, включая проведение внеклассных занятий. Такое образование не имеет к дистанту никакого отношения. Из-за личных контактов с педагогами обязательное прохождение экспресс-теста их также касается;

получают семейное образования.

Отказ от электронных ресурсов

Встречаются случаи, когда целый класс отправлен на карантин, а родители вдруг понимают: у них нет учетной записи в МЭШ (Московская электронная школа). Все субъекты, где внедряется цифровая модель образования, должны предоставить школьникам все необходимые ресурсы для обучения на платформе ЭШ, а также возможность ведения электронного дневника.

«Любая государственная услуга в электронном виде носит доверительный характер. Родители вправе от них отказаться, но при этом по закону (ст. 44 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”) они могут ознакомиться с оценками ученика в “цифре”. Для этого нужно обратиться в школу с письменным заявлением как о зачислении, так и получении сведений об успеваемости/посещаемости на бумажном носителе. То же относится и к выдаче бумажного пропуска. Школа рассматривает заявление и информирует родителя о результате».

Учебные заведения сейчас активно разрабатывают такие локальные нормативные акты. Так, классный руководитель раз в месяц будет информировать родителей о посещаемости и успеваемости их ребенка, а охрану и педагогов уведомят о выдаче конкретному ученику пропуска на бумаге.

Электронные ресурсы — лишь полезное дополнение к базовой образовательной программе. Никто не собирается полностью загонять школы в формат «цифры».

В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 30.06.2021 № 396 была утверждена стратегия развития сферы образования, в том числе с помощью электронных услуг. В каждом субъекте действует своя ЭШ, чтобы их объединить, к ним должны предъявляться одинаковые требования. Поэтому уже ведется работа по созданию единой государственной информационной системы «Моя школа».

Какие обследования пройти ребенку перед 1 сентября: новые правила Минздрава и советы педиатра

15 августа 2018 2:09

ВЫБРАТЬ СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ И ГРУППУ ДЛЯ «ФИЗРЫ»

До 1 сентября остается две недели, самое время озаботиться не только закупкой школьных принадлежностей, но и проверить здоровье ребенка, чтобы выяснить, насколько он готов к серьезным учебным нагрузкам, напоминают специалисты. Если что-то не в порядке, нужно поскорее принимать меры — начинать лечение (коррекцию), подать справку, чтобы школьнику подобрали соответствующую группу для занятий физкультурой, решить, в какие кружки-секции стоит начать ходить сразу и что, наоборот, пока отложить.

Всем родителям стоит знать, что с этого года вступили в силу обновленные правила профилактических медосмотров несовершеннолетних (утверждены Приказом Минздрава РФ от 10.08.2017 № 514н), фактически речь идет о детской диспансеризации. В самом документе не говорится, что все обследования нужно проводить именно накануне учебного сезона — детским поликлиникам рекомендуется составить график медосмотров с таким расчетом, чтобы каждый прикрепленный к поликлинике ребенок прошел диспансеризацию в течение того года, когда ему исполняется определенное количество лет. Однако опытные педиатры все же советуют стараться побывать у врачей перед началом учебы, несовершеннолетние и их родители имеют такое право (см. ниже «Комментарий юриста»). А вот для будущих первоклашек действует отдельный порядок: им именно перед школой нужно сдать анализы и посетить медицинских специалистов, перечисленных в Приказе Минздрава от 3.07.2000 № 241 (подробности в нашей инфографике).

БЕРЕГИТЕ СЕРДЦЕ

– В приказах Минздрава предусмотрены основные, минимальные стандарты обследований, но у большинства современных детей, особенно городских, ослабленное здоровье, поэтому я бы добавил еще некоторые медосмотры, – говорит опытный врач-педиатр, главврач одного из медицинских центров Москвы Евгений Тимаков. По просьбе «КП» доктор составил полный список и пояснил, зачем ребенку нужно побывать у каждого из перечисленных специалистов. Многих врачей можно посетить бесплатно по полису ОМС в детской поликлинике по месту жительства в рамках диспансеризации несовершеннолетних (см. инфографику «Будь в курсе»). На остальные обследования можно попасть по полису, если есть какие-либо жалобы, или же обратиться платно, даже если нет симптомов.

Читайте также:
Ребенок рвет волосы на голове: причины, лечение, советы специалистов

– Перед тем, как впервые начинать учебу в школе, я настоятельно рекомендую обследовать детей максимально, – подчеркивает доктор Тимаков. – Ребенок должен быть готов как к умственным нагрузкам, так и к физическим, поскольку придется регулярно посещать уроки физкультуры. Увы, есть печальная статистика: сейчас растет количество летальных исходов во время таких занятий и спортивных секций. У многих детей ослаблена сердечно-сосудистая система из-за сидячего образа жизни, зацикленности на гаджетах и неправильного питания, приводящего к набору лишнего веса. Врач может вовремя заметить проблемы и дать рекомендации: какие физнагрузки будут безопасны для конкретного ребенка в школе и на дополнительных занятиях.

ОТ ОРТОПЕДА ДО ОКУЛИСТА

– Чтобы избежать физических перегрузок, нужно сделать ребенку обследования сердца: УЗИ и ЭКГ. Если обнаружатся какие-либо отклонения — обязательно сходить к кардиологу, – советует наш эксперт. – Также у школьников боли в области сердца могут быть связаны с нарушением осанки, поэтому нужно побывать у ортопеда и хирируга. Осмотр этих специалистов важен в любом случае, поскольку большинство современных детей страдает плоскостопием, которое может привести как к нарушению осанки, так и к проблемам с иннервацией рук, сердца и других органов — то есть блокируется передача импульсов от центральной неврной системы для управления этими органами.

Из-за того же нарушения иннервации могут начаться головные боли, которые мешают сосредоточиться на уроках, возможно ухудшение зрения. Поэтому также посещаем невролога и окулиста. Последний особенно важен для стеснительных школьников, которым «стыдно» сказать учителю о близорукости, чтобы их пересадили поближе. В итоге успеваемость может падать из-за того, что ребенок элементарно не видит написанного на доске.

ПРОВЕРЯЕМ ЩИТОВИДКУ

– Важно сделать УЗИ брюшной полости, посмотреть состояние печени, поджелудочной, селезенки, желчного пузыря, – продолжает доктор Тимаков. – Девочкам рекомендуется УЗИ органов малого таза, чтобы исключить проблемы с яичниками. И обязательно для всех — УЗИ щитовидной железы. К сожалению, в стандартах профилактических медосмотров Минздрава этого обследования сейчас нет, но я настоятельно рекомендую проверять щитовидку — сейчас скрытые патологии в этом органе встречаются у детей все чаще. Такие нарушения негативно влияют на сердце, обмен веществ, сон, память, на работу многих внутренних органов.

Еще непременно заглядываем к лору для проверки слуха. И сдаем анализы крови и мочи. Желательно сделать биохимический анализ крови (самый простой, не расширенный), чтобы посмотреть в первую очередь уровень глюкозы в крови и показатели воспаления.

КСТАТИ

– Очень советую побывать у психолога, – говорит Евгений Тимаков. – Многие современные родители пытаются самореализоваться через ребенка, «вооружить» его всем тем, чего не осилили сами. Здесь и по несколько иностранных языков, и танцы, и рисование, и спорт. Причем, занятия-тренировки начинаются с самого раннего возраста, и нередко оказывается, что к моменту поступления в школу ребенок чрезмерно подготовлен и в то же время измучен, его психика ломается, нарушены способности общаться со сверстниками. Все это может обернуться снижением успеваемости, истериками и другими неприятностями. Хороший психолог, а при необходимости и детский врач-психиатр подскажет родителям, как находить выходы в сложных ситуациях.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Вы вправе пройти диспансеризацию в удобное для себя время

– Графики диспансеризации ребенка, составленные поликлиникой, для родителей обязательной силы не имеют. Если вы решили, что хотите пройти обследования, предусмотренные правилами Минздрава для определенного возраста ребенка, именно накануне учебного сезона — то имеете полное право на это, – поясняет председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, юрист Алексей Старченко. – Чтобы не вступать в разбирательства в детской поликлинике, проще всего позвонить в страховую медицинскую компанию, выдавшую вам полис ОМС, и сообщить желательную вам дату для прохождения диспансеризации. Еще хочу дать совет: если вы отказываетесь от прохождения медосмотров по правилам Минздрава (по закону у родителей есть такое право. – Авт.) и/или наблюдаетесь в коммерческой детской клинике, то письменно ставьте в известность участкового педиатра о том, что ребенок регулярно бывает на осмотрах у врачей. Это нужно, чтобы подстраховаться от предъявления претензий органов опеки.

Август – время готовиться к новому учебному году! Все электронные интерактивные учебники вы найдете на shop.kp.ru!

6+ АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: