Ворон и сорока — Ушинский К.Д., читать рассказ детям онлайн

ЛАСТОЧКА

Рис. Н. Устинова

Придёт пора неминучая, детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за тёмные леса, за высо­кие горы. Ласточка-касаточка не знает покою: день-деньской всё рыщет — милых деток ищет.Ласточка-касаточка покою, не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнёз­дышко вила. Свила себе гнёздышко: яички носила. Нанесла яичек: с яичек не сходит, деток поджидает. Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят. Лас­точка-касаточка день-деньской летает, покою не зна­ет: ловит мошек, кормит крошек.

ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ

(К. Ушинский)

Рис. Н. Устинова

Ходит по двору петушок: на голове — красный гребешок, под носом — красная бородка.

Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Соби­райтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!

Курочки с цыплятками собирались, раскудахталися; зёрнышком не поделились-передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёр­нышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: «Ку-ку-ре-ку!»

ВАСЬКА

(К. Ушинский)

Рис. Н. Устинова

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки — ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки — что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

Рис. Н. Устинова

ДВА КОЗЛИКА

(К. Ушинский)

Рис. Н. Устинова

Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей.

Обоим ра­зом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому до­рогу и обождать.

— Уступи мне дорогу,— сказал один.

— Вот ещё, поди-ка ты, какой важный барин! — отвечал другой.— Пяться назад, я первый взошёл на мост.

— Нет, брат! Я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепки­ми лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться.

Но колода была мокра; оба упрямца поскользнулись и полетели пря­мо в воду.

МЕДВЕДЬ И БРЕВНО

(К. Ушинский)

Рис. Н. Устинова

Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мёд!

Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под уль­ем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до брев­на дела нет.

Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше — бревно мешает.

Миша оттолк­нул бревно лапой; бревно легонько откачнулось на­зад — и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче — бревно ударило Мишу посильнее.

Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад — и так хва­тило Мишу, что чуть он с дерева не свалился.

Рассви­репел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доканать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался.

Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под де­ревом-то были колышки натыканы — и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.

ГУСЬ И ЖУРАВЛЬ

(К. Ушинский)

Рис. Н. Устинова

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:

— Какая я, право, удивительная птица! И хожу- то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воз­духу; нет другой такой птицы на свете! Я всем пти­цам царь!

Подслушал гуся журавль и говорит ему:

— Прямой ты гусь, глупая птица! Ну, можешь ли ты плавать, как щука; бегать, как олень; или ле­тать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хо­рошо, чем всё, да плохо.

ЛОШАДКА

(К. Ушинский)

Рис. Н. Устинова

Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом зем­лю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей — чёлка, на ногах — щётка; шерсть сереб­ром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридеся­тое царство!

Читайте также:
Кошка Маруська — Чарушин Е.И., читать рассказ детям онлайн

Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

ОРЕЛ И КОШКА

(К. Ушинский)

Рис. Н. Устинова

За деревней весело играла кошка со своими котя­тами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг, откуда ни возьмись, — огромный степной орёл: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орёл подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кош­кой. Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество; он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки, но орёл всё ещё был очень силён, а кош­ка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту перекусила ему горло и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

КОЗЕЛ

(К.Ушинский)

Рис. Н. Устинова

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытцами по­стукивает; идёт, блеет, коз и козляток зовёт.

А ко­зочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые деревца портят, молочко дет­кам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка на­сосались, на забор взобрались, рожками передрались.

Погодите, ужо придёт бородатый хозяин — всем вам порядок даст!

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: К.Д.Ушинский. Из старинных книг
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

На уроке использую метод активного обучения, который позволяет в полном объеме использовать системно-деятельностный подход, где ученик учиться учиться: самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, вести творческий поиск, размышлять.

Скачать:

Вложение Размер
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема урока: ИЗ СТАРИННЫХ КНИГ .

Цели урока : познакомить с произведениями К. Ушинского «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к другим людям.

– формировать навыки выразительного чтения;

– развитие умения высказывать своё отношение к героям;

-формирование умения вести диалог с автором.

а) познавательные УУД:

– развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения;

– развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

-развитие умения систематизировать знания.

б) коммуникативные УУД:

-формирование умения работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы;

– слушать и понимать речь других;

-формировать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

-читать выразительно целыми словами.

в) регулятивные УУД:

– учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

-учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;

– учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

– формировать представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с другими читателями;

-формировать умение понимать и разделять положительные качества личности: дружелюбие, доброту.

Оборудование : портрет и книги К. Ушинского, текст для речевой разминки, магнитная азбука, карточки с заданиями, мультимедийный проектор.

Х О Д У Р О К А

Прозвенел звонок, начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Ни минуты не теряем.

«Игра «Обмен настроением.

Улыбнитесь друг другу.

Тому, кто улыбается, смеется,

Все в жизни удается.

– А какое у вас сейчас настроение?

– Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

Я желаю вам удачи на уроке.

Пожелайте удачи друг другу.

II. Проверка домашнего задания

(Пересказ сказки М. Пляцковского «Помощник»)

III. Речевая разминка

Три сороки тараторки

Тараторили на горке

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

– Посмотрите, как много интересных книг написал К.Ушинский. Давно-давно их читали дети и взрослые для своих деток, но и сейчас мы продолжаем читать, познавать и изучать все эти произведения. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями их старинных книг и прочитаем рассказы К. Ушинского.

V. Работа по теме урока

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством К. Ушинского.)

Материал для учителя

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей «Детский мир», «Родное слово», очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10-11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу – «Родное слово». Она была адресована детям 6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Еще совсем молодой Ушинский записал в дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!»

– Откройте учебник на с. 24. Прочитайте название первого рассказа. Как вы думаете, о чем он может быть? (Ответы детей.)

– Какие слова и выражения были непонятны?

Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.

Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу.

– Что можно сказать о сороке?

– Какой диалог у них получился?

– Почему ворон не поверил сороке?

– Как называют людей, которые много говорят?

– Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?

Рассказ “зима” к. д. ушинский

Зима – Ушинский К.Д. Читать рассказ онлайн

Рассказ о самом холодном времени года — зиме. Вы узнаете, как зима входит в свои права, как меняется природа и погода, как приспосабливаются люди к холодам и ветрам. Читайте также рассказы Ушинского о других временах года на нашем сайте!

Зима читать

Зимою солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно не долго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодны.

Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега. Снег очень полезен, потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимые семена трав, цветов и хлебов.

Без снега семена могли бы вымерзнуть.

Лист еще в конце осени опадает с деревьев, и березовая или дубовая роща, тенистая летом, к зиме становится прозрачной. На голых сучьях вместо листьев развешиваются хлопья мягкого, белого снега. Одни только ели и сосны зелены и зимой. На них всю зиму остаются зеленые иголки, или хвои. Деревья с хвоями вместо листьев называются хвойными. Деревья, одетые листьями, – лиственными.

Зимой гораздо менее птиц в лесах и зверей на полях, а насекомые совсем исчезают. Иные из них погибают, оставляя яички, другие забираются глубоко в землю, как, например, муравьи. Некоторые насекомые засыпают на всю зиму и просыпаются только весной, когда земля оттает.

Многие птицы улетают на зиму в теплые края, иногда за тысячи верст. Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи покидают нас еще с осени. Дикие гуси, утки, лебеди еще с осени тянутся по небу с севера на юг длинными вереницами.

Они очень хорошо чувствуют, что чем южнее, тем теплее, и ищут таких стран, где не бывает зимы. Таких птиц называют перелетными. Галки, вороны, сороки, тетерева, рябчики зимуют с нами и потому называются зимующими.

Остаются также и воробьи в своих теплых гнездах; но и те зимой прыгают не так весело, как летом.

Звери большей частью также скрываются на зиму в берлоги, норы и дупла деревьев. Иные засыпают на самое холодное время, как, например: еж, медведь, байбак, сурок.

Но белка не засыпает, она приберегла себе с осени хороший запас орехов в дупле дерева и грызет их целую зиму. Животные, засыпающие на зиму, называются зимоспящими.

Домашние животные – лошади, коровы и овцы – погибли бы зимой от голода и холода, если бы человек не выстроил для них теплых хлевов и конюшен и не приготовил сена и овса.

При наступлении зимы человек старается устроиться по-зимнему. Он вставляет двойные рамы в окна, сильно топит печи, надевает теплое платье, прячет колесные экипажи до весны и выдвигает из сарая сани. Зимняя дорога гораздо легче летней, и потому зимой по всем дорогам тянутся большие обозы с различными тяжелыми товарами.

Почтовая тройка весело бежит, побрякивая колокольчиком; даже деревенская кляча – и та зимой прибавляет шагу. Сани легко, со скрипом, скользят по снегу. Полевые работы прекращаются еще осенью. Но крестьяне без работы не остаются и зимой. Когда они перемолотят хлеб, то идут на заработки: нанимаются на фабрики или пускаются в извоз.

Женщины зимой прядут и ткут. Вот почему крестьяне так весело похлопывают рукавицами, когда первый снег закроет кочки и лужи и ляжет гладким первопутком. Мальчики тоже рады первому снегу. Пришла для них пора играть в снежки, лепить баб, кататься на салазках и на коньках.

Свечей в домах и лучины в избах горит зимой гораздо более, чем летом.

Весело зимой, особенно когда солнышко светит ярко, на снежных полях блестят миллионы искр, а деревья точно убраны дорогим хрусталем. Но весело зимой только тому, у кого есть теплый дом и теплое платье, кто в сильную стужу может сидеть дома перед ярко пылающим огоньком печи и спокойно ждать сытного ужина и теплой постели.

Но каково бедному, седому старику, нищему? Несмотря на стужу, должен он таскаться под окнами и ради Христа выпрашивать себе куска хлеба. На старике нет теплого тулупа, лапти его худы, армяк весь в дырах; голос его дрожит от старости и холода, глаза слезятся, руки и ноги трясутся.

Нехорошо и мальчику, который ведет слепого старика; бедняга перескакивает с ноги на ногу, дует себе в окоченевшие пальцы, а сильный холод выжимает у него слезы из глаз. Пустите их обогреться, накормите и подайте им что можете. Лучше отказаться от новой игрушки или каких-нибудь сладостей и подать милостыню бедняку.

Но не всегда же зимой светлые дни: бывают и метели. Когда подымется вьюга, то сильный ветер несет хлопья снега и, свистя и завывая, крутит его в воздухе. В иную метель, как говорится, зги не видно, в десяти шагах нельзя различить человека, и нет ничего легче, как сбиться с дороги в такую непогодь.

Не беда еще, если нет сильного мороза и путешественник успеет забиться в сугроб снега, – под снегом тепло. Но если вьюга и мороз, тогда немудрено и замерзнуть. Как отрадно в такую погоду добраться до деревни. Хотя ее и занесло снегом, хотя избы в ней черны, но зато в них тепло.

Добрый крестьянин радушно встречает иззябшего, нежданного гостя и угощает его чем Бог послал. У нас нередко зимою замерзают бедные люди или отмораживают себе носы, уши, руки и ноги. Самые сильные трескучие морозы бывают обыкновенно посреди зимы, около крещенья (Крещение – старинный христианский праздник.

Сейчас отмечается 19 января), почему их и называют крещенскими. Большие морозы трескучими называют потому, что от них иногда лопаются и трещат бревна в стенах домов. В такой холод, говорят, даже птицы замерзают в воздухе и падают на землю. Зиму, в которой много бывает сильных морозов, крестьяне зовут лютой, то есть очень злой.

Пожалуйста, оцените произведение

(3,50/5 – 6 оценок)Загрузка…

  • Забавная история о том, как трое друзей отправились в кругосветное путешествие, взяв с собой собаку и целый мешок с вещами: тарелками, вилками, карандашами, подушками и прочей утварью. Читайте, чем закончился их поход и удалось Степке …
  • Поучительный рассказ Зощенко учит детей, что в жизни нужно быть не только смелым и сильным. Важно многое уметь и постоянно учиться новому. Эта история о трусливом мальчике Андрюше, который захотел быть смелым. А что из …
  • Смешная история о том, как дворовый пес Бобик пришел в гости к хозяйскому Барбосу. Бобика все удивляло в доме: настенные часы, расческа, зеркало, телевизор. Барбос, как радушный хозяин, объяснял другу о назначении предметов. А потом …

– здесь вы найдете другие рассказы Ушинского, которые есть на нашем сайте.

Сказочные картинки

Сказки » Рассказы для детей » Рассказы и сказки Ушинского К.Д. » Проказы старухи-зимы. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.

Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются.

А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.

По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Вы прочитали рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы сиарухи-зимы».

Понравилась сказка? Тогда поделитесь ею с друзьями:
Поставить книжку к себе на полку
Распечатать сказку

Читайте также сказки:

Гбдоу 96

Стихи, рассказы о зиме.

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Зимние праздники ассоциируется со сказкой, волшебством. Для создания атмосферы зимнего праздника, детям необходимо рассказывать сказки, рассказы, читать стихи.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Ребята и утята

  • Муравьи
  • Весна света

Рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята»

Уважением, вниманием, любовью к природе и вообще ко всему живому пронизано творчество Михаила Михайловича Пришвина. Может всем виной его специальность – по профессии знаменитый русский писатель и публицист был агрономом, а скорее всего, дело в его добром сердце.

Заядлый натуралист, внимательный наблюдатель, охотник-любитель, путешественник, — Пришвин, в каждом своём рассказе для детей стремился передать эту трепетность, уважение и восхищение природой, ведь всё в ней так хитро и одновременно гармонично устроено.

Рассказ «Ребята и утята» является одним из самых известных у автора. Это доброе, но небольшое по масштабу и простое по речи произведение, не только входит в сборники сочинений Пришвина, но и не раз издавалось отдельными детскими книжечками. Кроме того, рассказ записан в нескольких версиях в аудиоформатах для прослушивания.

«Ребята и утята» — содержание и главные герои

Главными героями в рассказе выступают утята, вернее мама-утка. Также здесь ещё есть деревенская ребятня и рассказчик, который выступает в произведении воспитателем и главным носителем гуманных идей. А теперь подробнее.

В самом начале рассказчик, он же автор (читатель не может эти понятия не объединять) рассказывает о том, как взрослая мама-утка предприняла непростое путешествие – она ведёт своих маленьких утят из леса к озеру. Путь предстоит для водоплавающих птиц непростой, ведь прошагать им нужно целых три версты (больше трёх километров). Что ж делала утиная семья в лесу? Автор сразу даёт читателю короткое пояснение. Всё дело в том, что весной озеро разливается и хорошее прочное гнездо утка нашла в лесном болоте, а теперь, когда вода спала, утята окрепли, ей предстоит перевести своё желторотое семейство обратно в озеро.

И вот «шествуют» утята к озеру: мама-утка впереди, но на открытых участках детёнышей вперёд пропускает, чтобы они на виду у неё были, так как не мудрено попасться на глаза лисице, ястребу или человеку. Это и произошло с утятами. Когда переходило семейство дорогу, заметили их деревенские мальчишки, стали шапками кидать. Шапка накрывала утёнка, и его легко было словить. Всех переловили, только утку не тронули – та осталась стоять в стороне, тревожно поглядывая на ребят и своих деток.

На счастье взволнованной утиной маме, к ребятам подоспел автор. Мальчишкам он сделал замечание, попенял, что те у утки деток забрали, и велел отпустить тот час. Ребята послушались – отнесли утят к маме. Утка радостно встретила деток и спеша удалилась. А наш рассказчик ещё и шапку снял, громко пожелав утиной семье счастливого пути, чем вызывал усмешку у ребят. Но не стал злиться автор, а объяснил детворе, что утятам предстоит не простой путь к озеру, полный тревог и опасностей. Ребята всё осознали, и также подняли шапки, прокричав вслед уткам добрые пожелания.

Главная мысль рассказа

Главный подтекст рассказа прост и прозрачен. Не стоит совершать необдуманных поступков в отношении птиц и животных. Мы понимаем, что ребята не хотели причинить вреда птицам, но даже в шутку или ради игры не стоит причинять им вред. Неправильные действия мальчишек и утку разволновали, и утят остановили на их не простом пути к озеру.

Автор наглядно говорит нам: иногда почитание и любовь к природе и животным проявляется не только в действии, но и в бездействии. Также уважительное отношение к природе основывается на знаниях. Вот объяснил автор, почему не нужно было тревожить уточек, ребята поняли и всё сделали правильно. Так что любить природу это и ещё и изучать её, быть пытливым и заинтересованным. Только так между человеком и всем живым может быть согласие и дружба.

Читайте текст рассказа «Ребята и утята» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из лесу, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

— А вон сидит! — хором ответили ребята.

И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

— Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

Ребята и утята

Илл.— Д. Хайкин
PEKЛAMA: 500 РАДИОСПЕКТАКЛЕЙ НА SD 64GB — ГДЕ.
BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ: ЗАНЕСТИ КОПЕЕЧКУ — КУДА.

Лисичкин хлеб 3
«Изобретатель» 7
Ребята и утята 15

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.
— Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костянику, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.
И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу.
А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:
Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья.
— А хлеб — лисичкин. Отведай.
Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший Лисичкин хлеб!
И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.
Подержал я у себя этих черных утят, и стали они вскоре все серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили они у нас на дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.
С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела.
Как мы ни бились, пустая голова не захотела быть матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу — Пиковую Даму.
Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали. Через несколько дней наступила очень хорошая, тёплая погода, и Дуся повела своих чёрненьких к пруду, а Пиковая Дама своих — в огород за червями.
— Свись-свись! — утята в пруду.
— Кряк-кряк! — отвечает им утка.
— Свись-свись! — утята в огороде.
— Квох-квох! — отвечает им курица.
Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.
«Свись-свись» — это значит: «свои к своим».
А «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите».
И они, конечно, глядят туда, к пруду.
— Свои к своим!
И бегут.
— Плывите, плывите!
И плывут.
— Квох-квох! — упирается важная курица на берегу.
Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись — радостно приняла их в свою семью Дуся; но Мусе они были ей родные племянники.
Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушённая, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!
Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.
А вечером она всех своих утят провела одной длинной верёвочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной курицы прошли они, чёрненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.
Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в тёплой кухне, возле плиты.
Утром, когда мы ещё спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны. На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И всё-таки
в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утёнка.
— Слышите? — спросил я своих ребят.
Они прислушались.
— Слышим! — закричали. И пошли в кухню.
Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утёнок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утёнок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?
Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утёнок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утёнка ленточкой и пустил в общее стадо.
Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню.
На полу вместе с Дусей бегал утёнок с перевязанной лапкой.
Все утята, заключённые в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался.
Я сказал:
— Он что-то придумал.
— Он изобретатель! — крикнул Лёва.
Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.
И вот побелело окно. Стало светать.
— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.
— Свись – свись! — ответил единственный утёнок.
И всё замерло. Спали ребята, спали утята.
Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.
— Кряк-кряк! — повторила Дуся.
Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.
Ну, так вот я и знал! Утка ещё не встала, и голова её ещё была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По её спине утёнок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.
Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утёнка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.
А первого утёнка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.
— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Пустим.
— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья!»
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
— До свиданья, утята!

” style=”text-align:center;”> Рассказ Ребята и утята. Пришвин М.

Рассказ Ребята и утята читать

  1. Путь к озеру.
  2. Ребята и утята.
  3. Вмешательство взрослого.
  4. Счастливое возвращение утят.
  5. До свидания, утята!

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

— Вот то-то “пустим”! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

— А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

— Счастливого пути, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

— До свиданья, утята!

  1. Эта история правдивая, жизненная или вымышленная?
  2. С какой целью написал М. Пришвин этот рассказ ребята и утята?
  3. Какая нарисовалась картина происходящего в рассказе Ребята и утята после его прочтения?
  4. Какие чувства у ребёнка/детей вызвал рассказ Ребята и утята?
  5. Как М. Пришвин описывает поведение матери утят? Найдите это место в рассказе Ребята и утята и прочтите его вместе.
  6. Когда ребёнок/дети переживали больше всего? Почему?
  7. Поняли ли ребята, что они поступают неправильно? Поведение ребят можно проследить по словам: струсили, даже обрадовались, надо мной засмеялись.
  8. Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
  9. Сколько надо было идти до озера?
  10. Почему уточка-мать шла позади утят?
  11. Какие враги были у уток?
  12. Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
  13. Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
  14. Как в рассказе чаще всего называют уточку?
  15. Кто помешал мальчишкам?
  16. Какое приказание дал им взрослый?
  17. Как М. Пришвин попрощался с утятами?
  18. Смогли ли ребята объяснить свой поступок?
  19. Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
  20. Как мальчиков назвал автор?
  21. Как можно назвать мальчиков по-другому?
  22. Что пожелали люди уточке?

Рассказ Ребята и утята учит доброму и бережному отношению к природе — любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь. Учит нести ответственность за совершенные поступки — не совершать бездумных поступков. М. Пришвин делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

Ребята и утята — Пришвин М.М.

Рассказ про нелегкое путешествие к озеру утки с выводком утят. На пути могут подстерегать ястребы и лисы. Но встретились ребята, которые сначала закидали утят шапками, но потом помогли им вернуться к маме утке.

Ребята и утята читать

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

–Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

– Вот то-то “пустим”! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

– А вон сидит! – хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

– Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.

– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

– До свиданья, утята!

Пожалуйста, оцените произведение

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 827 раз(а)

Другие рассказы Пришвина

Выскочка — Пришвин М.М

Рассказ про охотничью собачку Вьюшку, у которой сороки повадились отбирать косточки. Они действовали сообща: одна отвлекает собаку, а другая ворует кость. Но одна сорока решила действовать в одиночку и поплатилась за это.…

Дедушкин валенок — Пришвин М.М.

Рассказ про деда Михея, у которого были «вечные» валенки, которые он бесконечно заштопывал и носил очень много лет. А когда они совсем расползлись в труху, птички растаскали войлок на гнезда. Дедушкин валенок…

Журка — Пришвин М.М.

Рассказ про молодого журавля, который жил у автора. У него были подрезаны крылья, и он везде ходил пешком за женой автора, а ребята на болоте ловили ему лягушек. Журка читать Раз было…

Все рассказы Пришвина

Рекомендуем Вам прочитать

Медведь — Пришвин М.М.

Автор был на севере в местах, где много медведей. Ему очень хотелось увидеть медведя, он его долго выслеживал, но оказалось, что это медведь за ним следил. Медведь читать Многие думают, будто пойти…

Золотой луг — Пришвин М.М.

Рассказ про двух братьев, которые часто играли одуванчиками – неожиданно дули им в лицо. Понаблюдав за полем одуванчиков, они заметили, что цветы закрываются на ночь спать, а утром опять открываются. Золотой луг…

Говорящий грач — Пришвин М.М.

Рассказ о том, как автор подкармливал грачонка гречневой крупой и каждый раз ему говорил: «Кашки хочешь, дурашка?» Тогда был очень голодный год. Как-то по осени автор хотел поймать грача чтобы съесть, а…

  • Бианки В.В. (22)
  • Житков Б. (7)
  • Чарушин Е.И. (37)
  • Драгунский В.Ю. (10)
  • Носов Н.Н. (33)
  • Осеева В.А. (27)
  • Остер Г.Б. (21)
  • Пермяк Е.А. (22)
  • Пришвин М.М. (37)
  • Сетон-Томпсон Э. (2)
  • Толстой Л.Н. (15)
  • Ушинский К.Д. (47)
  • Зощенко М.М. (19)

Рассказы по возрасту:

Рассказы по интересам:

Волк и семеро козлят — русская народная сказка

Лиса и козел — русская народная сказка

Скорый гонец — русская народная сказка

Волшебная дудочка — русская народная сказка

Телефон — Носов Н.Н.

Живая шляпа — Носов Н.Н.

Тук-тук-тук — Носов Н.Н.

Метро — Носов Н.Н.

Совушка — русская народная песенка

Кораблик (сборник Игрушки) — Агния Барто

Кошка и курочка — русская народная песенка

Федорино горе — Чуковский К.И.

  • О проекте
  • Правообладателям

Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: