Влияние на детей СМИ – как уберечь от воздействия негативной пропаганды

Профилактика и коррекция влияния негативной информации в средствах массовой коммуникации на психическое здоровье детей

Культ жестокости, насилия, эротики, пропагандируемый в СМК ведет к неосознаваемому желанию у детей и подростков подражать разврату и насилию, способствует закреплению подобных стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень духовности и открывает путь к вседозволенности.

Для защиты детей родителям, педагогам и психологам необходимо самим уметь отражать и противостоять негативной информации в СМК.

Дальнейшие возможные способы противостояния негативному влиянию телевидения в частности и СМИ в целом могут быть следующими:

— Формирование критического мышления по отношению к получению информации от внешнего мира через систему СМИ и СМК, обретение навыков работы с информацией.

— Формирование индивида как личности (он должен уважать себя как личность, и отдавать отчет о поступках хотя бы себе, а еще желательнее и отчет перед коллективом);

— Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов, проч.) негативного влияния СМИ (примеры и следствия, обоснование полученных выводов) с целью обретения навыков (воспитания) умения анализировать различные медиа-тексты, выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстов различного содержания);

— Получение и закрепления материала по информационной безопасности, формирование представления о влиянии информационных потоков на психику человека;

— Более широкое введение в педагогических вузах и факультетах переподготовки дисциплин, спектр внимания которых будет уделен теме информационно-психологического воздействия, с отдельным разделом о влиянии средств массовой коммуникации и информации на психику, на массовое психическое сознание, с обязательной (инвариантной частью) расшифровки знания о бессознательном психики (о подсознании) и результирующей роли подсознания в обеспечении подобных процессов, и вариативной частью – в исследовании влияния на психику каждого конкретного средства массовой коммуникации. При этом вполне допустимо рассматривать различные варианты СМК как единого целого средств массового психического воздействия, хотя и необходимо отдельно рассматривать особенности влияния на массовое психическое сознание таких направлений средств массовой коммуникации как щитовая реклама, популярные направления музыки, видеоролики, интернет, пресса, телевидение, кинематограф, радиопередачи, и т.п. в указанном раннее векторе исследований компонентов СМК и СМИ. При этом единым и обязательным блоком любых исследований должна оставаться расшифровка механизмов влияния на подсознание, следствие подобного влияния, примеры такого влияния, причем по необходимости с использованием статистических данных, полученных в ключе знаний о подсознании;

— Краткое изучение теории средств массовой коммуникации (не вдаваясь в специфические процессы, характерные для обучения на факультетах журналистики, и необходимые для профессиональной работы в системах СМК и СМИ), с обязательными научно-практическими занятиями в области применения полученных знаний в области работы в системе СМИ, и практикой под руководством опытных специалистов: журналистов, телекомментаторов, проч. В этом блоке важную часть занимает возможность на примере показать механизмы деятельности того или иного СМИ, с закреплением теоретической базы самостоятельным выполнением (под руководством специалиста в той или иной области СМИ) задания по созданию медиа текста и т.п. проекции полученных знаний в жизнь. Например, несколько человек могут быть объединены в единый штат воображаемой редакции, где каждый последовательно выполнит роль штанного и внештатного корреспондента, литературного редактора, ответственного редактора, главного редактора и т.п.;

— Совместный просмотр участниками коллектива (группы, сообщества, движения, проч.) сообщений СМИ (печатных, электронных), выпусков новостей, телепередач, художественных и документальных фильмов и т.п., с последующим анализом и обсуждением увиденного в свете знаний о влиянии информации на подсознание. При этом необходимо обеспечить совместный просмотр обучающихся с экспертом (преподавателем), который поможет вскрыть механизмы манипуляционного воздействия. Преподаватель (эксперт) должен показать какие приемы используют СМИ (на примере сообщений из газет, журналов, ТВ) для того чтобы скрыть важную информацию, или приуменьшить ее значимость, переключив внимание зрителя, слушателя, читателя.

— Специально подготовленным педагогам (экспертам) необходимо работать с детьми, подростками и молодежью в спектре знаний о воздействия информации на мозг. При этом необходимо сформировать представление о психике (о сознании, подсознании, памяти, внимании, воле, инстинктах, установках, и проч.), обязательно всегда выделять роль подсознания (бессознательного), раскрывая механизмы деятельности подсознания (архетипы, личное и коллективное бессознательное, паттерны поведения, психологические установки, функции левого и правого полушарий, и т.п.)

Читайте также:
Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

— Необходимо объяснить способы т.н. провокации психики на вызывание невротической симптоматики (невроз, страх, секс, инстинкты, власть, любовь, эмоции и т.п.) благодаря которым манипулятор достигает запланированного результата (т.е. с помощью провоцирования в психике индивида той или иной невротической зависимости манипуляторы получает контроль над человеком, потому что у объекта манипуляций в результате подобного воздействия ослабевает критичность сознания, а значит происходит воздействие на подсознание в целью дальнейшего программирования (психо-кодирования) человека.

Перечислим еще ряд методов противодействия негативному манипуляционному влиянию телевидения.

Необходимо запретить себе утренние просмотры телевизора. Следует помнить, что утром, сразу после пробуждения, какое-то время человек пребывает в просоночном состоянии. Это состояние транса (сразу после пробуждения) и полу транса (в течении примерно получаса после пробуждения). Также подобное состояние следует относить к ИСС (измененным состояниям сознания). В просоночных состояниях мозг человека активно впитывает любую информацию из внешнего мира. Такая информация, минуя цензуру психики (левое полушарие), сразу поступает в подсознание, где и откладывается в глубинах бессознательного (правое полушарие). Таким образом, необходимо избирательно подходить к вопросу, как дозирования, так и выборочности информации, которая поступает в этот момент (сразу после пробуждения). Сознание еще не включилось, человеку надо какое-то время чтобы «расходиться», поэтому любая фиксируемая мозгом информация откладывается сразу в подсознании, откуда через время и начинает оказывать влияние на сознание, заранее как бы спрограммировав человека. Таким образом ,в просоночных состояниях становится возможным вводить установки в подсознание, формируя в бессознательном паттерны поведения, т.е. программируя индивида на совершение им запланированных манипулятором поступков. Если такой человек смотрит ТВ сразу после пробуждения, то в этом случае телевизор кодирует его мозг, а значит, информация из телевизора прочно закрепляется в подсознании и формирует дальнейшие модели поведения этого человека.

Сильный суггестивный эффект (за счет снижения барьера критичности психики, и вследствие этого беспрепятственного прохождения информации в подсознание, т.е. кодировке мозга) оказывает также просмотр телевидения в состояниях перед сном (тот факт, что информация в данном случае сразу проходит и откладывается в подсознании заметен по характеру сновидений (сновидения происходят в короткую фазу сна), потому что любые сновидения всегда бессознательны. С помощью сновидений становится возможным получать информацию о содержании бессознательного психики), а также в других ИСС, например, в состояниях психики на фоне усталости, употребления алкоголя, резкого повышения эмоционального состояния (ярость, радость, грусть, депрессия, меланхолия и т.п.) и проч., потому что нахождение человека в ИСС свидетельствует о том, что восприятие внешнего мира у такого человека осуществляется большей частью правым полушарием мозга. Левое, логическо-аналитическое полушарие, в данном случае обычно не задействуется, а из-за резкого снижения цензуры психики и новая информация также сразу проходит в бессознательное.

Еще одним способом противодействия манипуляционному влиянию телевидения является строго дозированный просмотр телепередач. Во-первых, рекомендуется не смотреть рекламу. Во-вторых, необходимо строго отбирать передачи для просмотра. Если очень хочется что-то посмотреть, или включить телевизор «для фона» – рекомендуется смотреть мультфильмы. Причем последние также необходимо различать на обычные (положительные, нейтральные для психики) и отрицательные, а то и резко отрицательные. Среди положительных почти все мультфильмы советских времен и достаточно внушительный ряд западных мультфильмов. Обычно на федеральных каналах идут более-менее «проверенные» общественной цензурой мультфильмы. Тогда как ряд небольших частных каналов иной раз показывает исключительно вредные и в художественном и в нравственном и в психически-негативном аспекте мультипликационные фильмы, которых необходимо не только остерегаться, но и запрещается смотреть взрослым и детям любых возрастов.

Читайте также:
Икота у новорожденных - почему икают груднички и как это остановить

Необходимо такое же взвешенное отношение и к фильмам. Большинство художественных фильмов советских лет и западных фильмов середины прошлого века смотреть можно и даже нужно. При просмотре остальные фильмы (в т.ч. и ряд фильмов советского времени, которые формируют невроз и депрессии из-за страданий персонажей фильмов играющих главную роль) необходимо проводить предварительный внутриличностный цензурный контроль. При этом совсем не значит, что необходимо отмечать все западные, и особенно американские («голливудские») фильмы. Среди последних много настоящих шедевров, хотя есть также и много работ, откровенно негативно влияющих на психику человека. В двух словах без какой-то конкретики в виде перечисляемых фильмов в данном случае всего не расскажешь, поэтому еще раз возвращаемся к главному постулату нашей теории о противодействии негативному манипуляционному влиянию телевидения и СМИ в целом: это необходимость формирования знаний в области основ манипуляционного информационно-психологического влияния на психику. Именно знания в данном случае, помноженные на жизненный опыт и образование каждого — способны исключить или резко снизить негативное манипуляционное влияние телевидения в частности и СМК в целом.

Теперь приведем некоторые педагогические советы родителям по формированию у детей критического отношения к медиа воздействию.

1. Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать телепросмотр для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).

Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:

– беседы с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);

– личные и общественные примеры (с показом прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);

– игры (желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);

– образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).

2. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного теле материала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.

3. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи (чтобы не получилась, образно говоря, схема «лебедь, рак и щука»). Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).

В любом случае ребёнок соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге – и смыслу жизни.

Читайте также:
Какие вопросы надо задавать детям - советы эксперта по воспитанию

4. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты с воспитателем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания, презентации и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий, консультаций

Негативное влияние современных СМИ на развитие детей

Как СМИ зомбируют сознание ребёнка.

1. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

2. В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.

3. Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.

4. Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

5. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.

6. Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как в передаче «Улица Сезам»

7. Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

8. Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

Читайте также:
Конфликты ребенка с ровесниками: причины, как помочь их решить

9. Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Ребенок с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

10. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

Далее, хотим вам предложить для внимания рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей.

• Детям до трех лет телевизор смотреть не следует.

• Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

• Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.

• До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.

• Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:

– повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы

– расстройство сна, нарушение памяти и внимания

– рост аллергических реакций организма

– изменение в костно-мышечной системе

– специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой

На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир.

Автор: Детский психолог Филиппова Ольга Владимировна

Как приучить ребенка ухаживать за собакой

Обычная история: ребенок долго выпрашивает собаку, родители сдаются и заводят домашнего питомца. Первое время ребенок очень увлечен новым членом семьи, но затем интерес угасает и за собакой продолжают ухаживать только родители. Чтобы избежать такой ситуации, Российская кинологическая федерация подготовила советы, как приучить ребенка ухаживать за собакой.

«Безусловно, родителям нужно понимать, что когда они приобретают собаку для ребенка, то ответственность за животное все равно ложится на их плечи. Когда вы приобретаете щенка для ребенка, нужно быть примером для детей: вам нужно объяснить о правилах общения с собакой, о том, как ее воспитывать и как за ней ухаживать. Вы должны донести до ребенка, что животное – это не игрушка и оно требует внимания, уважения и заботы», — комментирует президент Российской кинологической федерации Владимир ГОЛУБЕВ.

Заранее подготовьтесь к появлению собаки в доме

Если вы выбираете собаку для ребенка, а не для себя, рекомендуем все-таки дождаться, пока ребёнку исполнится 7–8 лет. В этом возрасте он уже может частично взять на себя уход за питомцем, более осознанно отнестись к вопросам его воспитания и в конечном итоге извлечь больше пользы для себя самого, для своего собственного развития.

Читайте также:
Цели и основные педагогические принципы воспитания

Прежде чем заводить собаку, обговорите с ребенком зоны ответственности, сделайте так, чтобы он принимал участие в прогулках, уходе и дрессировке. Посмотрите обучающие ролики и сходите в гости к друзьям, у которых уже есть питомцы. Обсудите меры предосторожности при общении с животным, объясните значение тех сигналов, которые подает собака, научите распознавать ее истинные эмоции. Например, нельзя беспокоить собаку во время еды или сна, не нужно насильно заставлять её выполнять команды, запрещено дергать за хвост и уши, не стоит настаивать на ласках, когда животное от них отказывается.

Привлекайте ребенка к уходу за собакой постепенно

Не взваливайте сразу все обязанности по уходу за собакой на ребенка. Постепенно обучайте правилам уважительного общения с животными, показывайте своим примером, как правильно ухаживать за питомцем. Привлекайте к совместному уходу за ним. Например, можно ввести несложные повседневные обязанности: сначала ребенок помогает отмерять нужное количество корма и насыпать его в миску, готовить амуницию для прогулки. Затем переходите к более сложным обязанностям: научите ребенка ухаживать за шерстью питомца, разучите несколько несложных команд, позволяйте гулять с питомцем на поводке по улице под вашим присмотром.

Помните, что в Москве выгуливать собаку самостоятельно закон разрешает только с 14 лет, поэтому ребенку младшего возраста не сможет гулять с питомцем без сопровождения взрослых. В любом случае вы должны помнить, что это ваш ребёнок и ваша собака и что только вы отвечаете за них обоих: и за их безопасность, и за то, как сложатся отношения между ними.

Попробуйте сделать весь процесс интересным и увлекательным для ребенка, отбросьте ненужные нравоучения, так вы можете напугать его и отбить желание заниматься собакой.

Составьте список обязанностей

Дети, как правило, лучше всего усваивают и воспринимают наглядную информацию. Оформите обязанности в красивый список и повесьте его в детской комнате. Вы также можете превратить это в игру: возле каждой строчки оставьте пустую ячейку, когда ребенок выполнит действие, ему нужно будет закрасить эту пустую ячейку, таким образом набрав нужное количество закрашенных ячеек, он получит небольшой подарок. Этот список будет отличным напоминанием ребенку о взятых на себя обещаниях по уходу за питомцем. Он поможет приучить его к уходу и будет подкреплять его интерес ежедневно. Таким образом вы воспитаете в ребенке ответственность через заботу о других.

Собака в доме – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого владельца. Выбирая собаку для ребенка, трезво оцените свои силы, объясните ребенку, что собака – это не игрушка, о которой можно будет забыть. Постепенно обучайте правилам уважительного общения с животным, привлекайте ребенка к совместному уходу за ним, вводите несложные повседневные обязанности и показывайте своим примером ответственное отношение к питомцу.

Как приучить ребенка ухаживать за щенком: инструкция по возрасту

В каждой семье настает момент, когда ребенок начинает просить родителей завести собаку. Они такие хорошие, преданные, самые лучшие друзья. Конечно же, за просьбой следуют обещания самостоятельно ухаживать за собакой, вставать на час раньше, чтобы полноценно выгуливать, а также кормить, поить и заботиться о здоровье. Обещания – это хорошо. Но родитель должен понимать, что ребенок остается ребенком.

Он, может, и верит в то, что говорит, но пока не понимает, как это сложно, зачастую однообразно, но обязательно для ежедневного исполнения. Последние исследования показывают, что 98 % россиян считают необходимым учить детей ответственному отношению к домашним животным. Но первое, что должны сделать мама с папой, – это взять ответственность за собаку на себя, а потом понемногу, день за днем, обучить этому ребенка.

Читайте также:
К каким недугам может привести детей использование гаджетов

Дети до 5 лет

Многие специалисты не рекомендуют заводить собаку, пока ребенку не исполнится 5-6 лет. Ответственные заводчики могут не отдать своего щенка в дом, где есть маленькие дети. На самом деле все зависит от характера каждого малыша, и вполне возможно, что ваш будет готов к щенку немного раньше. Однако прежде чем вы решите завести собаку, убедитесь, что ребенок умеет вас слушаться. Он должен понимать, что надо вовремя отойти от щенка, не тискать его, не мучить, а самое главное, не причинять никакого вреда. К сожалению, есть случаи, когда дети заигрываются с собаками и ломают им хвосты и лапы. Во-первых, это опасно для жизни животного. Во-вторых, представляет опасность для здоровья ребенка. Собака, почувствовав опасность и боль, может начать защищаться и укусить ребенка.

Детская ответственность в таком возрасте – это понимание, что одно лишнее и неверное движение может причинить собаке боль, а то и нанести травму. Именно поэтому ребенку до 5 лет надо объяснять, как гладить животное, как понимать его, как сочувствовать. Не дразнить, не кричать, не размахивать руками, не заставлять играть, когда собака устала, и оставлять ее одну, чтобы она спокойно отдохнула.

Если вы безудержно хотите завести собаку, а вашему ребенку еще не исполнилось 5 лет, присмотритесь к породам, которые изначально настроены и воспитаны для общения с детьми. Приготовьтесь, что вам понадобится усиленное внимание к обоим, а также терпение, чтобы научить одного и выдрессировать другого.

6-8 лет

К 6 годам ребенок уже готов к собаке в доме. У него развивается чувство ответственности, он хочет о ком-то заботиться, а потому просит родителей завести настоящего верного четвероногого друга. Именно в этом возрасте ребенок будет с удовольствием учиться ухаживать и осваивать азы дрессировки.

Сегодня можно найти любые книги, а также обучающие видео, с чего именно начинать дрессировку. Вот уже 2 года в России реализуется образовательная программа PURINA «Мы — твои друзья». За это время в ней приняли участие около 157 тысяч детей, которые научились ухаживать за домашними животными. Также рассмотрите возможность привлечь кинолога, который объяснит и взрослому, и ребенку, как именно заниматься с собакой.

Ребенок от 6 до 8 лет может сопровождать взрослого во время прогулки, вытирать лапы после улицы, следить за постоянным наличием воды в миске. А самое главное для него занятие, любимое и при этом очень важное, – игры с собакой.

Игры должны быть аккуратными и безопасными: бегать, прыгать и приносить мячик – вот что любят и дети, и собаки. Пусть сначала все забавы проходят под вашим пристальным взглядом, вы должны вмешаться и скорректировать или остановить игру в любой момент. Со временем ребенок и щенок прислушаются, привыкнут друг к другу и будут ждать ежедневного веселого ритуала.

9-17 лет

С 9 лет дети могут становиться юными хендлерами – хоть и под присмотром кинологов, но уже вполне самостоятельно воспитывать, дрессировать собак и даже участвовать с ними в выставках. В этом возрасте ребенок уже прекрасно понимает, что именно от его действий и поведения зависит здоровье и жизнь питомца.

Договоритесь с ребенком, что конкретно будет входить в его обязанности по уходу за щенком. Например, утренняя или вечерняя прогулка, кормежка, мытье лап, игры и дрессировка. Тем не менее с самого начала все обязательно нужно делать вместе, не стоит бросать щенка полностью на ребенка. Подросток может самостоятельно гулять, воспитывать и кормить своего друга, но все это должно происходить под контролем родителей. Не стоит забывать, что щенок заводится в семью, а потому и ухаживать за ним должны все вместе.

Читайте также:
Как себя вести, если родственники и посторонние критикуют ваши методы воспитания

Шпаргалка для всей семьи по уходу за собакой

Ежедневно:

  • кормить
  • поить
  • протирать глаза
  • выгуливать 2-3 раза в день
  • мыть или протирать лапы после прогулки
  • общаться
  • играть
  • смотреть за самочувствием

Один-два раза в неделю:

  • вычесывать (зависит от породы и от шерсти)
  • чистить зубы специальной щеткой и пастой
  • протирать уши

Регулярно:

  • обрабатывать от блох и клещей (периодичность зависит от препарата)
  • стричь когти
  • водить к грумеру (собачьему парикмахеру)
  • прогонять глистов (2-3 раза в год)
  • мыть (частота зависит от породы и от шерсти животного)
  • делать плановые прививки (один раз в год в одно и то же время)

Приучаем ребенка ухаживать за домашним питомцем

7 практических советов для тех, кто сдался и купил ребенку собачку или киску

Классическая история: ребенок (любого пола и возраста) выклянчивает у родителей домашнюю зверушку, и рано или поздно большинство пап и мам сдают оборону. Звучит коронное «сам будешь за ним ухаживать», и дома появляется пушистый, чешуйчатый, крылатый или даже членистоногий друг. Первое время все счастливы, ребенок более-менее исполняет обещанное — кормит, чистит, а потом постепенно интерес угасает, и живую «игрушку» забрасывают. И хорошо, если родители продолжают ухаживать за питомцем, а не выставляют невиноватого ни в чем зверя на улицу. С кульком игрушек и билетом на автобус.

Чтобы избежать такой ситуации, Tlum.Ru подготовил для вас 7 несложных советов как приучить ребенка ухаживать за питомцем.

Делать все наоборот

Действеннее будет в самом начале активно помогать ребенку в уходе за питомцем. Или даже взять обязанности на себя целиком, а потом постепенно перекладывать на малыша, не забывая, конечно, напоминать, кто именно выпросил зверушку и что при этом обещал.

Помните, что ответственность за появление нового члена семьи все равно лежит на вас. Да-да, именно на вас, даже если сам ребенок притащил с улицы голодного и грязного котенка, а вы лишь разрешили оставить. И уж тем более, если питомец был приобретен осознанно. Такое важное решение лежит на всей семье, неважно, стал ли новым другом огромный пес или одна маленькая рыбка.

Вдохновлять своим примером

Особенно если ребенок совсем маленький и физически не сможет помогать обеспечивать питомцу комфорт — пусть смотрит, как это делаете вы. Личный пример всегда показателен!

Кстати, в большинстве случаев ребенок априори не сможет целиком взять на себя уход за домашним любимцем. Сложные процедуры, вроде чистки аквариума или стрижки когтей, все равно выполняются только при участии взрослых, так что лучше сразу подумать об этом и не заводить зверя дома тогда, когда к нему кроме ребенка прикасаться никто и не планирует.

Важно! Чистку кошачьего лотка ребенку желательно вообще не поручать: экскременты кошек могут содержать очень опасных микробов, потому с ними нужно обращаться предельно аккуратно. Безопаснее чистить лоток кота будет родителям.

Распределять обязанности по возрасту и поручать по нарастающей

Доверяя ребенку заботы по уходу за питомцем, старайтесь соотносить желаемое с возможностями. Детишкам двух-пяти лет многого не поручишь: пусть помогают наполнять миски едой и водой (под вашим присмотром, разумеется) и моют посуду питомца. Ребята пяти-десяти лет могут помогать расчесывать, купать и самостоятельно наполнять миски едой, самых сознательных можно отправлять гулять с собакой во дворе. А вот подростки уже в состоянии сделать все, но они чаще всего жутко боятся ответственности и не хотят за кем-то ухаживать в принципе, это довольно типичный психологический аспект коварного переходного возраста. Так что с ними снова лучше начать с самого малого — с тех же мисок.

Напомнить, что жизнь — игра

Читайте также:
Как выбрать домашнее животное для ребенка

Игра — это очень важная часть жизни детей. И животных. Без подвижных развлечений кастрированный кот быстро разжиреет, та же участь ждет собаку без активных прогулок. Напоминайте про это ребенку! Про кастрированность Мурзика можете умолчать.

Игры могут стать первой и очень важной обязанностью по уходу за домашним любимцем, главное, чтобы сам ребенок относился к совместным забавам именно с этой точки зрения, и игры были регулярными. Позитивно проводя время с питомцами, ребята гораздо проще и быстрее привыкают и к процедурам по уходу.

Использовать визуальные материалы

Дети лучше воспринимают все наглядное. В приучении к уходу за питомцем метод можно использовать, например, так: составить список обязанностей (даже если он всего из одной строки), красиво оформить и повесить на холодильник. Или пойти дальше и составить целый график, куда будут включены пункты для всех членов семьи. Отличное напоминание ребенку о взятых на себя обещаниях и приучение к работе по плану.

Чтобы подстегнуть интерес к питомцу, а заодно подкрепить и теоретическую базу, можно попробовать иногда пополнять домашнюю библиотеку книгами о вашем звере. Красочных и оформленных пошаговыми инструкциями для детей изданий сейчас очень много, а польза от них может быть довольно заметная. Чего стоят подборки интереснейших фактов о домашних животных!

Хвалить за успешно выполненные пункты, помогать с тем, что не вышло

Не отбивайте у ребенка желание ухаживать за питомцем, если что-то получается неловко или не получается совсем. Поправьте и покажите, как аккуратно налить воду, насыпать корм и объясните, что лазерной указкой надо светить перед животным, а не ему в глаз. За получившееся нужно хвалить, тогда у детей будут формироваться позитивные ассоциации с их питомцем. И никаких «отойди, сама сделаю» — тогда можно уже не ждать помощника по уходу за животным в дальнейшем.

Показывать хорошие примеры вне семьи

Если ответственных хозяев среди друзей ребенка не видно, можно обратиться к помощникам на экране.

Например, Иккинг из мультфильма «Как приручить дракона» подружился со своим любимцем вопреки всем традициям племени, и при этом был готов стоять за Беззубика горой. Отличный пример того, как может вести себя ответственный и заботливый хозяин. Еще и всех окружающих своим примером заразил!

Еще один наглядный для воспитания ответственности по уходу за любимцем образец — «Семейка Крудс», каждый член которой к концу мультфильма обзавелся своим забавным зверем.

И даже у самих животных могут быть питомцы! В сериале «Мой маленький пони» у каждой из главных героинь есть свой любимец. Целиком этой теме посвящены две серии: «Пусть лучший победит» (2 сезон, 7 эпизод), в котором Рейнбоу Дэш выбирает себе любимца, и «Танк, спасибо за воспоминания» (5 сезон, 5 серия), где эта же отважная пони идет на все, чтобы остаться с любимой черепашкой подольше накануне зимней спячки.

Обучение детей уходу за собакой

Важно правильно выбрать щенка, который подходит вашей семье, и подготовить детей к его появлению, чтобы обеспечить безопасность и удовольствие от общения для всех.

Обучение детей

Приобретение щенка — радостное событие для детей, но вы должны объяснить им, что новый питомец не игрушка и что они должны быть осторожны с ним. Знакомство с новыми людьми может напугать щенка, а полученный при знакомстве отрицательный опыт запомнится надолго. Период социализации и борьбы со страхом начинается в четырехнедельном возрасте и продолжается до возраста 14 недель. Любая травма, нанесенная щенку в этот период, может повлечь за собой длительные последствия, поэтому важно, чтобы социализация проходила в спокойной и непринужденной обстановке, а дети вели себя спокойно.

При этом вы можете принять во внимание следующие рекомендации.

  • Попросите детей сесть на пол и позвольте щенку подойти к ним первым.
  • Научите детей, как правильно брать щенка на руки, аккуратно поддерживая его тело. Лучше всего положить раскрытую ладонь под живот щенка, а другой рукой поддерживать заднюю часть его тела.
  • Когда дети обнимают щенка, следите, чтобы они не сжимали его слишком крепко.
Читайте также:
Познавательное развитие дошкольников с родителями: советы

Обеспечение безопасности щенка и детей

Существует ряд рекомендаций, которые помогут обеспечить безопасность ваших детей и щенка в процессе их совместного роста и развития. Напоминая детям о важной роли, которую они играют в развитии и обеспечении безопасности щенка, вы прививаете им чувство ответственности.

Чтобы избежать укусов и царапин, детям следует соблюдать следующие правила.

  • Не беспокоить щенка во время сна и кормления.
  • Не смотреть щенку прямо в глаза.
  • Не сжимать щенка слишком крепко.
  • Не давать щенку еду со стола.

Не следует оставлять детей младше 10 лет наедине со щенком — во время их совместных игр рядом всегда должен находиться кто-то из взрослых.

Породы собак, которые хорошо ладят с детьми

Выбор породы собаки зависит от ряда факторов, включая ваш образ жизни. Некоторые породы известны особыми чертами характера и поведения, в том числе умением ладить с детьми. Эти черты играют важную роль в принятии решения. Тем не менее у каждого животного свой собственный характер, поэтому особенности породы не могут служить единственным определяющим фактором.

Породы собак можно классифицировать как мелкие, средние, крупные и очень крупные, но мелкие размеры собаки не всегда означают, что за ней будет легче ухаживать. Стоит рассмотреть общий характер породы, а также оценить ее размеры и уровень энергии. Если ваши дети страдают аллергией, возможно, вам нужна “гипоаллергенная” порода.

Некоторые из наиболее популярных семейных пород собак:

Золотистый ретривер. Уверенные, умные, добрые, преданные и терпеливые ретриверы любят играть с детьми, но им нужны большие физические нагрузки и много места на свежем воздухе.

Лабрадоры ретриверы. Лабрадоры ретриверы, известные своим кротким нравом, десятилетиями были одной из самых популярных пород собак. Им нужно много физической активности, чтобы предотвратить набор веса.

Бульдоги. Если вы ищете менее энергичную собаку, обратите внимание на бульдогов. Это преданные и спокойные собаки, что делает их прекрасными компаньонами для семей.

Бигли. Порода, которая создана для дружбы. Бигли известны своим дружелюбным и любящим характером.

Гаванская болонка. Крайне привязчивые гаванские болонки — это игривые уравновешенные небольшие собаки, которые известны своим кротким отношением к детям.

Пудели. Гипоаллергенная порода. Пудели бывают крупных и миниатюрных размеров и очень умны. Они, как правило, послушны и отзывчивы, но их шерсти требуется тщательный уход.

Собаки могут быть чрезвычайно любящими и заботливыми членами семьи, прекрасными товарищами для детей. С самого начала расскажите детям о потребностях их нового питомца и необходимости заботиться о собаке, чтобы создать счастливую и безопасную среду для вашей новой собаки и ваших детей.

Обязанности по уходу за питомцами у детей

Советы о том, какие обязанности по уходу за животными можно доверить дошкольникам и школьникам

Ребенок, играющий с домашним питомцем – это очень милая картина. Однако домашние животные, как и дети, нуждаются в уходе и внимании, поэтому все обязанности по уходу за животным ложатся на вас с супругом. Ребенок также может вам в этом помогать по мере своих сил и возможностей.

Одно из преимуществ домашних питомцев в семье – это то, что они развивают у ребенка чувство ответственности (разумеется, кроме того, что ребенок учится проявлять любовь). Какие же обязанности по уходу за домашним животным можно поручить дошкольнику, а какие – ребенку старшего возраста? Попробуем разобраться.

Уход за собакой

Собака – лучший друг не только взрослых, но также и детей. Она способна научить ребенка сочувствию, любви, преданности и дружбе.

  • Обязанности по уходу за собакой для дошкольников. Дайте ребенку чашку воды и немного корма. Позвольте ребенку под вашим руководством наполнить миску собаки. Он также может бросить кусочек корма на пол, чтобы собака подняла его. Старшие дошкольники могут использовать простые команды («сидеть», «лежать» и другие), прежде чем покормить собаку. Они также могут покормить собаку с руки.
  • Обязанности по уходу за собакой для школьников. В младшем школьном возрасте ребенок может расчесывать шерсть собаки или выгуливать ее.
Читайте также:
Как отучить ребенка от рук: способы и рекомендации

Уход за кошкой

Кошки не настолько спокойны и дружелюбны к ребенку, как собаки. Они плохо воспринимают грубое поведение детей. Но, в то же время, кошки могут многому научить ребенка.

  • Обязанности по уходу за кошкой для дошкольников. Ребенок может под вашим руководством наполнять миску кошки кормом и водой или бросать кусочки корма на пол. Также ребенок может играть с кошкой, бросая ей игрушку или держа ее на веревочке. Вам следует присматривать за малышом во время таких игр.
  • Обязанности по уходу за кошкой для школьников. Младший школьник может расчесывать кошку (если она спокойно воспринимает ребенка) и даже менять наполнитель в лотке. Проследите за тем, чтобы ребенок после этого тщательно мыл руки.

Уход за рыбками

Если у вас раньше не было домашних животных, рыбки – хороший вариант для начала. Выбирайте неприхотливые виды рыбок, например, гуппи или золотых рыбок. Ребенку, вероятно, понравится наблюдать за рыбками и ухаживать за ними.

  • Обязанности по уходу за рыбками для дошкольников. Детям очень нравится кормить рыбок, поэтому позвольте ребенку взять немного корма и бросить его в аквариум. Объясните ребенку, что не нужно давать рыбкам слишком много корма сразу. И предупредите, что их нельзя трогать руками, а только наблюдать за ними. Опускать руки в аквариум тоже нельзя.
  • Обязанности по уходу за рыбками для школьников. В школьном возрасте ребенку, наконец, можно будет залезть руками в аквариум, чтобы заменить в нем воду (такую работу можно поручать ребенку с десятилетнего возраста). Однако вы или ваш супруг должны руководить этим процессом.

Уход за попугаем

Волнистые попугайчики – самый дружелюбный вид попугаев, иногда они могут говорить или свистеть. Кроме того, они защищены от ребенка клеткой. Просто предупредите ребенка о том, чтобы он не засовывал туда пальцы.

  • Обязанности по уходу за попугаем для дошкольников. Ребенок может наполнять поилку водой и нарезать кусочки фруктов и овощей для попугая. У ребенка даже может возникнуть соблазн самому съесть кусочек.
  • Обязанности по уходу за попугаем для школьников. В шестилетнем возрасте малыш может держать в руках попугая, когда его выпускают из клетки, или кормить его с руки. В 8-9 лет ребенку можно поручить чистить клетку.

Уход за морскими свинками

Морские свинки милые и симпатичные. Ребенку нравится наблюдать за ними. Они практически не кусаются, хотя присматривать за ребенком, когда он играет с морской свинкой, не будет лишним. Недостаток морских свинок заключается в том, что их клетку нужно чистить очень часто.

  • Обязанности по уходу за морскими свинками для дошкольников. Ребенок может помочь приготовить подстилку для морских свинок (например, сделать её из кусочков газеты), положить в клетку картонную коробку или трубу, чтобы морская свинка могла в ней играть. Также ребенок может помочь наполнять кормушку кормом и водой.
  • Обязанности по уходу за морскими свинками для школьников. В возрасте 8-9 лет ребенок может чистить клетку морской свинки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: