Закаливание грудничков и новорожденных – мнения, методики и практические советы

Закаливаемся правильно или 4 самые эффективные методики закаливания детей всех возрастов

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок рос сильным и крепким, не простуживался от малейшего сквозняка и прекрасно себя чувствовал. Всё же многие родители не довольны состоянием здоровья малыша. Кроха часто болеет, хотя одет в ультрасовременный теплый комбинезон, а в квартире постоянно работает обогреватель и положен теплый пол.

Именно в такой ситуации родители вспоминают о закаливании и начинают обливать малыша холодной водой. Но метод не приносит ожидаемого эффекта и разочаровывает отчаявшихся мам и пап. Врачи же утверждают, что закаливание детского организма – неотъемлемая часть здоровья ребенка, но проводить его нужно правильно.

Много мифов ходит о методах и способах закаливания детей. Родителям стоит разобраться в особенностях детского организма и подобрать подходящие малышу процедуры. Не нужно забывать о правилах закаливания, без соблюдения которых все усилия будут напрасны, а состояние здоровья крохи может даже ухудшиться.

Что такое закаливание

Закаливание – повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды путем целенаправленного дозированного воздействия этих условий.

При упоминании слова «закаливание» в памяти сразу всплывает обливание холодной водой, но водные процедуры – не единственный метод укрепления иммунитета ребенка.

С чего начать закаливание ребенка

Начинать закаливание нужно с изменения образа жизни всей семьи. Ведь усиление защитных функций иммунной системы не произойдет при обливании холодной водой. Чтобы эффективно укрепить здоровье ребенка, закаливающие процедуры должны включать в себя и другие простые мероприятия.

Для этого достаточно приблизить образ жизни малыша к природному, естественному.

  • Регулярные прогулки

Ребенок должен ежедневно бывать на улице, активно играть на свежем воздухе. Это значительно укрепляет иммунитет малыша. Выбирая между прогулкой и просмотром телепередач, родители должны отдать предпочтение совместному времяпровождению на улице.

  • Не кутать!

Обратите внимание, сколько слоев одежды на вашем ребенке. Доктор Комаровский утверждает, что при температуре более 23 градусов достаточно одного тонкого слоя одежды, платья или футболки без рукавов.

Ребенок постоянно пребывает в движении и замерзает он намного реже, чем родители. Одетые тепло, в несколько слоев, малыши быстро потеют, что и вызывает развитие заболеваний.

Врачи рекомендуют постепенно приучать малыша к легкой одежде и разрешать бегать по дому босиком. Это стимулирует рефлекторные зоны, которые находятся на стопе и прекрасно укрепляет иммунитет ребенка.

  • Погода в доме

Одной из причин частых простудных заболеваний считается слишком сухой воздух в помещении. Пересушенные слизистые оболочки теряют свои защитные свойства и перестают противостоять вирусам и бактериям. Особенно это касается помещений с дополнительными обогревателями и теплым полом.

В домах, где постоянно работает теплый пол, влажность воздуха снижается до 20 %, при нормальных показателях в 40-60%.

Температуру в комнате должна составлять 20-22 градуса. Соблюдение достаточной влажности и температурных условий в доме оградит малыша от многих проблем.

  • Режим дня

Правильное соотношение нагрузок, прогулок на свежем воздухе и отдыха формирует основу здоровья крохи. Важно предупредить перегрузку малыша избытком секций и повышенную психоэмоциональную нагрузку.

  • Правильное питание

Здоровое питание заключается в достаточном поступлении с пищей питательных веществ, которые участвуют в формировании защиты организма от инфекций. Нежелательно употребление тяжелой пищи, переедание и кормление ребенка через силу. Нужно соблюдать режим кормлений, питаться простой и здоровой пищей.

  • Закаливающие процедуры

Рациональное применение закаливающих процедур положительно воздействует на организм малыша, улучшается кровообращение, обмен веществ, работа нервной системы. Ребенок постепенно адаптируется к воздействию факторов закаливания, повышается способность сопротивляться инфекциям.

Закаливающие процедуры разделяют в зависимости от фактора окружающей среды, который воздействует на организм. Самыми распространенными и эффективными системами закаливания детей являются водные и воздушные процедуры, закаливание солнцем.

Правила закаливания

  • Закаливаться весело

Ни при каких обстоятельствах закаливание не должны приносить малышу неприятные ощущения. Ребенок не должен плакать, кричать, воспринимать закаливание как испытание. Если малышу не нравится выбранный вами метод, подберите другой вариант, который принесет ребенку пользу и положительные эмоции.

  • Закаливаемся постепенно

Не нужно торопиться закаливать малыша, дайте организму крохи адаптироваться постепенно. Понемногу увеличивайте время процедуры, постепенно снижайте температуру.

  • Проводим процедуры систематически

Закаливающие процедуры будут иметь отличный результат, если проводить их регулярно. Лучше всего подобрать подходящий момент, когда малыш сыт и находится в хорошем расположении духа. Проводить процедуры следует в одно и то же время ежедневно.

  • Комбинируем факторы закаливания

Необходимо периодически менять и комбинировать закаливающие факторы. Самые полезные и доступные из них – солнце, воздух и вода. Очень действенно сочетание закаливающих процедур и гимнастики.

  • Предупреждаем переохлаждение и перегрев ребенка

Следите за состоянием и настроением малыша во время закаливания. Слишком интенсивные мероприятия могут негативно отразиться на состоянии здоровья ребенка.

  • Не закаливаться во время болезни

Перед началом закаливания стоит проконсультироваться с врачом. Если у закалявшегося ребенка нарушено самочувствие, повышена температура или проведена вакцинация, закаливание стоит пропустить.

  • Закаливаться вместе

Если традиций здорового образа жизни и закаливания придерживается вся семья, ребенок быстро адаптируется и поддерживает родителей.

  • Начинать в любом возрасте

Хотя эффективность закаливание выше при правильной организации быта малыша еще с пеленок, начинать закаливаться можно в любом возрасте.

Виды закаливающих процедур

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом – один из самых легких и безопасных методов укрепления здоровья крохи. Именно с него стоит начинать закаливание новорожденных и малышей до года.

Проветривание

С первых дней жизни малыша нужно создавать правильные условия окружающей среды. Для новорожденных комфортной температурой воздуха в помещении считается 22 градуса. Проветривать комнату в зимнее время нужно не менее 4-5 раз в день, причем температура воздуха после проветривания должна снизиться на 1 градус.

Новорожденного малыша при проведении процедуры стоит вынести в другую комнату. Ребят постарше можно постепенно приучать к открытому на короткое время окну. В теплое время года доступ кислорода должен быть постоянным, можно оставлять открытым окно даже в присутствии малыша. Но если проветривание квартиры сквозное, ребенка стоит отвести в другую комнату.

Прогулки

Первые прогулки с ребенком можно совершать уже через несколько дней после выписки из роддома при условии удовлетворительного состояния малыша. Продолжительность прогулки зависит от времени года и температурных условий региона. В среднем первый выход на улицу должен длиться около 20 минут, а продолжительность прогулки постепенно увеличиваться до 1-2 часов.

Читайте также:
Особенности развития ребенка в 11 месяцев – что умеет малыш в этом возрасте?

Стоит отказаться от прогулки с грудничком, если температура за окном опустилась ниже 15 градусов или поднялась выше 30 градусов. Это предупредит возможное переохлаждение и перегрев ребенка.

Воздушные ванны

Самый простой способ закаливания малышей первого месяца жизни – воздушные ванны во время пеленания. Это не займет много времени, ребенка оставляют раздетым на пеленальном столике на несколько минут.

Когда малышу исполнится полгода, продолжительность процедуры увеличивается до 15 минут, а к достижению годовалого возраста – до 30 минут. Хорошие результаты приносят воздушные ванны в летнее время на улице. Для этого нужно поместить коляску с малышом в тени деревьев.

Закаливание детей водой

Способы закаливания детей водой разнообразны, можно подобрать подходящие процедуры для любого возраста.

Закаливание в ванной

Даже новорожденных здоровых детей после консультации педиатра можно начинать закаливать водичкой. Для этого привычную ванну температурой 37 градусов стоит закончить прохладным обливанием заранее подготовленной водой из кувшина. Важно, чтобы вода из кувшина была на 1-2 градуса прохладнее, чем в ванной.

Затем температуру воды в кувшине нужно постепенно понижать на 1 градус каждые 3-5 дней. Но не следует обливать кроху холодной водой ниже 20-26 градусов.

Можно закаливать кроху, не доставая из ванночки. Для этого пересадите малыша в сторону и откройте кран с холодной водой. Когда температура воды в одной части ванны станет на градус ниже, чем во второй, перемещайте младенца из стороны в сторону. Таким образом, купание в прохладной воде чередуется с окунанием в теплую воду. После процедуры обсушите и согрейте малыша.

Обтирание

После достижения ребенком двухмесячного возраста можно вводить следующий метод закаливания – влажное обтирание. Проводят обтирание после пробуждения малыша, учитывая, что после еды должно пройти 60-90 минут. Температура в помещении должна держаться в пределах 20-22 градусов. В летнее время обтирание хорошо проводить на улице.

Проводится закаливающая процедура с помощью махровой рукавицы или полотенца, смоченного прохладной водой 33-35 градусов. Если ребенок с удовольствием принимает процедуру, можно сделать воду холоднее на 1 градус.

Сама процедура заключается в обтирании массажными движениями кожи ребенка. Лучше соблюдать такую последовательность: сначала обтирают ручки и ножки крохи, затем принимаются за живот, грудь и спинку малыша. Заканчивать процедуру лучше обтиранием кожи ребенка сухим полотенцем.

Для полутора годовалых детей идеальной температурой для обтирания считается 28-30 градусов. В возрасте старше 2 лет допустимо охладить воду до 24-26 градусов. Для подросшего малыша возрастом старше 4 лет при регулярном закаливании подойдет вода, охлажденная до 22-23 градусов. Закаливание старших детей, подростков проводят водой ниже 20 градусов.

Обливание

После адаптации ребенка к влажному обтиранию можно начинать закаливание обливанием прохладной водой. Процедуру проводят как во время купания в ванной и приема гигиенических процедур, так и отдельно.

Обливание ручек и ножек малыша

Если ребенок раньше не получал закаливающие процедуры, обливать нужно через 2-3 недели после адаптации малыша к обтиранию. Сперва начните обливать руки и ноги малыша водой 30-32 градусов. После процедуры разотрите кожу крохи до легкой красноты. Температура воды снижается на градус каждую неделю до достижения 20 градусов.

Важно. При проведении обливания водой ребенок должен быть согрет. Если руки и ноги малыша охлаждены, закаливание прохладной водой не имеет смысла, организм не воспринимает изменение фактора окружающей среды.

Контрастное обливание

Можно применять контрастное обливание голеней и ступней крохи. Для этого ножки ребенка поочередно поливают теплой и холодной водой. Обратите внимание, температура теплой воды должна составлять 30-32 градуса, а температура холодной воды должна колебаться в пределах 24-25 градусов и постепенно снижаться.

Одна из разновидностей контрастных процедур – использование тазиков для ног с теплой и холодной водой. Погружение ног в воду осуществляют 3-6 раз.

Обливание ребенка целиком

После адаптации малыша к частичному обливанию можно приступать к обливанию крохи целиком. Для этого используется емкость с водой или душ. Если ребенок хорошо и давно закаливается, то возможно применение контрастного душа.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи сильно влияют на активность иммунной системы крохи. В небольших дозировках ультрафиолет стимулирует защитные свойства организма ребенка. Но повышенная инсоляция, особенно у детей до 3 лет, может быть опасна.

Закаливать солнцем грудничков можно только в тени деревьев. В таком случае солнечные лучи рассеваются и не оказывают вредного воздействия на кожу ребенка. Позаботьтесь, чтобы во время закаливания ребенок мог двигаться, играть с игрушками, и не забывайте одевать на голову малыша панамку.

При температуре воздуха 25-26 градусов и отсутствии ветра можно оставить кроху в трусиках и футболке из тонкой ткани. Через полчаса пребывания на улице при хорошем самочувствии ребенка оголяют на несколько минут. С каждым днем время пребывания крохи без одежды увеличивают на минуту до достижения 10 минут.

Начиная с 3 лет, можно постепенно выводить малыша на солнце. Для закаливания солнечными ваннами лучше подойдет время до полудня и после 16 часов вечера. Важно, чтобы в это время ребенок играл в спокойные игры и не перетруждался. Длительность первой процедуры закаливания солнцем не должна превышать 5 минут. Максимальная продолжительность солнечной ванны в детском возрасте не должна превышать 50 минут.

Купание в водоемах

Очень действенный способ закаливания – купание в водоемах под открытым небом. В этом случае совмещаются все факторы закаливания – солнце, воздух и вода. Этот способ закаливания подойдет детям старше 3 лет.

Для начала процедур предпочтение стоит отдавать утреннему и вечернему периоду. Температура воздуха должна быть не менее 25 градусов, а воды – не менее 23. Обязательно позаботьтесь о наличии пляжного зонтика, тени, где малыш может передохнуть. Начинать закаливание нужно с 15 минут пребывания в воде.

Закаливание и возраст ребенка

Каждую маму интересует вопрос, что нужно делать, чтобы кроха рос здоровым и активным, не навредит ли метод раннего закаливания малышу. На самом деле многие опасения родителей беспочвенны, грамотное закаливание укрепит иммунитет и поможет избежать частых заболеваний.

Для детей до года идеально подходит закаливание воздухом, которое можно проводить при переодевании ребенка. Затем включайте в ежедневное принятие ванн обливание прохладной водой или применяйте влажные обтирания. Не нужно забывать про прогулки, следует правильно подбирать одежду крохе.

Читайте также:
Бесполезные вещи для новорожденных: что не стоит покупать для малыша?

Для детей старше 3 лет, кроме вышеупомянутого, можно использовать контрастные процедуры и начинать применять закаливание солнцем. Хорошие результаты в этом возрасте дает комбинация и смена методов закаливания. Закаливание детей и подростков может включать полный набор укрепляющих иммунитет мероприятий.

Закаливание грудничков и новорожденных – мнения, методики и практические советы

Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания – природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.

Основные эффекты закаливающих процедур:

– укрепление нервной системы;

– развитие мышц и костей;

– улучшение работы внутренних органов;

– активизация обмена веществ;

– невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей.

Основные принципы закаливания:

проводить закаливающие процедуры систематически;

увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;

учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

начинать закаливание в любом возрасте; лучше в весеннее время;

никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;

избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;

правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;

закаливаться всей семьей;

закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;

в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Закаливающие воздушные процедуры:

Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребенка в комнате. Методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. Наиболее удобными и физиологически обоснованными являются традиционные методы закаливания воздухом. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более, чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное оздоровительное значение. Солнечные ванны также являются хорошей закаливающей процедурой. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина Д и повышают обменные процессы. Они оказывают бактерицидное действие, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям. Прогулки на свежем воздухе должны проходить ежедневно и составлять не менее 2-хчасов.

Воздушные ванны: при первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве, малыша следует немедленно одеть!

Закаливание водой может проводиться, как местные или общие процедуры.

К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка

Существуют специальные правила закаливания:

1. необходим психологический настрой;

2. важна систематичность занятий;

3. нужно учитывать сезон, не стоит начинать закаливание весной и осенью т.к. возможны простудные заболевания и обострение хронических;

4. закаливание должно быть комплексным: активным и пассивным, общим и местным;

6. учитывать индивидуальные особенности ребенка и климатические факторы;

7. закаливание должно приносить радость

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Ведущим должен быть принцип использования контрастных воздействий т.к. он обеспечивает оптимальную тренировку термрегуляционных механизмов.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

контрастные ножные ванны;

сауна; русская баня

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают тазом с горячей водой, если ребенок здоров – прохладной. Чтобы ребенку было не скучно, следует проводить контрастные процедуры в виде игры.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” – 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз. Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. После этого вытереть ноги махровым полотенцем, одеть обувь. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей! Первое условие закаливания – выбор правильной не перегревающей одежды. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений. Некоторые родители бросаются в другую крайность – одевают детей только в трусики – такой режим не способствует закаливанию. Хорошее закаливающее воздействие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Начинать нужно с малых и непродолжительных воздействий. Если ребенок не готов к холодным процедурам, есть альтернатива – горячие обтирания. В этом случае горячая вода тонким слоем ложится на тело и тут же испаряется, а испаряясь уносит тепло. Чем выше температура воздуха и воды, чем суше помещение, тем интенсивнее испарение. Сначала рекомендуется горячей губкой обтереть руки и ноги, затем переходить к обтиранию всего тела. Холод подводится к коже легко, человеку приятно, в отличие от контактного закаливания холодной водой. К нетрадиционным методам относятся: зимнее плавание – «моржевание», хождение босиком по снегу, обливание и купание в ледяной воде. Из-за недостаточно сформированной системы терморегуляции и адаптации, незавершенности развития иммунной системы – это достаточно спорный метод. Существуют и противопоказания к закаливанию.

Читайте также:
Гипертонус у детей до года – методы лечения повышенного тонуса у малышей

ЗАКАЛИВАНИЕ

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья — нуль!

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды —

И ты практически здоров!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Наши задачи совершенно иные.

Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.

Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям.

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой — совершенно непонятна.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий — например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, — становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Читайте также:
Pampers Premium Care - первые прикосновения маминой любви

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.

Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура — два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, три почетные грамоты, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она пять раз болела ОРЗ и один раз — бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 °С, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано: в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — каких-то десять минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.

Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15—20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.

Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания: сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра — минуту, послезавтра — две минуты, в идеале — через три месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном две-три минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.

Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.

Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.

В подавляющем большинстве случаев «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей.

Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.

Читайте также:
Ребенку 1 неделя – все об особенностях развития новорожденного

Так что, не закаливать? Закаливать, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.

Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать: «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания +15 °С.

Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка сама по себе требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».

Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать, мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.

Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.

Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5—10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5—10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.

Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий: собственная двигательная активность + вода и свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

1) систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

2) постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3) учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — «благополучно» заболеет, как и остальные, «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Еще раз подчеркиваю главное.

Ребенок не нуждается в закаливании.

ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Закаливание грудных детей

«Опять простыл!» – от родителей грудничков эту фразу можно услышать до 5–9 раз за год. Иммунитет крохи еще не сформирован, поэтому малышам приходится страдать из-за каждого близкого «знакомства» с вредоносными микроорганизмами различными заболеваниями. Выход есть: грамотное закаливание детей грудного возраста поможет выработать стойкость детской иммунной системы к внешним факторам, провоцирующим болезни.

Родителям, решившим заняться закаливанием своего малыша, предварительно нужно проконсультироваться с опытным детским врачом. Педиатр подскажет, какие, как и когда проводить процедуры с учетом состояния здоровья ребенка.

Читайте также:
Почему ребенок не переворачивается в 6 месяцев: основные причины

Традиционное комплексное закаливание, подразумевающее контрастный душ, обливание и воздушные ванны, рекомендуют начинать у детей в возрасте от 1 года. Закаливание грудных детей имеет некоторые особенности, о которых будет сказано ниже.

ЗАКАЛИВАНИЕ – ЧТО ОНО ДАЕТ?

Как показывает практика, многие родители и любящие бабушки с самого раннего возраста чрезмерно опекают малыша. Но, несмотря на кажущуюся хрупкость и незащищенность, здоровые новорожденные дети имеют хорошо развитые механизмы адаптации.

У мам и пап, которые чуть ли не с самого рождения проводят правильное закаливание грудных детей, малыши крепкие, пышущие здоровьем – они редко простужаются и удивительно стойко переносят перепады температур.

Те же дети, которых постоянно кутают и растят в тепличных условиях, постоянно болеют. Почему? Потому что у таких малышей врожденные механизмы адаптации за «ненадобностью» отключаются. Внутренние процессы жизнедеятельности замедляются, организм медленно приспосабливается к изменениям внешних условий. Результат – частые переохлаждения и ОРЗ.

  • Под закаливанием подразумевают регулярное дозированное изменение внешних условий. Чередование теплого и холодного воздуха (воды) тренирует организм – сосуды учатся быстро расширяться и сужаться в зависимости от внешней температуры, тем самым защищая организм от перегрева и переохлаждения.

Почему так полезно закаливание детей грудного возраста? У малышей, которых с раннего возраста закаливают, улучшаются:

  • природные механизмы адаптации и сопротивляемость болезням;
  • обмен веществ и кровообращение;
  • сон и аппетит;
  • настроение.

ЗАКАЛИВАНИЕ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ – С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Если вы планируете заниматься закаливанием малыша, настройтесь на постоянную работу над собой – нельзя делать это время от времени или «по настроению». Существует несколько важнейших правил закаливания, справедливых и для детей любого возраста, и для взрослых:

  • закаливание должно быть регулярным и систематическим, без «прогулов»;
  • процедуры должны проводиться по принципу постепенности – нельзя сразу сильно снижать температуру на длительное время, резкие перепады могут спровоцировать эмоциональный стресс и/или простудное заболевание;
  • при закаливании важно учитывать индивидуальные особенности малыша.

ПРОСТЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Выбрать момент для начала занятий следует вместе с педиатром. Обычно целенаправленное воздушное закаливание рекомендуют начинать с двух месяцев, обтирание водой – с 3–4 месяцев.

Для малышей грудного возраста существуют несложные приемы щадящего закаливания. Под ними подразумеваются:

Воздушное закаливание

Водное закаливание

Не забывайте о солнечных процедурах, старайтесь ежедневно гулять с малышом на улице – также является одним из методов закаливания, как и сон на свежем воздухе.

С 12–18 месяцев можно начинать использовать контрастный душ (обязательно постепенное увеличение контраста температуры).

КОГДА ОТ ЗАКАЛИВАНИЯ ПРИДЕТСЯ ОТКАЗАТЬСЯ?

Для процедур закаливания имеются противопоказания. Среди них болезни сердечно-сосудистой и кроветворной систем, заболевания кишечно-желудочного тракта, а также проблемы нервной системы.

ЧТО ЕЩЕ НУЖНО ЗНАТЬ ПРО ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА?

К сожалению, бывают случаи, когда дети рождаются с различными патологиями, роды происходят раньше срока и с осложнениями – закаливание таких малышей приходится отложить до времени, когда малютка окрепнет.

Вместо процедур закаливания или вместе с ними, в период, когда иммунная система подвергается наибольшим испытаниям (во время эпидемий), врач может порекомендовать дополнительный способ профилактики. Это поддержка иммунитета специальными препаратами – иммуномодуляторами. К таковым относится Анаферон детский – лекарственное средство, оказывающее бережное воздействие на работу иммунной системы ребенка. Препарат можно принимать детям с 1-ого месяца жизни.

Консультация «Закаливание ребенка — польза или вред»

Дадаев Сергей
Консультация «Закаливание ребенка — польза или вред»

Под термином «закаливание» принято понимать систему конкретной тренировки в организме процессов терморегуляторного характера, состоящую из процедур, повышающих иммунитет и общую выносливость организма.

Безусловно, у закаливания есть и противники (куда без них, и сторонники. Но в целом, при соблюдении правил, закаливание приносит исключительно пользу, и доводы противников, как правило, основаны на результатах неграмотно проведенных процедур.

Польза закаливания в усилении иммунитета. У закаленного организма более низкая чувствительность к любым температурным перепадам, а значит — более высокое сопротивление сезонным заболеваниям. Результат процедур более быстрый и длительный, в сравнении с иммуностимуляторами, а кроме того — безопасный

В каком возрасте начинать закаливать детей дома? Этот вопрос волнует каждую маму, для которой здоровый образ жизни ее чада стоит на первом месте.

Понятно, что закаливать малыша лучше начинать с раннего возраста, но организм крохи еще слишком слаб, чтобы обрушивать на него новые испытания.

Естественно, начинать процедуры следует только после консультации у педиатра, осмотра малыша и с учетом его состояния здоровья.

Чтобы закаливание принесло чаду исключительно пользу, мама должна помнить следующие правила проведения данных процедур (независимо от их формы и вида):

1!Консультация педиатра. Он решит – нет ли у ребенка противопоказаний к процедурам, не усугубят ли они его состояние здоровья при наличии каких-либо проблем, расскажет – чего делать категорически нельзя, и поможет выбрать лучший способ закаливания.

Если доктор не против, и со здоровьем проблем нет, и настроение у ребенка располагает к процедурам, выбираем метод закаливания.

2!Время проведения процедуры. Важно понимать, что эффект закаливания напрямую зависит от того, на постоянной ли основе вы проводите процедуры. 1-2 закаливания в 2 недели и в разное время лишь подорвут здоровье малыша. Процедура должна проходить в одно и то же время и в регулярном режиме – то есть, постоянно. Только тогда от нее будет толк.

3!Интенсивность нагрузки. Прежде всего, она должна возрастать постепенно. Интенсивность нагрузки должна быть не слишком сильной, но и не слишком слабой, и увеличивать ее следует постепенно – от процедуры к процедуре.

4!Настроение и состояние ребенка. Не рекомендовано проведение подобных процедур, если малыш в плохом настроении. Закаливание должно приносить только положительные эмоции, иначе оно не идет впрок. Именно поэтому рекомендуется проводить процедуры в игровой форме с абсолютным вовлечением в них всех членов семьи. И категорически запрещены процедуры, если малыш болен.

Не начинайте процесс закаливания чада с обливания холодной водой. Это стресс даже для взрослого организма, а уж для малыша – тем более. Начинайте с воздушных ванн, частого проветривания, сна в комнате при открытом окне и проч.

Закаливание должно проходить в сочетании с другими мероприятиями: правильное питание, физическая нагрузка и прогулки, четкий режим дня.

Чего делать нельзя:

Читайте также:
Как научить ребенка держать голову?

!Сразу начинать с экстремальных процедур.

!Проводить процедуры в помещении, где гуляет сквозняк.

!Увлекаться процедурой. Максимальный период для нее – 10-20 минут.

!Закаливать ребенка, когда он болен. Возвращаться к процедурам можно не ранее, чем через 10-14 дней после ОРЗ и через 4-5 недель после пневмонии.

!Заставлять чадо закаляться, проводить процедуры силой.

При выборе метода закаливания важно понимать, что огромное значение имеет возраст ребенка.

Обтирания и умывание прохладной водой остается в силе для любого возраста.

Бегаем босиком! При отсутствии сквозняков вполне допустимо бегать по полу босиком. Конечно, если у вас не бетонные полы или ледяная скользкая плитка. Специалисты рекомендуют также «коврик» из морской гальки, по которому можно ходить прямо в комнате.

Контрастный душ. В данном случае мама меняет температуру воды с теплой на прохладную и обратно. Температуру, опять же, как и во всех случаях, понижают постепенно!

Обливание. Если ваш кроха приучен к обливанию из кувшинчика с раннего возраста, то можно переходить и к более прохладным обливаниям. Главное, чтобы вода не стала шоком, как для крохи, так и для его организма. Важно после обливания растереть тело полотенцем до легкого покраснения. Не менее эффективным закреплением эффекта будет и массаж.

Закаливание горла. Чтобы чадо не заболевало после каждого мороженого или стакана лимонада в жару, закаляйте гортань. Начать можно с ежедневного полоскания горла с постепенным понижением температуры воды с 25-ти до 8-ми градусов. Далее можно приступить к сладким тренировкам по схеме «трижды в день»: держим во рту кусочек мороженого, считаем до 10-ти и только потом глотаем. .

И еще несколько важных правил закаливания:

Не укутываем ребенка сверх нормы! Не нужно слишком кутать детей на прогулке и тем более дома. Особенно, если малыш активен.

«Окуная» чадо в солнечные ванны, помните про вредное воздействие УФ-лучей. Загорать на солнышке можно начинать только после 3-х лет, и то — дозировано (для юга страны – с 8-ми до 10-ти утра, а для средней полосы – 9-12 утра). Обычно закаливание сочетают с физической активностью.

И не забывайте про настроение ребенка! Откладываем процедуры, если малыш капризничает. И не навязываем их, если ребенок протестует.

Ищите способ привить хорошую привычку через игру — и будьте для чада хорошим примером.

Детский проект «Мультфильмы! Польза или вред?» Вид проекта: исследовательский, краткосрочный Участники: дети старшей группы Козырева Е. Г. -воспитатель Актуальность: мультфильмы занимают.

Классный час в 8 классе «Интернет: вред и польза?» Аннотация В современном мире Интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд.

Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза» Конспект занятия в старшей группе «Гаджеты – польза или вред?» Цель: формирование знаний детей о пользе или вреде использования гаджетов.

Массажи и закаливание детей до года

Техника общеукрепляющего детского массажа до года

Прежде чем начать выполнять массаж для новорожденных, нужно ознакомиться с основной техникой выполнения приемов. Следите за тем, чтобы первые сеансы проходили не более 5 минут. Со временем можно увеличивать время, дойдя до 15 минут. Но все же, каждый малыш индивидуален, и если он начал капризничать, стоит отказаться от сеанса.

Все выполняемые упражнения должны быть плавными, нежными и мягкими. Никаких резких движений. Выполняются четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Поглаживание. Данную технику можно применять буквально с первых дней жизни крохи. Теплые и нежные прикосновения действуют благотворно на центральную нервную систему. В первые три месяца применяют исключительно поглаживание. В дальнейшем, этим видом приема можно заканчивать последующие приемы и применять его между разминанием и вибрацией. Нежное поглаживание служит неким подготовительным процессом к дальнейшим манипуляциям.

Растирание. Данный прием рекомендуют применять, когда малышу исполнится 3 месяца. Растирание выполняется более интенсивными, но аккуратными движениями. Прием выполняется именно растирающими движениями, а не растягивающими. Растирание выполняется посредством большого пальца, либо основанием ладони.

Разминание. Прием разминание выполняется энергичными, но мягкими движениями. Помните, что кожа малыша очень чувствительная и нежна. Посредством этого приема происходит воздействие на мышцы ребенка. Первые сеансы будут неприятны малышу. Можно отвлечь ребенка яркой игрушкой, разговаривайте с ним. В последствии он привыкнет к сеансам массажа. Начинать стоит с нескольких минут, постепенно увеличивая время. Прием выполняется с помощью подушечек пальцев, нежно пощипывая кожу.

Вибрация. Прием вибрация выполняется с помощью подушечек пальцев и ребра ладони. Выполняются мягкие постукивания и поколачивания. Сильные надавливания запрещены. Как правило, прием вибрация применяют при массаже спины и груди.

Массаж ребенку 1-3 месяцев

Массаж ребенку 1 месяц практически не отличается от массажа для 2 месячного ребенка. Массаж для 3 месячного ребенка направлен на то, чтобы максимально адаптировать ребенка к окружающему миру. В этом возрасте применяется прием поглаживание.

1. Начинать стоит с рук. Сначала кладем ребенка на спину и начинаем выполнять поглаживающие движения. Движения выполняются строго от кисти к локтю, от локтя к плечу.

2. Переходим к ногам. Ребенок все так же лежит на спине. Массаж выполняется на всей поверхности бедра, за исключением области колена и передней части голени. Массаж стоп выполняется большим пальцем, круговыми движениями.

3. Массаж груди выполняется от середины к сторонам, постепенно спускаясь к животу. Здесь выполняются круговые движения по часовой стрелке. Они так же полезны и эффективны при болях в животе.

4. После можно переходить к массажу спины. Для этого выполняйте поглаживания снизу вверх, поочередно меняя ладонь и тыльную сторону руки. Пять повторов для каждого приема будет достаточно.

Массаж ребенку 4 месяцев

Как правило, в этом возрасте малыш должен хорошо держать головку, лежа на животе. в виде растираний будет отличной подготовительной основой для мышц. Помните, начинать и заканчивать каждую процедуру стоит с приема поглаживание.

1. Также начинаем с рук. Для этого нужно большим и средним пальцами обхватить запястье ребенка и двигаться по направлению к локтю, а от локтя к плечу. Движения должны быть плавными и скручивающими. Сначала промассируйте данным образом одну руку, затем другую и переходите к массажу ног аналогичным образом.

2. Массаж стоп выполняется круговыми движениями посредством большого пальца от пяточки к пальцам. Можно добавить к основному приему легкие постукивания.

Читайте также:
Неонатальный скрининг новорожденных: как проводится и что показывает?

3. Массаж груди выполняется очень аккуратно и энергично. Двигаться нужно от середины груди к краю. Ни в коем случае не нужно давить. «Рисуйте» круги по часовой стрелке.

4. Растирание спины и ягодиц выполняется посредством подушечек согнутых пальцев. Руки поочередно должны двигаться, смещая кожу вверх вниз.

Массаж ребенку 5-6 месяцев

Как правило, в этом возрасте малыши переворачиваются на животик. Поэтому, мышцы живота и спины должны быть подготовлены хорошо. К основным приемам добавляется прием разминание. Значит, все упражнения выполняются по плану, только после растирания добавляется разминание.

Приемы массажа для 4 месячного ребенка аналогичны для 6 месячного.

1. Массаж ног выполняется при помощи разминания. Не забывайте, все упражнения мягкие, аккуратные и нежные.

2. Массаж живота дополняется новым приемов – пощипывание вокруг пупка. С помощью этого приема можно хорошо укрепить мышцы живота. Ребенок получит от этого огромное удовольствие.

3. Массаж спины и ягодиц так же добавляется новым приемом – пиление. Пиление выполняется с помощью ребра ладони, двигаясь вверх-вниз. Завершите массаж легким поглаж иванием.

Массаж ребенку 6-12 месяцев

Массаж ребенку 6 месяцев выполняется с помощью идентичных приемов, что и массаж 4 месячного ребенка. С возрастом можно увеличивать время проведения массажа. Начинать выполнять массаж лучше с самого рождения малыша, предварительно проконсультировавшись со своим лечащим врачом. можно начинать в этом возрасте и детский точечный массаж.

Закаливание

Закаливание детей до года – это очень важный момент, который никак нельзя упускать из виду. Организм новорожденного малыша очень нуждается в поддержке.

Закаливание воздухом

Температура в помещении, где постоянно находится новорожденный, должна быть не выше 22-24 градусов. И для закаливания можно постепенно понижать температуру на 1-2 градуса. В теплое время года форточку или дверь на балкон можно вообще не закрывать, в осенью и зимой – обязательно проветривать помещение несколько раз в день.

При переодевании ребенка ежедневно следует принимать воздушные ванны. Продолжительность первых воздушных ванн обычно составляет 2-3 минуты. Далее их можно увеличивать, постепенно доводя до 10 минут 2 раза в день (в первом полугодии жизни ребенка) и 15 минут 2-3 раза в день – во втором полугодии.

Закаливание воздухом происходит и на прогулках. Первые прогулки не стоит затягивать надолго, 15 минут для начала будет вполне достаточно. Постепенно время пребывания на улице увеличивается до 1-2 часов. Летом гулять можно еще дольше.

Солнечные лучи: как закалять грудничка солнцем?

Стоит напомнить, что именно на солнце в нашем организме начинает вырабатываться столь необходимый для здоровья витамин Д. Поэтому ребенку обязательно нужно бывать на солнце. Но в этом вопросе есть несколько нюансов, о которых следует знать. Во-первых, находиться под прямыми солнечными лучами ребенку крайне вредно. Гораздо лучше для малыша побыть на прогулке в тени деревьев. Если ребенку нравятся эти процедуры, то солнечные ванны принимают 2 раза в день – до 11 и после 16 часов. Оптимальная температура все та же – 22 градуса.

Закаливание детей до года водой

Самые первые процедуры — это обычное подмывание теплой водой и умывание всех открытых частей тела. Температура воды при этом не ниже 28 градусов. Далее, можно приступить к обтиранию всего тела, в сочетании с массажем – легкими круговыми движениями по детскому телу — это дает прекрасный укрепляющий эффект. Вода для обтирания для начала должна быть примерно 34 градуса, постепенно её можно снижать до 23 (снижать температуру следует на полградуса в день). К обливанию же стоит переходить уже после того, как обтирания становятся привычными для новорожденного, и он переносит их спокойно. Температура воды снижается в обычном порядке — на полградуса в день. Начинать обливание стоит с ног, постепенно поднимаясь и затрагивая остальные участки тела.

Противопоказания

Прежде чем начать выполнять процедуру, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Если врач выявил нижеперечисленные заболевания, вам нельзя выполнять процедуру.

  • Острые лихорадочные заболевания;
  • Воспалительные поражения кожного покрова;
  • Заболевания, сопровождающие болезненностью костей;
  • Острые формы артрита, нефрита;
  • Врожденный порок сердца;
  • Выпадение органов брюшной полости;

Автор: Тимофеева Е. Н., Жигжитова Е. В.

*Настоящий документ является интеллектуальной собственностью ГБУЗ «Городская поликлиника №3» и не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и использован иным образом без разрешения ГБУЗ «Городская поликлиника №3».

Дополнительную информацию Вы можете найти на

СПб ГБУЗ ДГП № 49, тел.: (812) 670-78-01

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения “Детская городская поликлиника № 49” Пушкинского района; Есть вопрос? Ответим! –> 670-78-01; Есть проблема при обращении к нам? Решим! –> 670-78-04

Закаливание детей первого года жизни

18 октября 2019

Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того, чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение. Кутая ребенка, создавая ему тепличные условия, мы лишаем работы эти механизмы. Став ненужными, они могут постепенно атрофироваться, и тогда даже легкий ветерок будет представлять для ребенка угрозу – оказавшись беззащитным, малыш легко может заболеть.

Выносливость организма и его сопротивляемость, по отношению к меняющимся условиям внешней среды, повышаются под влиянием закаливания воздухом, водой, рассеянным солнечным светом. У ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции. Закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. Закаливание – ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.

Однако, для получения положительного эффекта от закаливания, необходимо соблюдать ряд общих правил:

1. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерывов.

Перерывы в закаливании ведут к ослаблению адаптационных механизмов, формирующихся под влиянием закаливающих процедур. Даже у взрослых через 3-4 недели после прекращения закаливающих процедур резко ослабляется выработанная устойчивость к воздействию холода. У детей на 1-ом году жизни исчезновение эффекта адаптации происходит в еще более короткие сроки, через 5-7 дней. По мере изменения условий, связанных со временем года, процедуры надо варьировать, не отменяя их полностью. Например летний душ зимой можно заменить обливанием ног.

Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение круглого года можно лишь в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и будут сочетаться с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т.д.)

Читайте также:
Нейросонография головного мозга новорожденных: показания, расшифровка, нормы, патологии

2. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия.

Закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно, но непрерывно. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным ( за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, экссудативным диатезом или другими аллергическими заболеваниями).

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур. Но закаливать его надо обязательно! Если ребенок все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия. Если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать все с самого начала.

4. Проведение закаливающих процедур на фоне положительной настроенности ребенка.

Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускать плача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, плачет, то лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить, т.к. положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся.

5. Соблюдение температурного режима.

Во время закаливания обязательно проверяйте состояние кожи ребенка: проводить процедуру можно лишь в том случае, если нос и конечности у него теплые. Если ребенок охлажден и у него уже имеется сужение сосудов, то выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект. Вредно и перегревание, т.к. оно повышает влажность кожи, что изменяет ее теплопроводность, в результате чего, даже умеренное воздействие прохладной воды или воздуха могут привести к значительному переохлаждению организма ребенка.

6. Закаливание воздухом.

I способ – проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания – сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1-2 градуса С. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раз в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок +20 – +22 градуса С. Исследования показали, что при более высокой температуре рост и развитие ребенка задерживаются.

II способ – прогулка, включающая и сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом, за городом, целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. В любое время года полезно гулять. Не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Не кутайте ребенка! Детей с 2-3 недельного возраста в холодное время года при температуре не ниже -5 градусов С надо выносить на улицу. Продолжительность первой процедуры – 10 минут. В дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5 – 2,0 часов и гулять 2 раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2-3 раза в день, между кормлениями по 2-2,5 часа.

В первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности при просыпании свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть, находится в состоянии теплового комфорта. При переохлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные конечности являются показателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко.

III способ – воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка: он становится спокойнее, лучше ест и спит.

Для детей первого года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до +20-18 градусов С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать. С месячного возраста воздушную ванну необходимо сочетать с массажем и гимнастикой.

В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день. Начинать надо с 3-х минут, ежедневно прибавляя по 1 минуте.

В течение второго полугодия – 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.

Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следите за тем, чтобы дети в это время не плакали и имели возможность двигаться. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении «гусиной кожи» надо прекратить проведение воздушной ванны и одеть ребенка, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны.

В летние периоды воздушные ванны можно сочетать с солнечными.

7. Закаливание солнечными лучами.

Необходимо помнить, что солнечные лучи – сильнодействующее средство. Детям раннего возраста пребывание под прямыми солнечными лучами, также как и принятие солнечных ванн, не показано. Начинать закаливание следует при рассеянном солнечном свете. Ребенку лучше находиться в так называемой кружевной тени. В начале ребенок должен быть одет в рубашку из легкой светлой ткани при температуре +22 – +24 градуса С. В середине бодрствования ребенка нужно раздеть и оставить его обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая время закаливания до 10 минут. На голову малышу необходимо надеть панамку. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался в манеже, на площадке, играя с игрушками.

При хорошем общем состоянии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени, можно подставить его и под прямые солнечные лучи. В начале на полминуты, а затем постепенно довести время пребывания на солнце до 5 минут. Производить эту процедуру необходимо утром (до 10-11 часов) или вечером (после 17 часов). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его из кружевной тени или из-под прямых солнечных лучей в тень и напоить остуженной кипяченой водой. Если ребенок ослаблен заболеваниями, закаливание солнечными лучами должно проводиться очень осторожно, под контролем постоянно находящегося рядом взрослого. Необходимо также периодически консультироваться с лечащим врачом или врачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру.

Читайте также:
Ребенку 1 год и 10 месяцев – на что способен малыш в возрасте год и десять?

8. Закаливание водой.

Одним из наиболее действенных природных средств закаливания является вода. Не слишком знакомых с методиками закаливания людей часто поражает тот факт, что привычные нам с детства умывание и душ могут служить не только гигиеническим, но и оздоровительным целям, однако это именно так. При грамотной организации водных процедур, правильно подобранном температурном режиме, постепенном увеличении времени воздействия прохладной воды привычное выполнение незамысловатых действий утреннего и вечернего туалета может возыметь неожиданно сильный оздоровительный эффект.

Закаливающие процедуры исключительно полезны для детей первого года жизни, но с двумя оговорками. Во-первых, ни о каком закаливании не может быть и речи до конца адаптационного послеродового периода (т.е. до 1 месяца), когда организм ребенка, испытавший значительный стресс при переходе от внутриутробного существования к жизни во внешнем мире, приспосабливается к новым для него условиям. Во-вторых, прежде чем начинать проводить со своим ребенком закаливающие процедуры, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.

Для детей первого года жизни водные закаливающие процедуры могут быть местными (умывание, обтирание) и общими (гигиенические ванны, обтирание, обливание, а иногда и душ). При этом для закаливания можно использовать как ежедневные гигиенические процедуры: мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, обычное купание, так и различные игры с водой. Эффект водного закаливания основан на постепенном понижении температуры воды и увеличении времени процедур.

Начинать закаливание можно с обычного умывания ребенка. Начальная температура воды при этом должна быть близкой к температуре кожи открытых частей тела ребенка, примерно +28 – 26 градусов С.

Производят обтирание так: смоченной в воде варежкой из махровой ткани или сложенным в несколько раз махровым полотенцем быстрыми движениями обтирают ребенка. Первую неделю только верхнюю половину тела, а спустя неделю и все тело.

Направления движения при обтирании должны быть следующими: руки ребенка надо обтирать от пальцев к плечам, грудь – круговыми движениями по часовой стрелке, спину – от середины позвоночника к бокам, ноги – от стоп вверх к тазу, живот – по часовой стрелке, ягодицы – не раздвигая их, снизу вверх. Каждое движение повторяют 2-4 раза.

Наряду с обтиранием обычной прохладной водой, полезно обтирание раствором морской соли (1 чайная ложка на 1 стакан воды).

Хорошо зарекомендовал себя метод закаливания, предложенный шведскими врачами: махровое полотенце смачивают морской водой (1 столовая ложка морской соли на 1 литр воды, температура воды +22 градуса С) и ребенка (начиная с 6 месяцев) после сна опускают на 2-3 секунды на полотенце ножками. Ребенок прыгает, подтанцовывает. Не вытирая стопы, переходят к другим элементам туалета. Через 2 недели, если ребенок чувствует себя хорошо, можно увеличить нагрузку: ребенка на 2-3 секунды опускают на влажное полотенце, которое предварительно кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник.

После влажного обтирания необходимо растереть кожу ребенка до порозовения и одеть его.

Внимание! Те участки кожи, которые подвергаются обтиранию и последующему растиранию, должны быть абсолютно здоровыми – если на коже есть опрелости, какие-то высыпания и т.п. данную процедуру следует отложить.

После 2-4 недель систематических обтираний можно перейти к обливанию водой. Температурный режим лучше обсудить с врачом. Начинать обливание необходимо с ног, затем к ним присоединяют ягодицы, далее грудь и живот. И заканчивают обливанием левого и правого плеча. Эту процедуру можно начинать с 9-12 месяцев (у более закаленных детей еще раньше).

Из местных обливаний рекомендуются в первую очередь обливания ног. Такие процедуры оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм, и связано это, в частности, с тем, что охлаждение стопы – это один из возможных способов стимуляции деятельности надпочечников, играющих важную роль в адаптации организма к неблагоприятным условиям и в функционировании иммунной системы человека.

Закаливающий эффект этой процедуры может быть обусловлен либо постепенным (на 1 градус С в день) снижением температуры, либо применением контрастного обливания. В последнем случае ноги сначала обливают теплой водой (+36 градусов С), затем холодной (+24 – 22 градуса С), а в конце снова теплой водой (+36 градусов С). Такой способ рекомендуется для часто болеющих или страдающих аллергическими реакциями детей, поскольку у них имеется склонность к спазму капилляров (мелких сосудов).

Очень полезны ножные ванны (топтание в воде). Начинать их можно с температуры +35 градусов С. Эту процедуру проводят так: наливают в ванну воду несколько выше уровня щиколоток. Ребенок должен пройти по воде (с Вашей помощью или без) 5-6 раз. Затем наливают воду на 2-3 градуса холоднее. После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают спать (стопы можно не вытирать).

Внимание! Не следует проводить обливание ног холодной водой и топтание в воде, если у ребенка холодные ноги! Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды на несколько градусов.

Возможен и такой вариант закаливания: общее обливание прохладной (+28 – 22 градуса С) водой после гигиенической ванны.

Сильнодействующим средством закаливания является душ. К нему, как правило, прибегают, когда ребенку уже исполнится 1,5 года. Однако врач ЛФК может назначить его и раньше по каким-либо показаниям (часто душ прописывают вялым детям, особенно с плохим аппетитом).

И в заключение напоминаем – закаливание водой не отменяет других видов закаливания (воздухом, солнцем) – проветривание, прогулка, сон на воздухе должны проводиться независимо от водных закаливающих процедур.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: