Воспитание без крика и наказаний возможно!

Воспитание без криков и наказаний

Воспитание без угроз и физических методов воздействия позволяет вырастить свободную и творческую личность, которая способна реализовать заложенный потенциал. Чтобы воспитывать ребенка таким способом, родителям предстоит нелегкая задача ежедневной работы над собой. Только контроль своего эмоционального состояния и саморазвитие позволяет осуществлять воспитание без такого метода как наказание, который показывает в последнее время полную несостоятельность.

Что такое наказание

Правильный метод наказания за проступки предусматривает демонстрацию нежелательных последствий неправильного поведения. Физические и психологические способы воздействия на ребенка рассматриваются современными психологами и педагогами как насилие над личностью. Если следует наказание за неблаговидный поступок, а не за его последствия, то неминуема агрессия в ответ или развитие комплексов неполноценности.

Погрешности в воспитании способны подавить творческое начало и ухудшить возможности коммуникации со сверстниками и старшими людьми. По мнению известного российского психолога Александра Колмановского, доверительные отношения между родителями и детьми способны откорректировать погрешности поведения значительно эффективнее, чем окрики и насилие.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний

Если взрослый поощряет активность ребенка, то неминуема ситуация, когда инициатива приведет к погрешностям и неправильным поступкам. Важно разъяснить, в чем заключается ошибка и как правильно следует поступить. Важно, чтобы ребенку стал понять алгоритм правильных действий и последствия ошибочных поступков.

Отец, воспитывающий сына ремнем, должен ожидать агрессии от него в любой сложной жизненной ситуации. Если же нервная система слабая, то комплексы и страхи будут преследовать ребенка не только в детстве и на протяжении периода взросления, но и во взрослой жизни.

Воспитание с раннего детского возраста чувства ответственности за свои поступки помогает вырастить самостоятельную личность, которая понимает четкую связь между своим поведением и возникшими проблемами из-за неправильных действий.

Как объяснить, что ребенок поступает неправильно

Важно, чтобы малыш осознал пагубность своих неразумных поступков. Если он сломал или испортил дорогую игрушку, родители должны объяснить ему, что теперь ему придется обходиться без нее. И замены не будет, так как семейный бюджет исчерпан. Чтобы в следующий раз получить новую, придется подождать знаменательного события вроде дня рождения или новогоднего праздника.

Агрессивное поведение со сверстниками должно подвергаться тщательному анализу. Хороший результат можно получить, если прочитать малышу сказку или рассказ о том, что грубые и злые люди обычно остаются без друзей и не пользуются уважением.

Приучить к уборке своей комнаты сложно с помощью нотаций и каждодневных напоминаний. Гораздо эффективнее будет провоцирование ситуации, когда ребенок не сможет отыскать нужной вещи или любимой игрушки. Повторение такого сценария пробудит желание навести порядок.

Для психики ребенка будет полезно, если он самостоятельно осознает, что его плохое поведение вызывает огорчение родителей и привносит в его жизнь немало проблем. Личность в этом случае приобретает необходимый опыт без психологического давления и травм.

Когда нельзя наказывать и ругать детей

Родители должны знать, что есть определенные моменты, когда нельзя наказать ребенка без ущерба для его психики. Следующие ситуации требуют особого внимания:

  • получение психологической или психической травмы;
  • состояние после перенесенного заболевания, когда нарушение поведения связано с ослаблением организма;
  • возраст до двух лет.

На родителях лежит ответственность определить, связаны ли капризы с болезнью или обусловлены нежеланием подчиняться правилам.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

Чтобы воспитание дало положительный результат, нужно придерживаться таких правил:

  • показывать своему чаду пример правильного поведения;
  • избегать оскорблений и унижения достоинства маленького человека;
  • отказаться от крика и спокойно реагировать на любые шалости;
  • не сравнивать своего ребенка с более успешными детьми;
  • не применять силу и физическое воздействие, также ограничение свободы.

Ошибки в воспитании можно свести к минимуму, если периодически получается примерить на себя поведение ребенка и попытаться осознать мотивы его плохих поступков.

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания как научиться этому искусству

Воспитание обязательно даст положительный результат, когда удается сосредоточиться на следующих моментах:

  1. подтверждение теоретических рассуждений своим собственным примером;
  2. воспитание ответственности за свои поступки;
  3. утверждение порядка наказания и поощрения за поступки.

Эти рекомендации и советы для родителей помогут воспитать психологически целостную личность, которая способна добиваться целей и преодолевать препятствия. Истерик на ровном месте можно избежать, если последовательно применять данные принципы.

Личный пример

Воспитание на собственном примере наиболее результативно. Это нелегкий путь, который предусматривает прежде всего работу над собой. Следуя этому принципу, можно не тратить много времени на разговоры и теоретические рассуждения. Родители должны помнить о том, что ребенок обязательно копирует поведение взрослых, а слова воспринимает в последнюю очередь. Например, нет способов приучить ребенка к чистоте, если у взрослых отсутствует такая привычка.

Если нравственные принципы в семье не являются пустым звуком и между родителями и детьми царит взаимопонимание, то меры наказания автоматически теряют свою актуальность. Для ребенка в данном случае самое страшное – утратить доверие и уважение мамы и папы.

Приучение к ответственности

Развитие детей обязательно должно сопровождаться воспитанием у них ответственности за поступки. Привычки и модели такого поведения фиксируются и взросление будет осуществляться в правильном направлении. Такой человек постоянно нарабатывает жизненный опыт и учится на своих ошибках, не обвиняя других в своих промахах.

Решение вопроса, можно ли воспитать ребенка без физических наказаний, отпадает само собой, если родители поставили цель вырастить свободную и творческую личность. Стимулировать и поощрять ребенка деньгами можно с ранних лет, приучая его к финансовой самостоятельности и пониманию ценности человеческого труда.

Определите правила наказаний и поощрений

Наказание и поощрение в семейном воспитании должны быть систематизированы. Когда ребенок знает, что ему запрещено и позволено, он поступает в соответствии с этими требованиями. Важно, чтобы отец и мать не противоречили друг другу, тогда у малыша уже в детстве формируется четкое представление, что можно и что нельзя. Границы дозволенного также должны быть четко определены, таким образом ребенок получает необходимую свободу. Детские желания могут приобретать абсурдный характер, если детям своевременно не ставить ограничения.

Читайте также:
Какие стили воспитания бывают и как они влияют на здоровье ребенка

Родителям стоит поощрять ребенка за хорошую учебу, так как это повышает самооценку и побуждает стараться еще больше. Поощрение за хорошее поведение будет важным стимулом для достижения дальнейших успехов. Если ребенок вознагражден за хорошую учебу подарком, он будет стремиться добиться еще больших высот.

Малыш или подросток, который не слушается и всегда поступает по своему – серьезная проблема в семье. Причины таких ситуаций должны быть обязательно выяснены, действия ребенка и истоки плохого поведения необходимо проанализировать.

Как воспитать ребёнка без криков, наказания и угроз

Каждый, у кого есть дети, не понаслышке знает, какой же это трудный процесс – воспитание. И самое тяжёлое здесь, выбрать правильную методику.

В теории, воспитание не должно включать в себя физическое воздействие, крики и агрессию. Но на деле всё бывает иначе. Не каждый взрослый способен сдержаться, а некоторые и не пытаются это сделать. Как же правильно поступить и насколько возможно воспитывать без криков, угроз, наказания и истерик?

Как работает наказание и крик?

Взрослые считают, что они лучше всех знают, что полезно их сыну или дочери. Однако такая методика подавляет самостоятельность малыша и приводит к плачевным результатам.

Наказание – это ограничение деятельности ребёнка. Родители думают, что таким способом они донесут свою просьбу. На самом же деле дети просто начинают врать, изворачиваться, не реагировать на крик и всячески избегать расправы.

Причины родительского крика и эмоции ребёнка

Но чтобы не говорили психологи, мало кто из родителей никогда не повышают голос. Однако зачастую в плохом поведении и капризах виноваты именно взрослые.

Например, пятилетний мальчик с утра ждал с работы папу, потому что тот обещал поиграть с ним в мячик. Но вот отец вернулся домой, поужинал и сел читать газету.

Сын расстраивается, не понимая, почему его обманули. Он начинает капризничать и закатывает истерику. И вместо весёлой игры в мяч вечер заканчивается нытьём и разочарованием. Отец раздражён криками, но по факту виноват в этом он сам.

Или же другой пример. Мама весь день готовит – вечером должны прийти гости. А маленькая дочка ходит рядом и просит ей почитать. Женщина хотела бы объяснить девочке, что ей некогда, но малышка всё равно не поймёт. Поэтому, раздражаясь, мать начинает кричать, а дочь закатывает истерику.

Каждый родитель хотя бы раз сталкивался с подобными ситуациями. Виноваты в этих случаях взрослые, а страдают дети. Однако необходимо понимать, что все крики несут последствия.

· Повышенный тон вводит ребёнка в заблуждение. Дети воспринимают не слова, а интонацию.

· Крик в воспитании становится привычкой. Ребёнок перенимает модель поведения членов семьи. Поэтому не стоит удивляться, когда чадо начнёт кричать по любому поводу.

· Первая эмоция ребёнка – это страх. И чем больше он будет бояться родителя и его угроз, тем скорее у него возникнет
депрессия или тревожность.

· Когда воспитанник не понимает даже крика, взрослые начинают кричать ещё сильнее, впадать в истерику и применять угрозы. А это чревато еще большим ухудшением отношений в семье. Подобное поведение в воспитании подрывает авторитет родителей в глазах дочери или сына.

Почему ребёнок не слышит спокойного тона?

Запомните одно важное правило в воспитании: разговаривать с малышом следует спокойной интонацией. Только так можно создать доверительную и дружелюбную обстановку.

Но иногда дети просто не понимают спокойной речи. И вот тогда родители совершают главную ошибку – они начинают кричать и угрожать. Однако этого можно избежать, если следовать нескольким правилам.

· Научитесь устанавливать зрительный контакт. Если во время разговора малыш смотрит по сторонам, он не поймёт, чего от него хотят.

· Не используйте в своих просьбах частицу «не». Дети не воспринимают отрицания, им понятна утвердительная просьба. Вместо «не бегай» лучше сказать «ходи спокойно».

· Ребёнок не умеет концентрироваться. Именно поэтому в процессе воспитания не эффективно предъявлять малышу сразу несколько просьб. За один раз должна быть одна задача. Иногда истиной причиной такого поведения является не скверный характер или упрямство, а физиологические особенность или заболевание. Прежде чем применять наказание убедитесь, что у воспитанника отсутствует такой диагноз, как
дефицит внимания и гиперактивность.

· В процессе воспитания очень важно говорить на равных, а не постоянно угрожать и указывать. Такое обращение не понравится никому, и вряд ли будет иметь успех.

Основные принципы воспитания детей без наказания

Воспитывать ребёнка без криков, угроз и наказаний можно, хоть и сложно. Но результат будет того стоить. Чтобы не сорваться, научитесь следовать нескольким принципам.

1.Самое главное – это терпение. Именно им должны запастись родители, которые решили не применять наказаний и криков в своей методике воспитания. Несмотря на все сложности, они вырастят самодостаточного и уверенного в себе человека.

2. Дети достойны того, чтобы их просто любили. И если они балуются, это не значит, что они не любят родителя. Нужно понять причину такого поступка.

3. Ребёнка, как и взрослого человека, следует принимать со всеми его достоинствами и недостатками. Дитя возможно перевоспитать, но делать это лучше с осторожностью и без криков.

4. Родитель должен уделять своему ребёнку внимание. Как бы он не был занят, как бы он не устал на работе, как бы он не хотел посмотреть телевизор, малыш нуждается в заботе и любви.

5. Нужно понимать, что ребёнок, пусть даже самый маленький, это личность. У него есть свои вкусы, интересы, предпочтения, которыми не следует пренебрегать в воспитании.

6. Дети всегда и во всём стараются подражать родителям. Поэтому не эффективно самим врать и вести себя недостойно – воспитанник сразу же повторит эту модель поведения.

7. Психологическое давление не приведёт к положительному результату. Поэтому чем больше родитель требует от малыша, тем скорее он начнёт сопротивляться и делать всё по-своему.

Читайте также:
По каким признакам можно считать себя хорошими родителями

8. Нужно быть верным своим решениям и не давать слабину. Если пригрозили, что он не получит сладкого до утра, то обязательно это исполните.

Психологами доказано: дети, которых не наказывали, менее агрессивны. Поэтому не стоит вселять в малыша чувство неуверенности и нелюбви к себе и к окружающим.

Что необходимо знать родителям о воспитании – как этому научиться?

Воспитание – это сложный процесс. И поэтому, если родитель решил выбрать метод «без наказания», он должен идти до конца. Главное, знать основные правила.

· С помощью капризов и упрямства дети самовыражаются. Поэтому, как только малышу исполняется 3 года, он должен получать свободу. И чем дальше, тем больше.

· Главное наказание – это последствия. Поэтому стоит давать понять чаду, чем чревато его поведение. Когда он сам увидит возможный результат, он поймёт, как не нужно себя вести.

· Не следует всё решать за сына или дочь. Иногда полезно советоваться и с ним. Так малыш почувствует себя взрослым, и решит, что с его мнением считаются.

· Совсем маленьким объяснения не помогут. Поэтому целесообразно действовать по-другому. Если ребёнок хочет играть с большой собакой, не понимая опасности, просто заберите его со двора.

· С сыновьями и дочерьми можно и нужно разговаривать. И необязательно ждать, когда малыш ошибётся. Стоит заранее проработать ситуации, в которые он может попасть, и вместе найти решение.

· Нельзя забывать, что малыш – это живое существо. Он хочет бегать, прыгать и играть. Поэтому не требуйте от ребёнка невозможного.

Воспитание без наказаний – это всегда сложно. И в первую очередь, для родителей, а всё потому, что это огромная работа над собой. Но результат будет стоить приложенных усилий.

Когда угрожать и кричать нельзя категорически?

Капризы могут быть вызваны кризисным возрастом. Это периоды, которые важны для эмоционального и психического взросления. Психологи выделяют 4 основных этапа, во время которых наказания только вредят:

· первый год жизни – с 9 месяцев;

· кризис 3 лет – с 2 до 4 лет;

Но не только возраст играет роль в этом вопросе. Психологи выделяют ещё несколько ситуаций, в которых крики, угрозы и наказания не имеют право на существование:

  • в то время, когда ребёнок болеет;
  • когда он кушает или увлечён игрой;
  • когда малыш не виноват в полученном результате;
  • воспитание во время психологического перевозбуждения или злости;
  • если ребенок тяжело переживает развод родителей;
  • когда он только проснулся или, наоборот, ложится спать.

Также не переносите собственные проблемы и неприятности на детей. Малыш не виноват в том, что у родителей на работе много дел или же ему урезали заработную плату. Важно помнить, что ребёнок отвечает только за то, что он сделал сам.

Как наказывать правильно: советы психологов

Психологи утверждают, воспитание невозможно без гуманных наказаний. А вот жестокая физическая расправа принесет непоправимый ущерб психике во взрослом возрасте.

Если малыш оступился первый раз, его нужно простить и проработать допущенные ошибки без криков. Старший должен объяснить, почему ребёнок поступил неправильно. Маленький человек имеет право знать, что будет в следующий раз, если он снова так поступит.

Психологи советуют воспитание превращать в игру. Для этого возьмите пару листков бумаги, и на одном напишите список провинностей и соответствующих наказаний, а на другом, наоборот, хорошие поступки и поощрения.

Эти списки повесьте на холодильник, чтобы ребёнок видел их постоянно и запоминал. Так он будет знать, что у него есть выбор – поступить хорошо или поступить плохо и получить за это наказание.

Помните правило: слово – не воробей. Это значит, что если папа с мамой сказали, что ребёнок будет неделю без компьютерных игр, они не меняют своё решение и действуют согласованно. Помните что ссоры родителей при ребенке не только негативно отражаются на его психологическом состоянии, но и подрывают их авторитет.

Как бы ни стало жалко малыша, не давайте слабину. А иначе он поймёт, что слово его родителей ничего не стоит. Всё это сильно подорвёт авторитет.

Как бы сильно не провинился ребёнок, какие слова бы он не сказал и какой бы ущерб не нанёс дому/мебели/имуществу, его ни в коем случае нельзя бить. В этом вопросе нет никаких исключений, это табу.

Психологи говорят, что если родитель в воспитательных целях всё же решил наказать ребёнка, он должен сделать это сразу после того, как тот провинился. Не тяните время, а говорите о наказании сразу, а не через час/день/неделю, в этом не будет никакого толку.

Наказывать нужно уметь. Если ребёнок целыми днями гуляет во дворе с соседскими мальчишками и не интересуется компьютерными играми, нет никакого смысла лишать его Интернета.

Малыш просто не заметит этого лишения, и не поймёт, в чём был смысл наказания. Поэтому стоит «забирать» у ребёнка то, что он действительно любит. В этом случае воспитание будет иметь смысл.

Нельзя характеризовать личность ребёнка. Говорите без крика о том, какой плохой поступок он совершил, а не о том, какой он плохой человек. Так у малыша начнёт формироваться неправильная самооценка, а это чревато рядом серьёзных проблем.

Воспитание – это настоящее искусство. Но для того, чтобы построить дружеские отношения, необязательно быть педагогом или психологом. Главное – это любовь и забота. Всё остальное со временем приложится.

“ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ”
статья

Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте

Читайте также:
Методы и формы воспитания младшего школьника

Скачать:

Вложение Размер
priobshchenie_k_obshchechelovecheskim_tsennostyam.docx 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ

Воспитатель Кочеткова Татьяна Юрьевна

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека»
К.Д. Ушинский .

Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте

В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности. Дошкольное детство – важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем его многообразии.

Основные показатели и результаты деятельности в части приобщения к общечеловеческим ценностям

Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте.

Этот важный этап жизни формирует детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогает человеку определиться в жизни. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, и людям, которые сопровождают ребёнка в первые годы жизни, к родному месту, где он живёт, детскому саду, городу, посёлку. В этот период начинают развиваться черты характера, которые незримо связывают ребёнка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, среди которых живёт.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека».

Главной целью в работе с детьми дошкольного возраста мы считаем приобщение их к общечеловеческим ценностям. Реализация этой цели шла по нескольким направлениям: работа с детьми, с родителями, с социумом.

Приоритетными принцами являются:

  • принцип гуманизации воспитательной работы, который ориентирует родителей на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребёнка и взрослого, его свободу и достоинство, а также на формирование у ребёнка любви к семье, родному краю, и отечеству;
  • принцип интеграции всей педагогической работы с детьми на основе знакомства этнокультурного компонента Белгородской области, национальной культуры, быта, традиций;
  • принцип целостности и полноты педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития;
  • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей;
  • принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениям

Были определены основные задачи:

  • создание воспитательной модели, обеспечивающей всестороннее духовное развитие детей;
  • воспитание основы социально – нравственной сферы чувств, представлений, отношений;
  • побуждение в детях любви к родной земле, чертам национального характера;
  • воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, обычаям, традициям, обрядам.

Поставленные задачи решаются через введение новых форм работы с детьми.

Ведущей формой в работе по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям является театрализованная деятельность, которая помогает решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении впечатлений от произведений искусства и окружающего мира.

Работу по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям с создания развивающей среды:

  • подборке произведений социально – нравственного содержания;
  • подборке иллюстраций, ауди и видео записей;
  • изготовления различных видов театра (театр картинок, кукольный, теневой, пальчиковый…); подготовке костюмов, декораций, атрибутов.

В ходе работы используется рассматривание альбомов, просмотр диафильмов, чтение и беседы по содержанию произведений; вместе с детьми совершаются экскурсии в историю: старин6ные народные костюмы, обычаи, традиции и быт.

Театральная тематика удивительно богата и разнообразна. Основу детского творчества, конечно, составляет устное народное творчество. Через неё ребёнок овладевает родным языком, получает первое представление о культуре и обычаях своего народа, о правилах поведения.
Особое место занимают русские песни разных жанров: игровые («Петушок», «Заинька, попляши), песни – байки («Жили у бабуси два весёлых гуся», «Жил – был у бабушки серенький козлик»), хороводные игры и плясовые («На горе – то калина», «Во поле берёза стояла»). Все песни включаются в театральные разминки, вызывают у детей интерес и радость, укрепляют возникшие впечатления.

Важное место занимают произведения с социально – нравственной направленностью
(В. Осеева «Плохо», «Кто наказал его?», «Просто старушка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Л. Пантелеев «Трус», «Честное слово», Л. Толстой «Старик сажал яблоню»).

Для удобства работы над художественным материалом, спектаклем тексты строятся в форме диалога.

Через них ребёнок пытается понять характер героя и разобраться в его поступках. Здесь происходит знакомство с различными эмоциями: интерес, радость, удивление, гнев, горе, страх, отвращение, стыд, вина…
Каждую эмоцию ребёнок «примеряет на себя», как новую одежду, и чувствует, уютно ему или нет.

Особое внимание уделяется организации праздников и развлечений: календарных, фольклорных, обрядовых.

Они являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками. Родители помогают подготовить костюмы, атрибуты, принимают активное участие в праздниках, развлечениях, где читают стихи, поют песни, играют роли, участвуют в играх.

Взаимодействие с социально – культурными институтами детства является очень важным при организации данной работы. Это тесная работа с Домом культуры, библиотекой, музыкальной школой через посещение детьми занятий театральной, хореографической, художественной студий.
В библиотеке организуются встречи с интересными людьми, тематические выставки, проводятся конкурсы рисунков («Как нельзя поступать», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мой родной дом»…).
Таким образом, театрализованная деятельность помогает накопить социальный опыт, который отражается дошкольниками в отношении к жизненным явлениям, расширяет и углубляет, обогащает внутренний мир ребёнка новыми идеями, чувствами, представлениями.

Вариативные формы, методы, способы и средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:

— Проект «Дети — волонтёры»

— Социально значимые, благотворительные акции

— Нормативный проект «И учение, и игра»

— Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности

— Участие детей в конкурсах по безопасности жизнедеятельности

— Экологическая акция «Сохраним город чистым!»

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках:

— Реализация образовательной авторской программы «Мы живём в Санкт-Петербурге» Цель: формирование первичных представлений о малой родине, формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному и историческому наследию своего народа.

«Мастера и рукодельницы»

«Красной Пасхи дни святые»

— Проекты, образовательные ситуации, праздники патриотической направленности «Дни воинской славы»

— владение речью как средством общения и культуры:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы):

— Взаимодействие с социальными партнёрами:

— Городская станция юных натуралистов

Таким образом, идет не только приобщение детей к общечеловеческим ценностям, но и привитие любви к нашей истории, к нашему народу и нашим корням.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основной духовно-нравственного воспитания

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ.

В материале раскрываются вопросы по приобщению ребенка к ценностям: семье, Родине, быту, традициям и т.п. через театрализованную деятельность.

“Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям с использованием шедевров отечественной мультипликации”.

В современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультфильмов, могут являться настоящими учителями оптимизма, помогающими решать разли.

Доклад на тему: “Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры”

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России.

Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям через фольклор

Неоценимую роль в воспитании детей оказывает русский народный фольклор. Фольклор является основой не только эстетического, но и нравственного воспитания, так как основан на нравоучении.Фольклор в восп.

Круглый стол. Выступление на тему: “Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры”

Народная игра – самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям народной культуры

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.

Настоящие ценности – залог счастливой и успешной жизни в социуме

Современные дети загружены максимально. В школе они изучают множество дисциплин. За школьной дверью их ждут родители, чтобы отвести на кружки или спортивные секции. Очень часто можно увидеть, что ребенок одновременно занимается математикой, языками, посещает уроки рисования и плавание.

Родители делают все, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. К сожалению, в этой гонке они не всегда успевают научить ребенка самому главному – человечности!

Стремясь дать своему чаду самое лучшее воспитание и образование, нельзя забывать об истинных ориентирах. Именно правильные жизненные ценности ребенка являются залогом того, что малыш успешно реализует себя, вырастет достойным членом общества, будет жить в согласии с собой и окружающими, найдет применение своим умением, а значит, и свое место в жизни. Формирование ценностей у детей занимает важную роль в процессе воспитания.

С какого возраста можно начинать вести с ребенком беседы о морали?

Приобщение к нравственным и культурным ценностям должно начинаться с ранних лет. Основы этики ребенок впитывает в семье. До 3-4 лет он еще не воспринимает себя как отдельного индивида, полностью перенимая установки близких, копируя их поведение и манеру общения. То, как дальше будут развиваться события, зависит от постоянных отношений в семье.

По мере взросления для ребенка все большую роль начинают играть собственная совесть и мнение окружающих. Прямые конкуренты родителей в борьбе за авторитет у ребенка – его друзья, одноклассники, развлекательная индустрия, СМИ. Именно поэтому родителям необходимо рассказывать малышу о том, что такое хорошо, начиная с того периода, когда их авторитет еще неоспорим.

Почему так важна система ценностей для каждого человека?

Формирование нравственных ценностей у детей необычайно важно. Первый важный урок, которому ребенка должны научить папа и мама, – любить себя. Возможно, родители, воспитанные в духе и по канонам старого времени, с этим требованием поспорят. Однако для сохранения духовного здоровья ребенка данную аксиому нужно принять.

Психологи пришли к мнению, что нельзя научиться доверять окружающим, а значит, жить в гармонии с социумом, если ты не любишь и не принимаешь себя.

Осознание ценности собственной личности приходит в детстве через безоговорочную родительскую любовь, полное принятие и внимание. Способами выражения такой любви являются зрительные и тактильные контакты, языковые и мимические сигналы. Чаще обнимайте своего ребенка, разговаривайте с ним, берите на руки, сажайте на колени, улыбайтесь ему. Именно это и есть настоящие жизненные ценности. Внимание необходимо вашему сыну или дочери как воздух.

Ухаживая за своим малышом, чаще смотрите ему в глаза и, самое главное, улыбайтесь. Улыбка – самый сильный инструмент формирования привязанности. Человеку без сформированного чувства привязанности к родителям очень трудно находить общий язык с окружающими.

Некоторые мамы и папы придут от прочитанного в негодование: а как же спартанское воспитание, дисциплина и объективность? Нельзя же увлекаться всеми поступками своего чада!

Детские психологи не говорят о полном отсутствии критики. Критиковать нужно правильно. Если и критиковать, то не личность, а конкретный поступок малыша. Причем обязательно взамен предлагать альтернативное решение вопроса, объяснять, почему лучше действовать иначе. Только в таком случае критика не вызовет протеста, а пойдет на пользу.

Как формируются ценности у детей?

Какие существуют ценности в настоящее время? Например, правильные коммуникативные навыки помогают ребенку стать успешным человеком в современном мире. С одной стороны, необходимо иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать. С другой – нужно учитывать мнение окружающих. Для этого крайне важно осознавать связь со своими близкими как основополагающую ценность. Понимание данной ценности приходит с развитием привязанности. Когда ты ценишь общение с близким человеком, подсознательно пытаешься делать все, чтобы не огорчить его без веской причины и не оборвать связь.

Главное – оставаться эмоционально открытым для ребенка, не стесняясь говорить о своих чувствах к нему. Доверие всегда порождает доверие. Так называемое «Я-общение» воспитывает эмпатию и способность сопереживать.

Находясь в согласии с собственным Я, ребенок не только начинает понимать свои потребности, но и учится находить для их выражения социально допустимые возможности. Родителям по силам как помочь своему чаду в поисках себя, так и усложнить эти поиски, навязывая ему свои убеждения и ориентиры.

Папа и мама должны научиться с рождения видеть в своем ребенке личность, а значит, признавать его право на самоопределение и на ошибки, предоставлять ему возможность самостоятельно делать выбор. При этом они должны оставаться открытыми для просьб о помощи. В таком случае можно быть уверенным, что чадо не свернет на кривую дорожку, попав под негативное влияние окружения.

Каким основным ценностям нужно научить ребенка?

Для успеха в жизни крайне важна способность к коммуникациям – без продуктивного общения большой успех вряд ли возможен. В основе такого общения лежат гармоничные отношения с близкими людьми и с самим собой.

С развитием привязанности в семье ребенок начинает ценить межличностные связи. Один человек не станет огорчать другого без серьезных причин, если дорожит отношениями. Говорите ребенку, что вы его любите и уважаете, не стесняйтесь проявлять свои чувства и эмоции, будьте открыты для общения. Если вы доверитесь ребенку, то он проявит ответное доверие, что будет способствовать развитию способности к сопереживанию.

Иногда очень сложно понять собственные потребности, еще сложнее найти возможность их удовлетворения. Упрощают процесс понимания налаженные отношения со своим Я. Здесь родители могут помочь ребенку, уважая его границы и личностное пространство, предоставляя право выбора, а также право на ошибку. И еще один важнейший момент: ребенок должен знать, что он в любой ситуации может обратиться к вам за помощью. Таким образом, он будет меньше поддаваться чужому влиянию.

Психологами доказано, что залогом ответственного отношения к жизни является осознание глубинной связи с окружающим миром. Поэтому очень важно проводить с детьми время на свежем воздухе. Таким образом, вы сформируете духовные ценности в жизни сына или дочери.

Сделайте семейной традицией выезды в лес с ночевкой, организуйте турпоходы, гуляйте в парке, привлекайте детей к уходу за комнатными растениями. Если ваш ребенок с детства полюбит природу, проникнется красотой окружающего мира, то сам захочет эту красоту оберегать.

Запомните: для детей очень важны семейные традиции. Совместные активные игры на природе или разговор по душам у костра лучше и действеннее любых воспитательных бесед.

Если хотите поговорить о морали, заходите издалека. Например, вместе с ребенком посмотрите подходящий по теме фильм и предложите обсудить его главную идею, поищите мотивы поведения героев. Вместо фильма можно взять произведения классической литературы.

Хорошая семейная традиция – литературные вечера. Устраивайте их регулярно. Можете даже записаться на курсы скорочтения и посещать их всей семьей. Обсуждайте книги, дискутируйте о поступках героев. Так вам удастся ненавязчиво привить детям правильные нравственные ориентиры.

Настоящие ценности – залог успешного будущего вашего ребенка. Привить их под силу каждому родителю. Главное – видеть в своем ребенке личность, оставлять за ней право самостоятельно принимать решения и просто быть для него хорошим другом. И тогда ваш малыш вырастет яркой индивидуальностью со своими моральными и нравственными ориентирами.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Кравцова О.М., кандидат исторических наук,

доцент кафедры общей и дошкольной педагогики

БГПУ имени Максима Танка

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются понятия общечеловеческие ценности и ценностные ориентации, раскрываются особенности их формирования у детей дошкольного возраста. Определена роль учреждения дошкольного образования в формировании общечеловеческих ценностей, основные компоненты: наблюдения в разных видах деятельности, беседы с детьми и родителями по проблемам индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, образцы поведения, взятые из сказок, художественных произведений, выявление причинно-следственных связей между поведением и поступками людей в процессе игр и др.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, ценностные ориентации, формирование, дошкольники, осмысление, педагоги.

In this article we consider the ideas of common to humanity values and valuable orientation. We reveal the special feature of their forming into under age school children. We define the role of preschool education system in forming of common to humanity values, basic components: observation in the different activities, holding discussions among children and their parents about individual and age group peculiarities, models of behavior from fairy tales, works of art, analyze the behavior and actions of people during the games and so on.

Key words: the ideas of common to humanity values, valuable orientations, forming, preschool children, comprehension, teachers.

Система ценностей формирует мировоззрение человека о счастье и смысле жизни. Общечеловеческие ценности регулируют повседневные действия, поведение и деятельность человека в разных сферах жизни: преобразовательной, познавательной, художественной, общения и потребления. Они нам подсказывают, как поступать в конкретных ситуациях во взаимоотношениях с другими людьми, дома и на улице. Таким образом, общечеловеческие ценности определяют «лицо» человека и имеют всеобъемлющий характер.

Разрушение духовно-нравственных ценностей, рост жестокости, алкоголизма и наркомании, суициды детей и молодежи, доминирование материальных ценностей над духовными приводят к искажению у них представлений о добре, милосердии, человеколюбии, гражданственности. Вот почему проблема формирования общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста так актуальна в настоящее время.

В педагогике ценность понимают как субъективную значимость свойств и качеств предмета, явления, обстоятельств в конкретной ситуации. Она может быть только положительной и представляет собой социокультурный феномен, возникающий в процессе предметно опосредованных межсубъектных отношений, обладающий положительным смыслом и выступающий в качестве внутреннего регулятива человеческих действий [3, 396]. Личностные ценности – это устойчивые «консервированные» отношения с миром, запечатленные в обобщенных и переработанных представлениях, установках [2, 38]. Ценностные ориентации являются единством ценностно-нормативных, социальных и рациональных начал и выступают в качестве основного показателя уровня развития духовности человека, способа его приобщения к общественной жизни, культуре через формирование внутреннего субъективного мира. Проще говоря ценностная ориентация – это направленность личности на определенные ценности (материальные и духовные блага, качества человека и т.д.), предпочтительное отношение к тем или иным из них[1, 43].

Именно в дошкольном возрасте создается широкая основа для формирования первичных социально-значимых ценностей и нравственно-этических критериев. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Каждый индивид рождается в объективной социальной среде, в рамках которой он встречает значимых людей, ответственных за его социализацию (родителей, воспитателей, учителей); они выступают посредником между ним и окружающим миром, благодаря идеалам, нормам культуры, которые соответствуют его социальному положению, его индивидуальным особенностям. Ребенок принимает роли и установки, интериоризует их и делает своими собственными. Вместе с ними он воспринимает и систему ценностей. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки (других детей, литературных героев), но в среднем дошкольном возрасте он оценивает действия героев независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Ценностные ориентации ребенка-дошкольника формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения правил и норм поведения. Одновременно происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляются посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям. Понимание такого непростого механизма формирования общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста важны и для педагогов и для родителей.

Проблема воспитания общечеловеческих ценностей у дошкольников отражена в работах О. Широких, Н. Космачева, Н. Полковниковой, И. Комаровой, Н. Ершовой, Н. Султановой,Т.В. Галактенок, В.И. Петровой, Т.Д. Стульчик, Л.М. Подолинской, Е. Арнаутовой и др. Нравственные ценности тесно связаны с нравственными качествами. В качестве целей воспитательной работы с дошкольниками педагогами были выбраны самые главные моральные качества: трудолюбие, чувство любви к Родине, уважение к нравственным нормам, терпимость, человеколюбие, щедрость, послушание, честность, правдивость, доброта, ответственность, заботливость, физическое здоровье [4, 5].

О. Широких и Н. Космачевой определена роль дошкольного учреждения в становлении ценностных ориентаций у детей. Компонентами процесса формирования общечеловеческих ценностей они называют следующие.

Во-первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы с детьми и родителями по проблемам индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.

Во-вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Упор надо делать на работе со сказками, притчами, обрядами, на играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей дети на примерах учатся эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности; у них на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций.

В-третьих, необходимо способствовать осмыслению ребенком ценностей, важно усиливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Содержание сюжетов игр на темы «Как проводит вечер семья», «Строительство нового детского сада», «Бюро добрых дел нашего города», «Больница» и других должно формировать представления о нравственных ценностях, предлагать возможность нравственного выбора. Важно ориентировать детей на умение видеть доброе, положительное в действиях других детей, учить прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему, находить выход из сложившейся ситуации вместе, а не смеяться над слабостями других [6, 43-44].

Н. Полковникова для формирования общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста предлагает использовать воображаемые ситуации, игры-драматизации, придумывание сказок, шутки и юмор, игровые упражнения, направленные на формирование доброжелательных отношений. Она утверждает, что воображаемые ситуации помогали детям продумать и предложить собственное решение в случаях, когда их вымышленные сверстники проявляли следование ценностям или игнорировали их в словах и поступках [4, 98-99].Метод воображаемых ситуаций использовался отдельно либо включался в рассказы воспитателя, индивидуальные и групповые беседы с детьми, в свободную деятельность старших дошкольников. Дети, опиравшиеся на эмоциональные проявления и словесные пояснения воспитателя, постепенно начинали самостоятельно эмоционально откликаться на описываемые обстоятельства, что выражалось в мимике, жестах и речевых реакциях.

Автор пишет о важности оценивания действий персонажей; дети придумывали под руководством педагога небольшие вымышленные истории, коллективно или самостоятельно их рассказывали по предложенной теме, соответствующей определенной ценности, например, «Как Витя другу помог», «Добрый поступок». Неплохо, когда сходные воображаемые ситуации имели свои истоки в реальных событиях детской жизни, наблюдались воспитателем, являлись причиной конфликтов детей; тогда они вызывали особый живой интерес у детей. Это могут быть и сказочные герои, тесно связанные с литературным образом, свойственной им характеристикой. При разыгрывании сказок особое внимание педагогам надо обращать на эмоциональные проявления участников и зрителей; это раскрывает широкие возможности для развития ценностных отношений детей, т.к. образы героев несут в себе оценочное значение. Дети, таким образом, проявляли собственные ценностные отношения на основе стереотипов, а затем выражали личную оценку соответственно рассматриваемым обстоятельствам [4, 99-100].

Результаты успешного процесса формирования общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста в детском саду напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога. Сам педагог, в первую очередь, должен быть высоконравственным, культурным, творческим человеком, любить детей и свою работу, иметь высокую психологическую, дидактическую и методическую подготовку. Он сам должен ориентироваться на нравственные ценности, быть хорошим личностным примером для воспитанников.

Проблему формирования общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста возможно успешно решить только благодаря совместным усилиям детского сада и семьи. При этом важно планировать работу педагогических коллективов в дошкольном учреждении и микрорайоне с родителями по следующим направлениям: непосредственное воздействие педагога на совершенствование семейного воспитания; опосредованное воздействие – через детей и общественные организации, система педагогического всеобуча родителей, через Дома культуры, клубы, консультации, планомерное вовлечение родителей в общественно полезную деятельность в дошкольном учреждении и по месту жительства (родительские комитеты, в качестве тренеров, шефов), систематическая работа по обобщению передового опыта семейного воспитания (на родительских собраниях, собраниях трудовых коллективов, круглый стол с обсуждением проблемых тем).

Таким образом, только совместными усилиями педагогов дошкольного учреждения с родителями и близкими ребенка можно добиться устойчивых результатов по формированию общечеловеческих ценностей у детей. При этом должны быть выработаны единые воспитательные задачи и методы педагогического воздействия. У родителей педагоги должны формировать ответственность за создание благоприятного психологического климата в семье, обогащать их знаниями детской психологии, педагогики и этики, а также раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у детей.

  1. Вакульчик, И.В., Сычевская, Н.Н. Формирование ценностных ориентаций младших школьников / И.В. Вакульчиков, Н.Н. Сычевская// Сборник научных статей молодых исследователей (редкол.: Л.Ф. Мирзаянова (гл.ред.) и др.- Барановичи: Баранов. Гос.высш.пед.колледж, 2003.- 206 с.
  2. Гавриловец, К.В. Сущность и функции аксиологического (ценностного) подхода в нравственном воспитании/ К.В. Гавриловец // Адукацыя 1 выхаванне. – 2010. — № 11.—С. 37-43.
  3. Духовность человека: педагогика развития : учеб. пособие / Н.В. Михалковича и др.; под ред. Н.В. Михалковича.—Мн.: Тесей, 2006.—400 с.
  4. Полковникова, Н. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации/ Н. Полковникова// Дошкольное воспитание.- 2010.- № 10.- С.96-105.
  5. Феоктистова, Т. Из опыта духовно-нравственного воспитания старших дошкольников/ Т. Феоктистова// Дошкольное воспитание.- 2006. – № 4.- С. 30-32.
  6. Широких, О, Космачева, Н. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций/ О. Широких, Н. Космачева// Дошкольное воспитание.- 2008. – № 4.- С. 42-46.

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2021

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

На сегодняшний день люди всё дальше уходят от норм морали, общечеловеческих ценностей. По данным социологов современное поколение детей отличается от прошлого физически и социально. У школьников больше проблем со здоровьем, многие отстают в умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в большей мере им присуще отчуждение.

Общечеловеческие ценности направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества. Часто общечеловеческими ценностями являются предметы культуры и искусства. К ним также относят чувство долга, справедливость, честность и тому подобное.

Традиция воспитания общечеловеческих ценностей идёт из истоков человеческой культуры. Сейчас получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей законами добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что входит в понятие общечеловеческих ценностей. Так как речь идет о человеке, становлении его личности, встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – это обучение и развитие.

Общечеловеческие ценности – это ценностная значимость предметов, явлений для мирового общества. К ним относятся социально-политические и нравственные принципы, общечеловеческие идеалы, цели и основные средства их достижения, природные ценности. Выражают общие интересы человечества, свободные от национальных, религиозных, политических пристрастий.

Сейчас в науке большое значение придаётся общечеловеческим ценностям. Ф. Стродбек и Ф. Клокхон определили общечеловеческие ценностные ориентации как сложные, сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общечеловеческих проблем. Их позиция основана на том, что всё человечество, не зависимо от культуры, нации, религии, политических предпочтений, призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы [2, с.129].

На сегодняшний день главной задачей педагога является воспитание в детях доброты, сострадания, трудолюбия, ответственности за себя и свои действия. Невозможно достичь этой цели, воздействуя только на разум ребёнка. Необходимо затронуть душу ребёнка, глубокие чувства. Также важно, чтобы сам ребёнок понял, что это необходимо.

Рождённый в обществе, человек должен работать для развития общества и его процветания, благополучия. Общечеловеческие ценности не зависят от национальности, расы, среды обитания и религиозных предпочтений, они не изменимы во времени. Все ценности неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и создают единую основу духовности человека и его культуры. Обучение общечеловеческим ценностям – это не просто накопление теоретических знаний – его сущность в действии, в трансформации человеческих убеждений и поведения.

Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка очень велика, если убрать из воспитания любое из звеньев, то это приведёт к плачевным последствиям. Школа – развивает, наделяет ребенка знаниями, помогает в поисках истины, учит творчеству. Семья и школа в воспитании обязательно должны взаимодополнять друг друга. Вместе они должны давать ребенку знания о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность, справедливость, чувство долга, патриотизм.

Каждый ребёнок по-своему воспринимает мир, рассматривает всё вокруг своими глазами, и педагогу необходимо учитывать это. К сожалению, сейчас невозможно сказать, что общечеловеческие ценности являются мотивом поведения наших школьников. Главной задачей учителя является создание духовно-интеллектуального поля для развития личности ребёнка, основанного на нравственных позициях общечеловеческих ценностей. В ходе работы обязательно следует проводить классные часы, посвящённые общечеловеческим ценностям и тренинги. Практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и раскрытием и развитием всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в стимулировании их к развитию самовоспитанию.

Если ребёнок недостаточно воспитан, не умеет общаться со сверстниками, его боятся, у него развивается эмоциональная агрессия, он может потерять контроль над своими действиями. В этом случает педагогу следует провести с ребёнком беседу, узнать его внутренний мир, помочь и приобщить ребёнка красоте, добру, сопереживанию, познакомить с искусством. Наиболее наглядно школьник включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла в искусстве, культуре, литературе. Культура и искусство родного края является одним из эффективных средством воспитания духовности у школьников. Оно приводит ребят к истокам нравственных ценностей – любви, добру, красоте, истине, справедливости.

Нравственность, как и ценностные ориентации развивается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее чувствительным периодом для формирования ценностных ориентаций является именно младший школьный возраст. Нельзя говорить об их окончательной развитости в данном возрасте, однако, в этот период начинают устанавливаться интеллектуальные механизмы для познания мира вокруг и самого себя [1, с.122].

Младшие школьники оказываются в затруднительном положении, так как становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прошлые ценности отвергнуты, а новые, к которым человечество стремится прийти, еще не полностью ясны. В сегодняшних условиях педагогу особенно трудно знакомить и вводить ребёнка в систему ценностей. Учитель оказывается в поле ценностного напряжения полярно противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла и т.д.

Таким образом, задача школы и семьи состоит в том, чтобы помочь сформировать у ребёнка общечеловеческие ценности, тогда в будущем он будет терпимее относиться к другим людям и событиям.

Общество за многие века своего развития накопило достаточно много ценностей, которые могут служить ориентирами в воспитательной работе.

Современные концепции воспитания выстраиваются на идеях педагогической поддержки субъектности ученика, его сознательности, ответственности, активности. Анализ проблем современного образования показывает, что в процессе педагогического целеполагания создание ментальных ценностей позволит объединить национальные и общечеловеческие ценности.

Особое место в работе занимает совместная педагогическая деятельность школы и семьи по возрождении национальных и общечеловеческих ценностей. В таком плане она придаёт воспитательному процессу национальный характер, обеспечивает продуктивность воспитательного процесса, знакомят родителей с отношением предков к земле, человеку, Родине, семье, труду, миру, искусству и сближение их с общечеловеческими ценностями.

На данный момент в педагогике особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития. Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки конкретного народа или отдельного региона оказывают большое влияние на развитие всего общества.

Исходя из сказанного, следует заключить, что все формы совместной педагогической работы школы и семьи должны активизировать процесс возрождения общечеловеческих ценностей, придавая процессу воспитательный характер, обеспечивающий его продуктивность. Учитывая мировой опыт, можно сказать, что общечеловеческие ценности имеют более чем важное значение, они являются безусловным стандартом всех культур и эпох. Нарушение общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против общества. Без них не может состояться личность и невозможна нормальная жизнь человечества.

Литература

Дубинина Н.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 122-124.

Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: Ключ-С, 1999. – 191 с.

Камбарова К.У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность // Молодой ученый. Интернет журнал. – 2016. – № 11 (115). – URL : https :// moluch . ru / archive /115/30384/(дата обращения: 16.11.2020).

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. – М.: УРАО – 1999. – 175 c.

Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

Формирование общечеловеческих ценностей у младшего школьника

Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе – противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ, пропагандирующих западный образ жизни и систему ценностей. Социокультурное окружение, зараженное вирусом материального, также помогает утверждению американо-фридмановских ценностей в сознании подрастающего поколения.

В таких условиях особенно трудно приходится вырабатывать ценностные ориентиры молодому поколению, с его еще неустоявшимся нравственным опытом, мировоззрением, подвижной системой ценностей. Обостряется противоречие между формирующейся личностью и новым обществом. Особо значимыми становятся вопросы ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей, в себе самом, своих возможностях, событиях прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.

Образование ценностных ориентаций личности происходит под воздействием различных условий. Условия могут складываться независимо от субъекта, действовать опосредованно, неорганизованно, носить неуправляемый характер. В данном случае зарождение ценностных ориентаций можно рассматривать как процесс их становления.

С появлением специально организованного воздействия на становление ценностных ориентаций, целенаправленного создания специальных условий данный процесс приобретает характер формирования ценностных ориентаций.

Проанализировав педагогическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу (В.А. Караковский, Б.Т. Лихачёв, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и д.р.) следует выделить внешние (среда, социум, культура, в которых зафиксированы ценности) и внутренние (потребности, интересы, свойства личности) условия образования ценностных ориентаций. Влияние внешних условий обусловлено признанием социальной природы человека, его психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Осуществлять присвоение социального ценностного содержания человеку позволяют особенности его внутреннего мира. Внутренние условия освоения ценностного содержания окружающего мира, как принято считать, складываются у человека в ходе его возрастного развития.

В отечественной науке предложены как разработки частных вопросов в области формирования ценностных отношений (M.B. Аникеев, И.В. Гильгенберг, M.B. Куранова, Е.В. Поленякина, М.И. Скоморохова, Т.Ю. Сычева), так и фундаментальные исследования, охватывающие разные возрастные этапы (В.П. Бездухов, А.В. Воронцов, В.А. Караковский, Г.П. Иванова, А, В. Кирьякова, С.И. Маслов, Н.Е. Щуркова). Для многих исследований в данной области (Е.В. Поленякина, Т.Ю, Сычева, M.B. Аникеев и др.) характерно то, что их объектом является рассмотрение особенностей школьной жизни и современных социокультурных условий развития личности. Выделяемые учеными социально-педагогические условия ориентации на нравственные ценности становятся все более обобщенными. Их стержнем выступают гуманизация отношений педагога и учащихся, положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленное влияние на познавательную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности школьника, ориентация на ценности современной культуры и т.п.

Следует отметить, что особенности взаимодействия социума (внешние условия) и личностных свойств (внутренние условия) учащихся «запускают» внешние и внутренние механизмы данного процесса, обусловливают их соотношение и специфику функционирования, определяют методы, приемы и средства организации присвоения школьниками ценностей. В связи с этим на основе теоретического анализа специальной литературы была определена схема взаимодействия внешнего и внутреннего (условий, механизмов) в становлении ценностных ориентаций школьников. Первично эти механизмы срабатывают на первой ступени обучения и воспитания, то есть в начальной школе. Присвоение ценностей и образование ценностных ориентаций учащихся начальных классов осуществляется, в первую очередь, посредством внешних механизмов: познания, осознания, оценки, выбора и освоения ценностей. Познание ценностей и усвоение ценностных понятий обеспечивает создание запаса понятийно выраженных знаний ценностей (аксиологический словарь) и овладение навыками оперирования абстрактными понятиями. В социологии, психологии и теории воспитания выявлено, что познанные ценности осознаются учениками, «включаются» в их личностный ценностный опыт. В основе отнесения того или иного объекта окружающей действительности к ценностям лежит его оценка ребенком, основанная на определяющей способности этого объекта удовлетворять его потребности. Результатом оценки ценности является ее выбор, выражающий соотношение внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности младшего школьника. В результате действие внешних механизмов создаёт условие для познания выбора, оценки ценностей школьником, но не обеспечивает их присваивание.

Анализ работ психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Элькони, Л.С. Выготский) показывает, что внутренние механизмы обеспечивают интериоризацию ценностей у детей уже в младшем школьном возрасте, формируясь у ребенка постепенно, в ходе возрастного развития его рефлексивной сферы.

Например, имитация (подражание, следование какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения) обеспечивает условия для усвоения социально значимых норм и осуществляется уже сознательно на основе ярких эмоциональных воздействий окружающих объектов, событий на личность младшего школьника.

Внешние условия, в которых происходит становление личности ребенка, особенности социума определяют действия механизмов образования ценностных ориентаций школьников младших классов. Изучение данного вопроса позволило нам установить, основными субъектами и объектами, составляющими социум и комплекс влияний на процесс становления ценностных ориентаций ребенка являются: семья, детское дошкольное образовательное учреждение (ДДОУ), школа, средства массовой информации (СМИ) и детская субкультура. Влияние каждого субъекта обусловлено методами организации присвоения ценностей, которые влияют на действие механизмов формирования ценностных ориентаций младших школьников. Среди них выделяются разъяснение ценностей, пример, заражение, внушение, убеждение (ценностный анализ), упражнение, контроль и оценка.

Метод разъяснения, предполагающий знакомство детей с миром ценностей, осознание их значимости в жизни человека, предоставляет условия для свободы в выборе ценностей и обучает ценностному процессу как умению принимать решения на основе усвоенных ценностей.

Используется и метод убеждения (ценностный анализ), который противоположен внушению, так как предполагает обращение к собственному критическому суждению младшего школьника и направлен на активизацию его мыслительной деятельности с целью непосредственного участия в процессе интериоризации общечеловеческих ценностей.

Он создаёт внутренние условия для формирования ценностных отношений

С упражнением тесно связан контроль как способ воздействия на личность ребенка с целью регуляции ее поведения, приведения его в соответствие с принятыми ей ценностями.

Оценка побуждает и стимулирует ценностно-ориентационную деятельность младшего школьника, с одной стороны, и служит критерием, средством учета и мониторинга процесса формирования ценностных ориентаций, с другой стороны, в соответствии с такими внешними условиями как социум и культура.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в ценностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. В.С. Библер так разъясняет отличие этих двух феноменов: при объяснении – только одно сознание, один субъект, форма речи – монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, и, соответственно, диалог. Объяснение всегда является взглядом «сверху вниз», назиданием. Понимание же – прежде всего общение, сотрудничество, равенство. Выбор той или иной педагогической технологии зависит от позиции педагога-организатора и ученика.

Истоки развития ценностно-ориентированных педагогических технологий содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения – почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог» [].

Важно так строить работу с детьми, чтобы моральные знания и представления, получаемые школьниками во взаимодействии с педагогом, углублялись потом на уроках. Эти знания должны быть связаны с повседневной жизнедеятельностью детей. Все то, что эмоционально воспринято, что нашло отклик в душе ребенка, становится побудительной основой его поведения. «Знания, чувства, поведение – вот та триада, через которую педагог ведет свое воспитательное влияние на ребенка [].

Основой формирования общечеловеческих ценностных качеств личности является ее деятельность и общение. Именно педагогически организованные деятельность и общение создают те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление основных ценностных качеств личности младшего школьника. Эта сфера деятельности ученика реализуется посредством контактов с людьми, через общение с ними. Специфика общения состоит в том, что в нем активность личности направлена на познание людей и взаимодействие с ними. В общении младшие школьники имеют возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения и взаимодействия с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, оценить поступки и действия взрослых и сверстников и получить оценку своих поступков. Являясь субъектом общения, ребенок удовлетворяет свои важнейшие социальные потребности в эмоциональном контакте, в познании и во многом другом. Удовлетворяя свои потребности в процессе взаимодействия младшего школьника с окружающими его сверстниками, родителями, учителями, он реализует свою активность, становится не только объектом, но и субъектом воспитания. «Коммуникативная деятельность опирается на социальные мотивы и цели, а ее содержанием является решение поведенческих задач» [10,4].

Успех обучения коммуникации зависит от того, насколько мотивированы, целесообразны, и реализуемы задачи, поставленные перед учащимися. Общие тенденции развития методов воспитания в настоящее время тяготеют к игровым формам как наиболее эффективным и гуманным. Феномен игры привлекал внимание философов, этнографов, биологов, психологов и педагогов, а проблема ее использования в учебном процессе является одной из «вечных» в теории и практике обучения и воспитания [35]. Значительный вклад в разработку теории и практики игрового обучения и воспитания внесли К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Учебный эффект игры заключается в том, что у учащихся формируются достаточно высокие умения и навыки проявления инициативы в действиях, логичности, последовательности, точности, ясности и выразительности умственных и речевых операций. В процессе игры у школьников вырабатывается своя точка зрения и умение включаться в разные виды деятельности. Кроме того, школьники лучше осознают себя, свои социальные функции, множество образов собственного «Я» и положение вещей в окружающей действительности. Игра дает возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Значение приобретенного понимания себя, уточнения образа «Я» трудно переоценить: по важности оно может сравниться с достижением главной практической цели овладения иностранным языком и еще более ценно в воспитательном и развивающем аспектах. Обращение методистов к игре объясняется и тем, что в игровой ситуации благодаря моменту условности относительно легко воспроизвести или имитировать основные факторы, определяющие коммуникацию (мотивы и цели участников, их роли, обстоятельства общения, тактика достижения целей) [10].

Игра позволяет варьировать эти факторы непринужденно и естественно, а сверх того создает в коллективе атмосферу свободного общения.

В педагогической науке и практике ведутся поиски и разработка различных воспитательных программ и технологий, которые призваны решать проблемы развития личности ребенка, обогащения его души духовными и материальными ценностями, созданными за всю историю человечества.

Исследуются методы, способы и пути передачи социального опыта, богатства традиций, ценностей и культуры подрастающему поколению.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

  • 1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
  • 2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.
  • 3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.
  • 4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
  • 5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.
  • 6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

В начальной школе этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: