Заноза у ребенка – как вытащить правильно и когда обратиться к врачу

Учимся вытаскивать у ребенка занозу без иголки: пошаговое руководство экстренной медицинской помощи для родителей

Маленькие дети очень подвижны и любознательны. Иногда детская активность приводит к маленьким неприятностям, например, ссадинам, порезам или ожогам. Чаще всего родители маленьких детей сталкиваются с такой проблемой как занозы.

Посадить занозу можно где угодно — на детской площадке, в игровой комнате и даже дома. Если её вовремя не вытащить, может начатья воспалительный процесс с образованием гноя, поэтому как правильно и быстро удалить занозу, должны знать все родители.

Заноза в пальце: последствия

Удалять занозу любого происхождения нужно обязательно, в противном случае последствия могут быть очень серьёзными.

Если под кожу попал кусочек дерева или стекла, на поверхности которого обитают бактерии и микробы, воспалительный процесс начнётся очень быстро.

Ещё одной опасностью попадания занозы под кожу является столбняк. Если маленькому ребёнку не будет вовремя поставлена вакцина против столбняка, вероятность развития паралича и летального исхода будет составлять почти 50 %.

Стеклянная заноза у маленького ребенка

Большинство привыкли считать занозой острый кусочек дерева, но это не так. Это может быть любое инородное тело, попавшее внутрь кожного покрова. Это может быть шип растения или даже мелкий кусочек стекла.

При попадании стеклянных элементов под кожу не всегда удаётся диагностировать патологию визуально, поэтому если палец или рука ребёнка отекла, покраснела, а при пальпации определяется острая локализованная боль, необходимо срочно обращаться к дежурному хирургу.

Как безболезненно удалить занозу иголкой: традиционный способ

Если ребёнок спокоен и не боится иглы, можно воспользоваться классическим методом и вытащить занозу при помощи иглы. Если кончик острый и хорошо торчит из ранки, эффективным будет использование пинцета.

Как удалить щепку из пальца безопасно?

  • Перед вытаскиванием нужно обработать палец антисептиком (например, «Хлоргексидином»). Если антисептического состава под рукой нет, подойдёт спирт или водка.
  • Таким же образом нужно обработать инструмент и руки человека, который будет осуществлять манипуляции (перед этим тщательно их вымыть). Если есть возможность, желательно прокипятить пинцет в течение 3-5 минут.
  • Пинцетом или иголкой аккуратно подцепить кончик занозы и тянуть её, следуя линии «роста». Важно следить за тем, чтобы щепка не обломилась.
  • После того, как инородное тело будет удалено, требуется продезинфицировать палец.

Как вытащить занозу без иглы?

Не все дети дают вытащить занозу иголкой, поэтому в некоторых случаях могут понадобиться другие методы, безболезненные. Для большинства из них требуются средства, которые есть почти в каждом доме, поэтому маме важно знать их, чтобы быстро среагировать в экстренной ситуации.

Ихтиоловая мазь

Данный способ подходит для детей старше 3 лет, которым можно объяснить, что мама делает, и зачем это нужно. Ихтиоловая мазь имеет резкий запах, поэтому малыши помладше просто снимут компресс, не дав занозе выйти.

Готовится компресс очень просто:

  • на чистую кожу пальца в области поражения накладывается небольшое количество мази (втирать не нужно!);
  • сверху мазь заклеивается пластырем;
  • компресс оставляется на 10-12 часов.

Если позволяет время (например, ребёнок поранился вечером), лучше делать компресс на ночь. Утром заноза с лёгкостью выйдет сама.

Пластырь или скотч

Способ будет эффективным только в том случае, если кончик щепки хорошо «выглядывает» из-под кожи. Удалить занозу при таком раскладе можно, используя пластырь или канцелярский скотч. Достаточно приклеить кусочек пластыря на занозу, зафиксировав её кончик, и резко дёрнуть вверх (по «росту» щепки).

Перед проведением манипуляций требуется тщательно вымыть руки и обработать поверхность дезинфицирующим раствором.

Замачивание

Если подхватить занозу не удаётся, можно попробовать распарить палец в воде. В качестве добавок для приготовления раствора можно использовать (ингредиенты указаны в расчёте на 500 мл горячей воды):

  • детское мыло (полкуска потереть на тёрке и перемешать с водой);
  • соль (6 столовых ложек);
  • сода (2 столовые ложки) — можно использовать вместе с солью.

Народные методы и средства

Народные рецепты применяются, когда вытащить занозу традиционными способами не удаётся из-за того, что она находится глубоко в коже или в пятке и её невозможно подцепить пинцетом.

Чтобы кончик занозы вышел наружу, можно применить один из указанных ниже способов.

Если в доме есть натуральный дёготь (без добавок), его можно использовать для удаления занозы. Достаточно просто обработать поражённый участок и подержать средство 15-20 минут.

  • Растительное масло.

Любым растительным маслом смазать ранку и оставить на несколько минут. За это время приготовить раствор: на стакан тёплой водки — 3 ложки поваренной соли. Не вытирая масло, опустить палец в раствор. Занозы выходит через 20-30 минут после процедуры.

Приготовить кашицу из пищевой соды, добавив в неё немного воды. Полученный состав наложить на место поражения и заклеить пластырем. Оставить компресс на несколько часов.

Смола хвойных деревьев — ещё одно средство для удаления инородного тела. Перед применением её нужно чуть-чуть подогреть, после чего смазать занозу и оставить на 15-30 минут.

Чистый лист алоэ необходимо разрезать вдоль и приложить к ранке. Сок растения обладает прекрасными антибактериальными и дезинфицирующими свойствами, поэтому после его использования не требуется антисептическая обработка. Держать алоэ нужно несколько часов. Чтобы компресс не спадал, можно зафиксировать его бинтом или марлевой повязкой.

  • Картофель или банан.

К больному месту приложить несколько кусков сырого картофеля или банановую кожуру (можно заменить салом). Через несколько часов кончик щепки покажется из раны, и занозу можно будет легко подцепить пинцетом.

Читайте также:
Определяем сыпь по фото - все виды сыпи

Обработка раны после удаления

После удаления занозы может остаться тупая ноющая боль — это говорит о том, что ранка пустая (когда она «сидит» на месте, боль носит острый характер). Важно провести антисептическую обработку после того, как инородное тело будет вытащено.

Что нужно делать:

  • опустить палец в раствор марганцовки на несколько секунд (или протереть перекисью водорода);
  • нанести антибактериальную мазь, содержащую антибиотик;
  • заклеить поражённый участок бактерицидным пластырем.

Важно проследить, чтобы ребёнок не снимал пластырь хотя бы 2-3 часа.

В данном видео врач дает советы по удалению занозы у детей в домашних условиях.

Когда требуется помощь врача?

Родители должны знать, что удалять занозу самостоятельно можно, только если не начался воспалительный процесс.

Определить его можно по следующим признакам:

  • покраснение вокруг занозы;
  • отёк поражённого участка (распухание пальца);
  • сильная болезненность;
  • нарывы и волдыри с признаками гнойного содержимого;
  • выделение крови или густой жидкости в месте нахождения занозы.

Важно! Во всех перечисленных выше случаях удалять инородное тело должен квалифицированный хирург-травматолог. То же самое относится к занозам из стекла или металла.

Профилактика

Чтобы снизить риски попадания заноз под кожу, ребёнку нужно объяснять, в каких местах можно играть, что можно трогать руками и как себя вести, если неприятность всё-таки случится. Ребёнок должен знать, что если у него появилась заноза, необходимо срочно рассказать об этом маме или кому-либо из взрослых.

Родителям необходимо следить и за одеждой детей: она должна подходить по размеру и не болтаться, чтобы ребёнок не цеплялся ею за края досок и других предметов, так как в попытках отцепиться он будет трогать эти предметы руками.

Чтобы вытащить инородное тело у ребёнка, не нужно обладать специальными знаниями в области медицины, но знать основные правила и технику безопасности необходимо всем родителям. Своевременная помощь поможет уберечь малыша от осложнений и неприятных последствий, поэтому действовать нужно быстро и уверенно.

Вытаскиваем занозу без боли из пальца или стопы даже если она глубоко

Кто не сталкивался с проблемой занозы? Эта ситуация часто возникает в быту и причиняет иногда много проблем. Особенно, если занозу загоняют маленькие дети, которые не могут терпеть даже незначительную боль. Мы расскажем как справиться с этой проблемой быстро и без последствий.

Опасность занозы

Природа предусмотрела механизм самостоятельной борьбы с занозами. Ведь острые инородные тела врезаются в нашу кожу достаточно часто — на природе, при работе в саду, при неосторожном обращении с острыми предметами. К чужеродному агенту устремляются клетки иммунной системы, в первую очередь тканевые фагоциты, и начинается процесс «поглощения» незваных гостей. Часть клеток при этом погибает, составляя основу гноя. Если заноза маленькая и располагается в поверхностных участках кожи, она вместе с гноем выталкивается на поверхность. Но в случае глубокого проникновения в ткани процесс нагноения приобретает распространенный характер. Если не вытащить занозу и в этом случае, пораженный участок начинает нарывать, появляются следующие симптомы:

  • Боль, иногда сильная, пульсирующая.
  • Покраснение и отек больного места.
  • Повышение температуры тела.
  • Распространение воспаления на соседние участки.

Такая ситуация ведет к развитию осложнений, вплоть до сепсиса. Поэтому, общий подход заключается в немедленном удалении любых заноз при их обнаружении.

Обычно это доступно в домашних условиях. Сложности возникают при занозе у ребенка, когда он не может точно назвать место повреждения. В таких случаях нужно обратиться к педиатру или травматологу.

Не оставляйте занозу без внимания! Это может быть опасно!

Способы извлечения неглубокой занозы

К счастью, подавляющее большинство заноз являются поверхностными и легко достаются подручными средствами.

Иголкой

Чтобы вытащить засевшую занозу правильно нужно соблюдать последовательность действий (в случае, если заноза расположена на ладони, пальце неглубоко под кожей):

  1. Прежде всего нужно вымыть руки, пинцет и иглу.
  2. Далее обрабатываем поврежденное место и пинцет (иголку) спиртом. Вместо швейной иглы лучше использовать стерильную из одноразового шприца.
  3. Необходимо обеспечить хорошую видимость: открыть шторы, включить яркую лампу, надеть очки или использовать лупу.
  4. Если занозу покрывает слой эпидермиса, его нужно снять, поддев аккуратно иглой, чтобы кончик занозы показался над поверхностью.
  5. Если кончик можно ухватить пинцетом, ее осторожно вытаскивают. Главная опасность на этом этапе — обломить и оставить часть занозы в тканях. Если этого не заметить, что часто встречается, нагноение будет продолжаться. Для предотвращения такой ситуации занозу извлекают медленно и под тем же углом, под которым она вошла в ткань.
  6. После того, как вы убедились, что заноза полностью вышла, надавите на ткань вокруг ранки. При этом выйдет загрязненная жидкость (кровь, лимфа, гной).
  7. Ранку следует обработать антисептиком (перекисью водорода, спиртом, йодом, зеленкой). При обширном повреждении можно наложить повязку или заклеить место бактерицидным лейкопластырем.

К врачу следует обращаться в следующих ситуациях: если невозможно открыть кончик занозы (расположена очень глубоко), часть ее осталась в ткани и после процедуры сохраняется болезненность, отек и покраснение тканей (большая вероятность продолжения воспалительного процесса).

Содой

Существует несколько способов извлечения занозы без иголки. Они особенно важны для маленьких пациентов и их родителей, так как один вид иглы вызывает у ребенка истерику. Один из них — пищевая сода. Для этого нужно приготовить кашицеобразную массу, добавив в четверть чайной ложки соды немного воды. Смесь накладывают на пораженное место и заклеивают лейкопластырем на 24 часа. После этого кончик занозы должен показаться над кожей и ее можно извлечь пинцетом. Допускается повторное наложение соды еще на 24 часа. Если занозу по-прежнему нельзя захватить и вытащить, стоит обратиться к врачу или, при отсутствии сильного воспаления, попробовать другой способ.

Читайте также:
Скарлатина у ребенка – основные симптомы и методы лечения

Банкой

Технология постановки медицинских банок сегодня уходит в прошлое. Но для того, чтобы «поднять» кончик занозы над поверхностью кожи она прекрасно подходит. Для этого внутрь банки на одну секунду помещают горящий фитиль из ваты, затем его вынимают, а банку быстро прикладывают к пораженной области. Под ней образуется подобие вакуума, что заставляет занозу двигаться наружу. Главное — не перегреть края банки и не вызвать ожог. Так можно безболезненно вынуть занозу из ровных поверхностей тела.

Воском или клеем

Очень хороший при поверхностных занозах у ребенка, который не подпускает к себе с иголкой. Достаточно обильно смазать поверхность клеем ПВА или воском. После застывания они легко, без боли снимаются сами. Заноза прилипает и выходит из кожи.

Удаление глубоких и невидимых заноз

Наибольшие проблемы доставляют острые предметы, которые проникли глубоко или в силу своих свойств их не видно. Это тонкие осколки стекла (например, от разбившейся лампочки), иголка от кактуса или металлическая заноза из мельчайшей стружки. В таких случаях практически невозможно увидеть точную локализацию травмы. Предлагаем два проверенных способа решить эту проблему.

Компресс

В качестве лекарственного средства подойдет «Ихтиоловая мазь» . Она обладает противовоспалительным и антисептическим свойством, поэтому не только помогает занозе выйти на поверхность, но и не допускает ситуации, когда травмированные ткани загнаиваются, и воспаление распространяется на соседние участки. Компресс накладывают на ночь или на сутки (при необходимости). Жирная мазь проникает в эпидермис, смазывает инородное тело и способствует появлению его кончика над поверхностью кожи. После этого занозу легко удалить пинцетом. Другие виды компрессов:

  • Картофельная кашица — свежий картофель натереть на терке и наложить на 8-10 часов.
  • Сок алоэ — марлю смочить свежим соком из листьев растения. Это эффективное антибактериальное и противовоспалительное средство.
  • Березовый деготь. Средство имеет сильный запах. Сверху на него накладывают полиэтилен и затем перебинтовывают на ночь.

Чрезмерно увлекаться компрессами нельзя.

Если после первого раза заноза не вышла, нужно обратиться в травмпункт. Иначе тепловое воздействие от компресса спровоцирует воспалительную реакцию.

Удаление осколка стекла

Стекло обычно попадает к нам в самые неудобные и болезненные места: пальцы рук и подошвы. Принципы извлечения таких осколков на руке мы уже описали. Сложности заключаются в том, что стекло легко ломается в тканях, оставляя осколки и совершенно невидимо невооруженным глазом. Особенности удаления стекла из ноги в следующем:

  • Нельзя допускать даже малейшего давления на пораженную область. Если осколок засел в пятке, на эту ногу наступать запрещено, так как стекло уйдет глубже, раскрошится и может попасть в кровеносные сосуды.
  • Перед удалением травмированное место сначала аккуратно моют с мылом, а затем вытирают насухо, промакивая впитывающим полотенцем. На сухой поверхности блестящий осколок будет лучше заметен, чем на влажной.
  • Перед извлечением нужно оценить глубину проникновения стекла в ткани. Если вы не уверены, что заноза поверхностная, лучше обратиться к врачу, так как велика вероятность, что стекло сломается при вытаскивании и часть его останется в тканях.
  • Стекло лучше вытаскивать под увеличительным стеклом при хорошем освещении.
  • Сначала иголкой нужно сдвинуть осколок с места, затем захватить пинцетом и потянуть под тем углом, под которым он вошел в кожу.
  • Если заноза не вытаскивается, форсировать процесс нельзя из-за риска сломать хрупкий осколок и дополнительно травмировать ткани.

Более безболезненный, но длительный способ — компресс с «Ихтиоловой мазью» . Если стекло застряло в ступне, такой способ не подходит, ведь для этого сутки придется не ходить. Но при другой локализации компресс приведет к тому, что заноза выйдет сама.

Удаление занозы из глаза

Соринку из глаза удалял каждый человек. Если она расположена поверхностно, достаточно бывает промывания теплой водой. Для этого нужно наклониться над водой, ладонями обоих рук обильно намочить глаз и поморгать. Можно оттянуть верхнее или нижнее веко и подцепить занозу влажным ватным диском. После процедуры глаз снова промыть и закапать антисептические глазные капли («Альбуцид», «Тобрекс» и другие). Самостоятельно можно удалять занозы только из век. Если инородное тело расположено в глазном яблоке, нужно срочно обратиться к врачу. Правила доврачебной помощи при занозе глаза:

  • Нельзя тереть травмированный глаз рукой.
  • Закапать глицерин или намазать простерилизованным подсолнечным маслом или вазелином.
  • Наложить на глаз мягкую повязку.
  • Если вы уверены, что в глаз попала металлическая стружка, можно попробовать удалить ее с помощью магнита. В случае неудачи также обратиться к врачу.

При самостоятельных манипуляциях в глазу нужно делать их только чистыми руками и по направлению от висков к переносице.

Удаление занозы у ребенка

Проблема заноз маленьких детей намного больше, чем у взрослых. Решение ее осложняется тем, что дети не могут показать точную локализацию травмы, плохо терпят боль и не переносят вид иголки, которую по традиции берут родители для извлечения инородного тела. Поэтому, если у вас есть подозрение, что малыш получил занозу, нужно помнить следующие рекомендации:

  • Первым делом нужно успокоить маленького пациента, отвлечь на игрушки. Иначе ребенок не даст вам дотронуться до больного места и может загнать занозу еще глубже.
  • Для детей лучше подходят способы без иголки. Это извлечение клеем, лейкопластырем, «Ихтиоловой мазью».
  • Ребенку можно предложить «водяную игру», при этом в тазик с теплой водой добавляют детское мыло. Кожа травмированного места размягчится, и кончик занозы покажется над поверхностью.

Самое главное в оказании помощи ребенку — спокойствие родителей.

Если вы не уверены в своих силах или заноза глубоко вошла в ткани, лучше обратиться в травмпункт, где малышу быстро окажут профессиональную помощь.

Читайте также:
У ребенка болит ухо и температура: первая помощь при недуге

Осложнения после занозы (нарывает)

К сожалению, после удаления занозы неприятные симптомы могут не пройти (например, палец опухает, усиливается боль, отек). Это явный признак нагноения из-за оставшейся части инородного тела или инфицирования ранки. В таких случаях нужно обратиться к хирургу, который полностью очистит травмированную область, продизенфицирует и даст рекомендации по дальнейшему лечению (обычно достаточно применения противовоспалительных мазей — «Левмеколь», «Вишневского» ).

Уход за ранкой после занозы

Для предотвращения осложнеий после уддаления занозы нужно правильно обработать рану. Для этого соблюдайте следующие правила:

  • Удалите оставшуюся загрязненную кровь из отверстия, слегка надавив на края. Сильно сдавливать не нужно, можно дополнительно травмировать сосуды.
  • При кровотечении его останавливают давлением (приложить марлевую салфетку, перемотать бинтом). Быстрее кровь сворачивается при положении выше сердца (руку или ногу можно плднять на несколько минут). Обычно после извлечения занозы кровотечение не сильное.
  • После этого рану снова промывают водой, промакивают салфеткой и наносят антибактериальную мазь.
  • Поверх мази накладывают стерильную марлевую салфетку и перематывают бинтом.

Полное исчезновение симптомов после занозы должно быть через 5-7 дней.

Этого времени достаточно, чтобы ранка затянулась.

Важно помнить, что заноза, хоть и относится к легким травмам, может привести к серьезным последствиям.

Нужно срочно обратиться к врачу в следующих ситуациях: очень сильная боль,свидетельствующая о травмировании нерва, сильное кровотечение, загрязнение землей (опасность развития столбнячной инфекции), травма глаза или занозы, превышающие 5 мм в длину.

Елена Малышева о самых распространенных и эффективных способах удаления занозы

Расстройства привязанности у детей

Расстройство привязанности у детей – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы. Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.

  • Причины расстройств привязанности у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы расстройств привязанности у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение расстройств привязанности у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Привязанностью называют чувство эмоциональной близости, сформированное на базе симпатии, любви, преданности. Под расстройствами привязанности (РП) у детей понимают группу поведенческих, эмоциональных нарушений. Психиатрами они обозначаются диагнозом «реактивное расстройство привязанности» (РРП). Его особенность – отсутствие доверительных отношений с опекунами, родителями как результат патологического воспитания. Бытовое понимание РП включает неустойчивые, «холодные» отношения с одним из родителей, прародителями, воспитателями интерната. Такие случаи целесообразнее называть ненадежной привязанностью. Они являются вариантом нормального развития, не ассоциируются с социальной дезадаптацией. Распространенность реактивного расстройства привязанности – менее 1%, ненадежной привязанности – 40%.

Причины расстройств привязанности у детей

Существуют физиологические особенности, рассматривающиеся как факторы риска формирования РРП. Неустойчивость вегетативной нервной системы, несбалансированность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси снижают сопротивляемость стрессу. Повышается вероятность патологических эмоциональных, поведенческих реакций. Непосредственными причинами развития расстройств привязанности являются ситуации, когда ребенок не имеет возможности устанавливать, поддерживать стабильную связь с родителями:

  • Неполноценный материнский контакт. РРП развивается у детей, матери которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, страдают послеродовой депрессией, психическими расстройствами, не принимают ребенка (нежеланная беременность), применяют насилие, унижение.
  • Отсутствие родителей (опекунов). Провоцирующим фактором становится ранняя разлука с матерью, помещение ребенка в стационар, дом малютки, интернат. Функции взрослых ограничиваются выполнением гигиенических, медицинских процедур. Устанавливающиеся эмоциональные связи быстро разрушаются из-за смены места проживания ребенка, графика работы персонала, текучести кадров, отказа от опекунства приемных родителей.

Патогенез

Основой формирования расстройств привязанности является негативный опыт установления близких, доброжелательных отношений. Ребенок плачет, старается привлечь внимание, выразить свои потребности (голод, дискомфорт, одиночество). Если он не получает помощи от взрослого либо получает неадекватный ответ – ругань, побои – ситуация становится стрессовой. Происходят сбои на физиологическом уровне: изменяется концентрация гормонов, преобладают процессы возбуждения в нервной системе, мышечное напряжение. Постепенно окружающая среда начинает восприниматься как опасная. Возникает потребность защищаться, проявлять агрессию, самостоятельно контролировать ситуацию. Доверие, привязанность подменяются враждебным отношением, равнодушием к матери, отцу, опекуну.

Классификация

Расстройства привязанностей классифицируются по особенностям клинических проявлений. С учетом этого выделяют два вида нарушений:

  • Дезингибированное. Называется расторможенным. Характеризуется развернутой клинической картиной. У ребенка отсутствует избирательность установления контактов. Социальные взаимоотношения недостаточно модулированы. Младенцы не проявляют настороженности к незнакомым людям, дети постарше неразборчивы в выборе друзей. Данная форма является результатом частой смены взрослого (родителя, воспитателя, опекуна).
  • Ингибированное. Симптомы слабовыраженные. Социальные контакты подавлены, заторможены, часто имеют амбивалентную направленность – ненависть-любовь, принятие-отторжение. Преобладает подавленность, агрессивная реакция на страдание. Такой тип расстройства формируется как результат жестокого обращения взрослого с младенцем.
Читайте также:
Ожирение у детей: причины, симптомы, виды, лечение, профилактика

Другая классификация имеет более точный описательный характер. Учитывается этиологический фактор, направленность поведения ребенка, особенности установления контакта. Выделяется четыре типа привязанности:

  • Негативная. Причинами являются пренебрежение либо гиперопека. Поведение ребенка направлено на провокацию негативного внимания, раздражения, наказания.
  • Амбивалентная. Основа – истерические реакции, непоследовательность взрослых. Проявляется категоричностью, двойственностью (агрессивность-доброта, ласка-побои) взаимодействия с окружающими.
  • Избегающая. Развивается после разрыва взаимоотношений с мамой, папой, опекуном. Проявляется замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью.
  • Дезорганизованная. Возникает после жестокого отношения, насилия. Характерны проявления жестокости, сопротивление попыткам взаимодействия.

Симптомы расстройств привязанности у детей

Нарушения привязанности проявляются спектром симптомов, выраженность и полнота которых нарастает от единичных реакций до сформированного реактивного расстройства. Младенцы, малыши до 5-6 лет избегают зрительного контакта, редко улыбаются, не радуются приближению взрослого. При ингибированной форме расстройства – отвергают попытки установить контакт, сблизиться, успокоить. Не тянутся за игрушкой, предложенной взрослым. Оставшись в одиночестве, сохраняют спокойствие. Равнодушно относятся к уходу другого человека. Нередко наблюдается безутешный тихий плач без причины. При дезингибированной форме дети крайне зависимы, ищут комфорта, безопасности от незнакомых людей, стремятся установить с ними контакты, но отвергают родителей.

Отсутствие доверительного эмоционального взаимодействия со значимым взрослым способствует отставанию развития психики: младенцы малоподвижны, отсутствует лепет, гуление, у детей запаздывает развитие речи, игровой интерес слабый. С возрастом задержка умственного развития становится более выраженной, ребенок с трудом осваивает учебную программу. У детей дошкольного, школьного возраста развивается отвращение к прикосновениям, объятьям. Попытки установить физический контакт вызывают неадекватные реакции смеха, плача, гнева, испуга.

Потребность сохранить контроль, обезопасить себя проявляется стремлением сохранять дистанцию. При психологическом сближении дети становятся непослушными, дерзкими. Гнев выражается через истерики, манипуляции, агрессивное поведение. Взрослея, пациенты начинают понимать социальную неприемлемость гнева, маскируют ее «случайными» действиями – ударом мяча, болевым рукопожатием или объятьями. Сложности идентификации собственных чувств, чувств окружающих, непонимание истинного назначения ласки, поглаживаний, близких отношений проявляются хаотичным выстраиванием отношений: незнакомцы вызывают интерес, доброту, а родители, родственники – равнодушие. После совершения ошибок, неприемлемого поведения чувство вины отсутствует.

Осложнения

Частым осложнением расстройств привязанности становится задержка психического развития. Отсутствие близкого контакта с взрослым приводит к снижению познавательного интереса: малыш не тянется за яркими предметами, игрушками, медленно осваивает манипулятивные действия, отсутствует стремление установить речевой контакт. Передача и принятие опыта нарушены. Развивается отставание мышления, активного внимания, речи. Если РП не диагностировано вовремя, нарастает социальная дезадаптация. Волевые, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения становятся стабильными чертами характера. У подростков развиваются психопатии, неврозы, девиантные формы поведения.

Диагностика

Диагностика расстройств привязанности у детей проводится врачом-психиатром, клиническим психологом. Комплексная процедура обследования включает:

  • Опрос. Врач уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность. Расспрашивает о составе семьи, роде занятий родителей, наличии психических заболеваний, патологических зависимостей. Выясняет особенности течения беременности, отношений между матерью и малышом после рождения, включенность в процесс воспитания отца, бабушек, дедушек, наличие проблем социализации в детском саду, школе (проявляет ли ребенок агрессию, застенчивость, драчливость, истеричность).
  • Наблюдение. Специалист акцентирует внимание на детско-родительских отношениях. Отмечает доброжелательность, враждебность, заинтересованность контактом, негативизм, непослушание, принятие телесного контакта, стремление общаться. Определяет стиль воспитания.
  • Сбор дополнительных данных. Результаты беседы дополняются характеристиками педагогов, воспитателей детских домов, выписками заключений узких специалистов: невролога, эндокринолога, отоларинголога, офтальмолога.
  • Психодиагностику. Личностные опросники, проективные методики выявляют особенности самооценки, эмоционально-волевой сферы ребенка, его ориентированность на установление социальных взаимодействий, отношение к окружающим.

Важна дифференциация расстройств привязанности от стойких интеллектуальных нарушений, детского аутизма, острой стрессовой реакции, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Ключевую роль играют отношения родитель-ребенок (отсутствие привязанности), нормальная обучаемость.

Лечение расстройств привязанности у детей

Психотерапевтическое лечение является основой, изменяющей отношения ребенка и родителей, близких родственников. Медикаментозная терапия необходима для коррекции сопутствующих эмоциональных, когнитивных нарушений. Комплексный подход включает следующие виды лечения:

  • Детская психотерапия. Цель сеансов – снижение эмоциональной напряженности, устранение замкнутости, недоверия, страхов. Проводятся в форме игры, чтения сказок, творческих занятий.
  • Семейная психотерапия. Психотерапевтические упражнения, задания, беседы устраняют отчужденность, восстанавливают эмоциональный, вербальный контакт, телесное принятие ребенком родителей.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает родителям об особенностях течения расстройства, причинах, способах коррекции. Дает рекомендации по выстраиванию внутрисемейных отношений, подробно рассматривает типичные конфликтные, сложные ситуации взаимодействия.

Медикаментозное лечение способно улучшить эмоциональный фон, снять острые реакции, что обеспечивает более высокую эффективность психотерапии. Самостоятельное использование препаратов нецелесообразно.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начато лечение патологий привязанности, тем благоприятнее прогноз. При восстановлении любящих, заботливых семейных отношений младенцы и дети раннего возраста практически полностью избавляются от расстройства. Дошкольникам, школьникам требуется специализированная помощь, исход лечения зависит от совместных усилий родителей и психотерапевта. Профилактика расстройств привязанности – создание психологического комфорта, формирующего чувство защищенности, базового доверия. Важным является отношение матери, оно закладывает основу привязанности, психического здоровья.

Реактивное расстройство привязанности

4. Реактивное расстройство привязанности (РРП)

Синоним: психогенный аутизм. Распространенность расстройства не установлена. Основной причиной его развития считается недостаточная забота о детях. Предполагается, что дефицит заботы, в том числе эмоциональная депривация, нарушает процесс формирования привязанностей, а в связи с этим нарушается развитие социальных отношений (симпатий, солидарности, уважения, признательности, благодарности, дружбы, любви), интересов, увлечений и просоциальных моделей поведения. Как считают некоторые психологи, формирование привязанностей происходит в основном в первые 3–4 года жизни после родов. В последующем, по окончании этого критического периода, привязанности если и формируются, то оказываются ненадежными: поверхностными, непрочными, амбивалентными.

Читайте также:
Короткая уздечка языка у ребенка: причины, виды, симптомы у детей разного возраста, прогнозы, мнения врачей

Главным признаком реактивного расстройства привязанности является отсутствие глубоких эмоциональных связей с родителями, близкими людьми. В клинически значимых случаях это приводит к тому, что в дальнейшем не формируются близкие отношения и с другими людьми. Общим результатом дефицита привязанностей становится неспособность пациентов принимать просоциальные воздействия и превращать их в качества своей личности. Тем самым развитие личности замедляется, искажается, особенно если дети попадают под влияние неблагоприятных социальных обстоятельств.

Часть таких пациентов (вероятно, их около половины) в детстве обращает внимание чрезмерной заторможенностью, замкнутостью, недоверчивостью, стремлением избегать общения с окружающими людьми, а также противоречивостью реакций на заботящихся о них людях. Предположительно, происходит это потому, что у детей глубоко укоренились тревога, страх общения, социальных ситуаций.

Другая часть пациентов, напротив, отличается «диффузной привязанностью» или «неразборчивой общительностью». Такие дети очень легко вступают в контакт даже с незнакомыми людьми, ведут себя с ними так доверчиво, будто давно и хорошо их знают. При этом они не испытывают беспокойства, опасений, не обнаруживают естественной осторожности. Они могут быть, пожалуй, несколько обнажены – рассказывают о себе все без утайки, даже о своих неблаговидных поступках, как бы не понимая границ того, что можно и чего не следует делать и говорить. Пациенты, кроме того, могут быть назойливыми, фамильярными, не способными считаться ни с возрастом, ни с социальным положением людей. Несмотря на внешнюю общительность, признаков надежных привязанностей у них не обнаруживается.

Обе категории пациентов никому из окружающих их взрослых не подражают, ни с кого не берут пример, чаще всего они не знают, кем и какими они хотели бы быть в будущем. Их трудно чему-то научить, даже если они умны и сообразительны, поскольку их интересы ограничены, поверхностны и нестойки. Пациентов трудно приобщить к дисциплине, аккуратности, порядку, к тому, чтобы чувствовать ответственность за свое поведение. Они необязательны, не выполняют своих обещаний, могут обманывать, не испытывая при этом угрызений совести. Поведение нередко отличается импульсивностью, зависимостью от сиюминутных импульсов и случайных внешних обстоятельств. Кроме того, они нетерпеливы, неспособны контролировать свои побуждения и непосредственные реакции. Обычно они любопытны, но стойкие и глубокие интересы им несвойственны. Иногда они могут легко чем-то или кем-то увлечься, но это бывает ненадолго, обычно же они неспособны увлечься чем-то надолго и серьезно, к кому-то привязаться, не умеют завязывать и поддерживать прочные межличностные отношения. Серьезных просоциальных увлечений у многих из них не формируется, а это, в свою очередь, препятствует профессиональной ориентации, овладению трудовыми навыками. Вряд ли они окажутся способными к отношениям дружбы, уважения и тем более любви в зрелом возрасте, не свойственно им и самоуважение, хотя их самолюбие может быть болезненно обостренным. Существуют сложности в формировании нравственных норм, нередко даже у взрослых пациентов выявляется значительный моральный дефицит.

Многие из них, воспитываясь в детских учреждениях, привыкают к праздному образу жизни, к тому, что педагоги и воспитатели их опекают, оберегают от трудностей жизни, отвечают за них, принимают за них решения, всегда готовы помочь советом, ободрением, участием. Воспитатели и педагоги сообщают, что им запрещают привлекать детей и подростков к труду, заставлять работать, так как действующими инструкциями, по их словам, это приравнивается к жестокому обращению. Внутренняя неготовность принимать опыт жизни других людей и поощрение иждивенчества приводят в итоге к тому, что дети не развиваются эмоционально и интеллектуально так, как это свойственно их сверстникам из благополучных семей.

Терапия. Могут быть рекомендованы психотерапия в разных ее вариантах, психологическая коррекция, совершенствование методов воспитания, в частности приучение к труду, дисциплине, формирование просоциальных потребностей и т. п., но лучшим, если не единственно радикальным выходом из ситуации является как можно более раннее помещение в хорошую приемную семью. В противном случае прогноз для большинства таких пациентов чаще всего неблагоприятный, поскольку у многих из них задерживается развитие не только привязанностей, но и эмоций, чувств, волевых качеств, в какой-то мере интеллекта, навыков социального поведения. По сведениям учителей и воспитателей школ-интернатов, успешно социализируются в последующем не более 10–20% пациентов.

Иллюстрация: молодой человек Б., 25 лет. Находится на лечении по поводу алкогольной зависимости: «заставили, я и сам давно хотел». Не женат, некоторое время состоял в гражданском браке, но семья вскоре распалась. Сын остался с матерью, отношений с ними не поддерживает. В армии не служил из-за ряда хронических болезней. В последнее время часто меняет места работы, по профессии сантехник, работает в ЖЭКе. Живет в общежитии. Отца не помнит, мать лишена родительских прав, будто бы давно умерла. С 3 лет воспитывался в детдоме, затем в школе-интернате, окончил профессионально-техническое училище.

Рассказал, что в последние 2–3 года с товарищами по работе и проживанию пьет пиво, предпочитает крепкое, до 2 л за вечер. Употребляет также вино, водку. Пьет по несколько дней подряд, пока есть деньги. В пьяном виде делается обидчивым, конфликтным, драчливым. Вот уже как год стал опохмеляться. Имел приводы в полицию за драки, мелкие кражи. Курит с 13 лет, пробовал и травку. В свободное от дел время ничем не занимается, интересов, увлечений не имеет, «книгу последний раз видел в школе». Не может сказать, чем любит заниматься, есть ли у него надежные друзья, чаще всего, говорит, ему скучно, нечем себя занять, «от скуки некуда деться». Сожительствует со случайными женщинами, знакомится с ними «по пьянке». Несколько раз болел гонореей. После лечения намерен «завязать» с выпивкой, думает «заняться бизнесом, машину купить». На лечение поступил под нажимом начальства на работе под угрозой увольнения.

Читайте также:
У ребенка синеет носогубный треугольник: что делать?

Выглядит неряшливо, одежда помятая, рваная, в пятнах, волосы грязные, спутанные, под ногтями черная кайма, ощущается запах немытого тела, дурной запах изо рта. Ведет себя несколько развязно, даже фамильярно, не соблюдает дистанции в общении с врачом, но после строгого внушения становится подобострастным, угодливым. Ориентируется правильно. Речь несколько невнятная, с бедным лексиконом, аграмматизмами, словесными штампами, жаргонизмами. Внимание концентрирует недостаточно, при последовательном отсчете из 100 по 7 допускает много ошибок, не замечает их, не пытается исправить. Таблицу умножения знает наполовину. Не может разъяснить смысл простых пословиц («не все то золото, что блестит», «не в свои сани не садись» и т. п.). Например, «шило в мешке не утаишь» понимает так: «Оно острое, колется». Не знает столицу Франции, путает Африку с Австралией, не видит отличия между рекой и озером, заливом и проливом. Не понимает, отчего день сменяется ночью. На вопрос, что такое дружба, отвечает «пила», а что такое любовь – «неудобно выражаться». Звезду отличает от планеты тем, что первая – на фуражке, а вторая – на небе. Президентом страны считает В. Жириновского. Из артистов ему более других нравится Ф. Киркоров, особенно «под пиво». Не может описать свой характер, назвать сильные и слабые стороны своей личности. Считает себя здоровым и нормальным в психическом отношении человеком, «я – как все», увлечение алкоголем не расценивает как болезненное: «хочу – пью, не захочу – никто не заставит».

Расстройство привязанности: 8 советов родителям и опекунам

Реактивное расстройство привязанности (РРП) встречается чрезвычайно редко. Чаще всего это случается с детдомовцами или детьми, изъятыми из неблагополучных семей

  • Статьи
  • /
  • Проблемы

В природе человека – стремиться к другому человеку, устанавливать близкие отношения, привязываться к тому, кто проявляет тепло и заботу. В природе ребенка – привязываться к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам или к тем, кто в их жизни замещает кровных родственников.

Человек – существо социальное, и поэтому даже в условиях, когда родители пренебрегают своими обязанностями, не удовлетворяя базовые потребности малыша в пище, комфорте, ласке, в подавляющем большинстве случаев он все-таки любит жестокую мать либо беспробудно пьющего отца и не хочет разлучаться с ними.

Но случается и по-другому. Тяжелые условия, в которых протекает раннее развитие ребенка, могут привести к трудно излечимому заболеванию.

Чаще всего с этой проблемой сталкиваются приемные родители, чей ребенок претерпел неблагополучие в кровной семье, а затем оказался в детском доме. Еще тяжелее ситуация, когда ребенок уже был взят в семью, а затем возвращен обратно в детское учреждение.

Бывают, однако, случаи РРП в многодетных семьях, где матери никто не помогает и на долю кого-то из детей приходится очень мало внимания и заботы. Расстройство может развиться, если на раннем этапе ребенок был надолго разлучен с родителями в результате длительной госпитализации, либо большую часть времени малыш оставался с матерью, страдающей от депрессии или другого серьезного заболевания, не позволяющего ей как следует заботиться о ребенке.

Что такое реактивное расстройство привязанности?

Это состояние, при котором у ребенка не формируется эмоциональная привязанность к родителям или лицам, их замещающим. Симптомы расстройства проявляются в возрасте до 5 лет, нередко еще в младенчестве. Это вялость, отказ от общения, самоизоляция. Маленький ребенок равнодушен к игрушкам и играм, не просится на руки, не ищет утешения при физической боли. Он редко улыбается, избегает глазного контакта, выглядит грустным и апатичным.

По мере взросления признаки самоизоляции могут проявляться двумя, казалось бы, противоположными видами поведения: расторможенным и заторможенным.

При расторможенном поведении ребенок стремится привлечь к себе внимание даже незнакомых людей, часто обращается за помощью, совершает поступки, не соответствующие возрасту (например, приходит спать в постель к родителям).

Недопонимание, недостаток терпения, выраженная негативная реакция на поведение ребенка со стороны значимого взрослого может вызвать раздражение, гнев или вспышку агрессии со стороны ребенка, а при сохранении нарушения в подростковом возрасте – к злоупотреблению алкоголем, наркоманией и другим видам асоциального поведения.

При заторможенном поведении ребенок уклоняется от общения и отказывается от помощи. В некоторых случаях у него попеременно наблюдаются оба типа поведения, как расторможенный, так и заторможенный.

Реактивное расстройство привязанности может проявляться в таких формах, которые порой вызывают у приемных родителей отчаяние: ребенок постоянно лжет, ворует, ведет себя импульсивно, проявляет жестокость к животным и полное отсутствие сознательности. Он не выражает сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.

Диагностика РРП – дело непростое. Некоторые черты этого расстройства могут проявляться при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при тревожном расстройстве, при аутизме, при посттравматическом стрессовом расстройстве. Для того чтобы точно поставить диагноз, необходимо наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях на протяжении некоторого периода времени, анализ его биографических данных, оценка взаимодействия родителей с ребенком.

Читайте также:
Как легко и безболезненно намазать ребенку горло люголем, хлорофиллиптом и пр.

Еще сложнее – его лечить

Иногда психиатры прописывают лекарства детям с РРП, однако в отдельных случаях они могут лишь слегка улучшить фон, на котором будет протекать терапевтическое взаимодействие с ребенком.

Ключевую роль в лечении играют родители либо опекуны ребенка. Именно им предстоит при помощи врачей и психологов создать такую обстановку, в которой он сможет пережить опыт здоровой зависимости, поверить в то, что на взрослого можно положиться, и начнет ему доверять.

Специалисты считают, что терапевтическая обстановка включает 3 важнейших компонента: безопасность, стабильность и чувствительность.

Чтобы преодолеть последствия тех событий, которые вызвали неспособность ребенка сформировать тесные и теплые отношения, взрослый должен иметь достаточно времени и терпения, чтобы слушать и слышать ребенка непредвзято и не предпринимая попыток судить его.

Ребенку необходимы границы, но установлены они должны быть в контексте понимания и сочувствия. Только если ребенок ощущает эмоциональную безопасность, то есть понимает, что его рассказ о себе не вызовет негативной оценки со стороны взрослого, он проникнется доверием и расскажет приемной маме или психологу о тяжелых переживаниях своего раннего детства.

Второй компонент после безопасности – стабильность. Фигура взрослого для формирования первостепенной привязанности должна оставаться одной и той же. Чтобы установить доверие между значимым взрослым и ребенком с РРП, требуется длительное время. Смена такой фигуры, перемещение из одной приемной семьи в другую, не просто тормозит процесс, но и усугубляет расстройство.

Пройдя через болезненный опыт игнорирования своих потребностей, ребенок должен заново научиться осознавать их, а так же тот факт, что раз за разом их может удовлетворить один и тот же человек: накормить, дать чистую одежду, уложить в теплую постель, поиграть, выслушать и утешить, помочь с выполнением заданий. Такие дети часто боятся, что новая мама откажется от них или умрет, и только после длительного периода стабильности эти страхи ослабевают.

Некоторым детям нужно не менее года стабильности, чтобы начать доверять своему значимому взрослому, другие проникаются доверием к приемным родителям уже через несколько месяцев. Это зависит от темперамента ребенка (важно, например, экстраверт он или интроверт), а также от того, насколько хорошо подходят друг другу по разным параметрам ребенок и его новый родитель.

Нежелательны длительные расставания между приемным ребенком и матерью: они могут активировать его защитную реакцию, которой является самоизоляция.

И, наконец, чувствительность. Это эмоциональная доступность взрослого, его внимательность к нуждам ребенка. Приемные родители должны быть проинформированы специалистами о том, что в то время как умственное развитие ребенка с РРП может соответствовать возрастной норме, его эмоции часто остаются незрелыми, а значит, в процессе формирования привязанности потребность во взрослом может быть выше, чем у здорового ребенка того же возраста.

В этот переходный период родители должны проявить большое терпение, быть готовыми к неожиданным формам поведения, которые являются сигналами того, что ребенок проходит какие-то более ранние стадии развития и формирования привязанности.

Например, ребенок, который вел себя подозрительно и отстраненно, вдруг начинает неотвязно следовать за мамой, постоянно сообщать о своих страхах, забираться на колени или приходить спать в родительскую постель, – словом, вести себя так, как если бы он внезапно стал на 2-3 года младше. В таком случае родителям следует принять ситуацию и пойти навстречу возникшей у ребенка потребность большей от них зависимости.

Приемным родителям важно понимать логику изменений, происходящих с ребенком. Некоторые приемные дети первоначально кажутся эмоционально холодными, так как опыт научил их тому, что выражать свои чувства и сообщать о своих желаниях для них небезопасно. При этом ребенок производит впечатление вполне послушного, ведь он не проявляет ни раздражения, ни недовольства, не говорит о своих нуждах.

Ощутив же себя в безопасности, он интуитивно чувствует, что взрослые принимают его и не откажутся от него, а значит вполне безопасно заявлять о своих желаниях в любой форме, вплоть до капризов и истерик.

Если раньше ребенок оставался безразличен к тому, дома ли мама или она куда-то ушла, то теперь он может разрыдаться, прижаться к ней и не отпускать ее, если она собралась уйти без него. Это непросто для родителей, но такое поведение нужно рассматривать как положительный знак: привязанность постепенно формируется, ребенок преодолевает разрушительные последствия своего тяжелого раннего детства.

В случае РРП задача психолога – прежде всего, просветить родителей и поддержать их в создании безопасной и стабильной обстановки для ребенка дома, однако полезными могут быть и занятия с ребенком. Помочь ребенку в осознании собственных потребностей, в выстраивании доверительных отношений с новым значимым взрослым может игровая терапия и другие методики.

В то же время родителям следует осторожно относиться к предложениям работы с ребенком методами, объединенными общим названием «терапия привязанности» (в оригинале – Attachment Therapy).

Эта терапия не только не имеет научного обоснования и задокументированных данных об эффективности, но и не является безопасной.

Терапия привязанности объединяет ряд насильственных методов, самые известные из которых холдинг-терапия (удерживание) и ребефинг («перерождение»).

При «перерождении» тело ребенка заворачивают в одеяло и заставляют проползти через спрессованные подушки, имитируя прохождение через родовые пути. Предполагается, что «родившись заново», он преодолевает прошлый негативный опыт и оказывается готовым к близости с матерью. В 2000 году во время такой процедуры в Колорадо (США) задохнулась 10-летняя девочка, и данная терапия с тех пор в штате запрещена.

Читайте также:
Сухой лающий кашель у ребенка: причины, лечение, первая помощь при приступе

До сих пор существует немало адептов холдинг-терапии для лечения аутизма и РРП, в их числе весьма известные в нашей стране психологи доктор наук О.С.Никольская и М.М.Либлинг.

Суть терапии заключается в том, что мать насильственно удерживает ребенка в объятиях и, несмотря на его сопротивление, говорит ему, как он нужен ей и как она его любит. Предполагается, что после периода сопротивления, когда ребенок пытается вырваться, царапается и кусается, наступает расслабление, в процессе которого устанавливается контакт между матерью и ребенком.

Критики метода утверждают, что он не этичен, так как основан на физическом принуждении, и может спровоцировать регресс в развитии ребенка. Действительно, каким образом может установиться доверие со стороны ребенка к взрослому, применяющему к нему физическое насилие?

Воспитание ребенка с реактивным расстройством сопряжено с огромными эмоциональными затратами, порой со стрессом для родителей, которые винят себя, если долго не видят положительных сдвигов в состоянии и поведении ребенка.

Если у вашего ребенка диагностировано РРП

  1. Помните, что нет чудодейственных методик, позволяющих добиться прорыва в состоянии ребенка в короткие сроки. Ничто не заменит терапевтическую обстановку дома, безопасность, стабильность и вашу готовность эмоционально откликнуться на потребности ребенка.
  2. Обязательно найдите возможность и способ восстанавливать собственный эмоциональный баланс. Ребенок с РРП уже испытывает стресс, и ваша тревожность либо раздражительность могут его усилить. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок должен ощущать ваше спокойствие и твердость.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок должен понимать, какое поведение является неприемлемым и какие последствия его ждут в случае нарушения правил. Важно объяснить ребенку, что ваше неприятие относится не к нему самому, а к определенным его поступкам.
  4. После конфликта будьте готовы быстро воссоединиться с ребенком, чтобы дать ему почувствовать, что причиной вашего недовольства было конкретное поведение, но его вы любите и дорожите отношениями с ним.
  5. Если вы были в чем-то неправы, не бойтесь признать свою ошибку. Это укрепит вашу связь с ребенком.
  6. Установите режим дня для ребенка и следите за его исполнением. Это позволит снизить уровень тревожности у ребенка.
  7. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через телесный контакт: укачивания, объятия и держание на руках. Однако имейте в виду: если ребенок пережил насилие и травмы он первоначально будет сопротивляется прикосновениям, поэтому вам придется действовать постепенно.
  8. Выделите время, которое вы полностью посвятите ребенку, будете играть, разговаривать, гулять с ним, не отвлекаясь на другие занятия или других людей. Это очень важная составляющая ваших отношений.

Перед вами стоит непростая задача, но она осуществима. Не торопите события, запаситесь терпением и не теряйте надежды.

Реактивное расстройство привязанности: симптомы и лечение

Реактивное расстройство привязанности (РРП) — это редкое состояние , при котором ребенок или подросток имеет трудности с формированием привязанности к другим людям. Считается , что РРП является результатом пренебрежения или жестокого обращения в раннем детстве.

РРП может развиться у детей, которые не имеют доверительной связи с родителем или опекуном. Это может произойти у ребенка:

  • выросшего в детском доме
  • часто меняющего приемные семьи
  • имеющего родителя, у которого есть проблемы с психическим или физическим здоровьем
  • при длительной госпитализации

Неспособность сформировать ранние эмоциональные связи может привести к тому, что ребенок перестанет эмоционально взаимодействовать с другими людьми и у него появляются поведенческие проблемы.

РРП имеет тенденцию развиваться в раннем детстве и обычно встречается у детей и подростков. Однако в ряде случаев симптомы могут наблюдаться и во взрослой жизни.

  1. Реактивное расстройство привязанности детского возраста
  2. Подавленные симптомы РРП
  3. Расторможенные симптомы РРП
  4. Лечение
  5. Реактивное расстройство привязанности у взрослых
  6. Осложнения
  7. Диагностика
  8. Когда обратиться к врачу
  9. Заключение

Реактивное расстройство привязанности детского возраста

У ребенка может развиться РРП после травмы в раннем возрасте, которая мешает ему сформировать какие-либо устойчивые эмоциональные связи с другими людьми. У некоторых детей РРП развивается в результате пренебрежения, например, когда их оставляли плакать или голодать в течение нескольких часов. У других может развиться после эмоционального или физического насилия. Пренебрежение или жестокое обращение могут вызвать чувство изоляции, заброшенности и страха. Дети прекращают попытки сформировать устойчивые эмоциональные связи с другими. Это может распространяться на подростковый и взрослый возраст. Например, некоторые могут не доверять другим людям и не могут формировать близкие личные отношения.

У детей с РРП могут проявляться следующие признаки и симптомы:

  • ребенок редко ищет комфорт
  • минимальные эмоциональные и социальные реакции
  • ребенок не улыбается
  • у него плохое настроение
  • необъяснимые приступы раздражительности, беспокойства или страха
  • отсутствие интереса в общении
  • отсутствие социальных навыков
  • когнитивные проблемы
  • гиперактивность
  • повторяющиеся движения, такие как раскачивание взад и вперед или взмахи рук

Симптомы проявляются в возрасте до 5 лет.

После того как дети с РРП становятся старше, их симптомы обычно укладываются в один из двух распространенных вариантов: подавленные симптомы РРП или расторможенные симптомы РРП.

Подавленные симптомы РРП

Дети обычно осознают, что происходит вокруг них, но не реагируют на внешние стимулы. Дети, проявляющие подавленные симптомы, зачастую замкнуты и эмоционально невосприимчивы. Также они могут не проявлять и не искать привязанности у других людей, вместо этого предпочитая держаться особняком.

Читайте также:
Короткая уздечка языка у ребенка: причины, виды, симптомы у детей разного возраста, прогнозы, мнения врачей

Расторможенные симптомы РРП

При таком подходе дети могут быть чрезмерно дружелюбны по отношению к незнакомым людям. В большинстве случаев ведут себя как дети младшего возраста и могут искать привязанности у других людей небезопасным способом.

Лечение

Дети, у которых развивается РРП, могут испытывать серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы. Однако это состояние поддается лечению. Лечение начинается с диагностики и определения возможных причин.

Лечение РРП обычно включает в себя ребенка и его родителей. Ребенок может получать психотерапевтические и специальные образовательные методы лечения, в то время как родители могут получать подготовку или образование, чтобы оказывать ребенку поддержку.

Родители должны быть терпеливыми, сохранять позитивный настрой и иметь реалистичные ожидания относительно того, что достижимо. Важно, чтобы родители заботились о своем собственном психическом и физическом здоровье и при необходимости обращались за поддержкой к другим людям.

Реактивное расстройство привязанности у взрослых

Без лечения ребенок с РРП может иметь проблемы в подростковом и взрослом возрасте. Проблемы могут включать:

  • избегание физического контакта
  • трудности с проявлением привязанности или заботы о других
  • отсутствие эмпатии
  • плохие социальные навыки
  • трудности с формированием стабильных отношений с другими людьми
  • когнитивные проблемы, такие как плохая память или навыки решения проблем
  • проблемы с контролем гнева
  • проблемы в школе и на работе
  • рискованное поведение, такое как злоупотребление психоактивными веществами
  • проблемы психического здоровья, такие как депрессия или тревога

Лечение РРП у подростков включает в себя терапию как для самого подростка, так и для родителей. Этот подход может также состоять из индивидуальной терапии с подростком, чтобы обсудить проблемы и помочь ему понять последствия своего поведения.

Взрослым также может помочь терапия, чтобы строить отношения с людьми.

Осложнения

РРП может вызывать осложнения у детей, подростков и взрослых.

У детей с РРП может быть задержка развития и замедленный рост.

У детей старшего возраста и подростков могут быть:

  • проблемы с управлением гневом
  • трудности в школе
  • депрессия
  • тревога
  • расстройства пищевого поведения
  • злоупотребление наркотиками и алкоголем

Диагностика

Психотерапевт поставит диагноз РРП, если ребенок соответствует следующим критериям :

  • эмоциональное замкнутое поведение по отношению к родителю, о чем свидетельствует то, что ребенок редко ищет у них утешение
  • испытывает постоянное эмоциональное и социальное расстройство, характеризующееся следующим формам поведения:
  • минимальная социальная и эмоциональная отзывчивость к другим людям
  • ограниченные проявления положительных эмоций
  • эпизоды необъяснимой раздражительности, печали или страха
  • травматический опыт
  • социальная безнадзорность
  • не соответствующие диагностическим критериям расстройства аутистического спектра

Некоторые признаки и симптомы РРП перекрываются признаками и симптомами других состояний, таких как умственная отсталость или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Врач должен исключить перечисленные выше состояния состояния до постановки диагноза РРП.

Когда обратиться к врачу

Большинство детей иногда имеют симптомы РРП. Например, у детей могут быть необъяснимые эпизоды раздражительности или беспокойства, или они могут проявлять недостаток интереса к играм с другими детьми. Такие чувства и поведение не обязательно указывают на то, что у ребенка РРП.

Однако родитель или воспитатель должен обратиться за профессиональным лечением, если у ребенка наблюдается постоянная картина признаков и симптомов РРП.

Заключение

Реактивное расстройство привязанности — это редкое состояние, при котором ребенок имеет трудности с формированием привязанностей к родителям или другим людям в своей жизни. Это состояние, как правило, развивается в результате ранней травмы, такой как пренебрежение и жестокое обращение.

Без лечения РРП может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте. Лечение РРП доступно в любом возрасте, хотя раннее вмешательство может снизить риск осложнений. Лечение обычно включает разговорную терапию.

Если родитель или воспитатель обеспокоен тем, что у ребенка может быть РРП, необходимо обратиться к врачу.

Перед применением советов и рекомендаций, изложенных на сайте «Medical Insider», обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Учредитель сетевого издания (Medical Insider), главный редактор, автор статей.

Врач ультразвуковой диагностики в СЗЦДМ, г. Санкт-Петербург

Травма привязанности

Детские травмы значительно влияют на дальнейшую жизнь человека. Сами травмы обычно не осознаются пострадавшим и выявляются только на сеансе психотерапии. Психолог помогает клиенту вспомнить и заново пережить трагедию в благоприятной обстановке. Травмой считается не только травмирующее событие, но и отсутствие какого-то важного компонента или явления. Им может быть здоровая привязанность.

Типы привязанности

Есть несколько классификаций привязанностей, но компоненты в них, несмотря на разные названия, примерно схожи по смыслу. Первые исследования начала Мэри Эйнсворт в 60-х годах. В течение трех суток наблюдатели изучали особенности взаимодействия подопытных младенцев с их матерями. Чуть позже те же дети, достигшие годовалого возраста, помещались в лабораторные условия со сменяющимися обстоятельствами: оставались с мамой, одни, с незнакомцем. М. Эйснворт фиксировала их реакции.
Изучая классификацию, важно помнить, что тип привязанности, сформировавшийся у ребенка, может измениться. Это зависит от дальнейшего опыта, который он получит. Случаются как позитивные, так и негативные тенденции. Однако в любом случае именно на этом фундаменте сформируется его личность и увлечения. Сложившиеся модели поведения повзрослевший ребенок будет переносить на других людей: детей, партнера, друзей.

Читайте также:
У ребенка болит ухо и температура: первая помощь при недуге

Возможные формы привязанности:

Безопасная. Мама удовлетворяет потребности ребенка. С ней он чувствует себя счастливым, радуется ей, однако адекватно реагирует на расставание: сначала расстраивается, затем отвлекается на игрушки. Такие дети активные, самостоятельные, развитые. Они чувствуют себя защищенными и поэтому не беспокоятся.

Амбивалентная. Если мама рядом – ребенок встревожен, когда уходит – еще более встревожен. Когда она возвращается, он пытается причинить ей боль (укусить, ударить). Он то стремится к контакту, то избегает его. Такое поведение обусловлено непостоянством матери: она действует по настроению, может приласкать, а может обидеть. В дальнейшем ее отпрыск сохранит тревожность, будет чувствовать себя одиноким.

Избегающая. Ребенок самостоятельный, он избегает мать или игнорирует ее. Причина: неотзывчивость, холодность, сдержанность матери. В будущем ребенок не сможет выстраивать близкие отношения, за показной независимостью будет скрывать неуверенность. Главный страх – боязнь быть отвергнутым.

Дезорганизованная. Мама ушла – ребенок застыл, вернулась – убежал. Ребенок подвергается насилию, агрессии, его дальнейшая судьба непредсказуема.

Симбиотическая. Ребенок требует ежесекундного внимания матери, остро реагирует, когда она отвлекается или говорит с кем-то еще. Это значит, что мама гиперопекающая. Ребенок растет тревожным, с трудом сепарирует.

Травмы привязанности у детей

Травма привязанности – психическое отклонение, возникшее из-за отсутствия эмоционального контакта со взрослыми. В психиатрии ее обозначают как РРП (реактивное расстройство привязанности). Иногда термин применяют к неустойчивым и недостаточно близким отношениям с родителями. Эту ситуацию уместнее назвать «ненадежной привязанностью». Она встречается в 40% случаев. РРП выявляются менее чем в 1%.

Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.

Причины
Среди причин выявляют не только социальные факторы. Иногда предпосылкой к травме привязанности служат патологии нервной системы, из-за которых человек больше других подвержен к стрессу, патологическим эмоциональным и поведенческим проявлениям.
Настоящее РРП возникает у сирот и детей из неблагополучных семей. Во втором случае речь идет о зависимых родителях, склонных к агрессии и насилию, или матерей, страдающих послеродовой депрессией. Также это касается нежеланных детей.
Расстройство формируется из-за того, что ребенок не смог сформировать позитивные отношения с родителями. Например, он кричит от голода, но отец в ответ повышает голос, не исправляя ситуацию. Младенец чувствует опасность. Его доверие к миру подорвано.

Признаки

Количество проявлений зависит от тяжести травмы. Это может быть только один или несколько признаков, или весь комплекс симптомов (когда речь идет о РРП). Также проявления зависят от типа привязанности. Можно заподозрить травму привязанности, если ребенок:
не смотрит в глаза;
мало улыбается;
не радуется, когда приходит мама;
не дает приблизиться, успокоить себя;
не хочет брать игрушки, протянутые взрослыми;
равнодушен к одиночеству;
беззвучно плачет без повода;
отвергает помощь родителей, но пытается найти утешение у посторонних, познакомиться и сблизиться с ними.

Распространенный вариант последствий травмы: у младенцев замечают вялость, отсутствие или задержку лепета. Позже у ребенка запаздывает речь, нет интереса к игре. Далее интеллектуальное отставание все более заметно, возникают проблемы в школе. Дошкольник избегает прикосновений, на попытки сближения реагирует неадекватно: гневом, смехом, слезами, криком. С возрастом он продолжает дистанцироваться. Нередки истерики. Взрослые учатся контролировать агрессию, маскируют проявления агрессии, но все еще не могут рефлексировать собственные чувства и поведение.

Диагностика

Полное обследование должно включать:
Опрос. Врач спрашивает о составе семьи, поведении ребенка. Уточняет особенности взаимоотношений между всеми членами семьи, личные качества ребенка.
Наблюдение. Профессионал наблюдает за общением ребенка с родителями.
Сбор дополнительных данных. Специалист может интересоваться мнением других профессионалов: педагогов, невролога и др.;
Психодиагностика. На этом этапе важно изучить внутренний мир и состояние пациента.
Врач убеждается, что у ребенка именно расстройство привязанности, а не аутизм, гиперактивность или дефицит внимания.

Лечение
Цель – изменить взаимоотношения ребенка с родственниками. Применяются следующие виды воздействия:
Индивидуальная психотерапия. Необходимо устранить страхи, недоверие, снизить напряженность.
Семейная психотерапия. Восстанавливается эмоциональный и вербальный контакт.
Консультирование родителей.
Иногда при РРП могут также выписать медикаменты, улучшающие эмоциональный фон ребенка.

Последствия травм привязанности для взрослых

Взрослый, которого воспитывали в условиях безопасной привязанности, умеет рефлектировать и удовлетворять свои эмоциональные потребности. А вот человек с травмой привязанности оказывается постоянно неудовлетворенным. Например, мужчина не позволяет себе вступить в серьезные отношения с женщиной. Образовавшую пустоту он может заполнять рыбалкой, играми, алкоголем и т.д.
Амбивалентная привязанность перерастает в неуверенность. Человек страдает патологической ревностью, он все время думает, что его бросят и первый провоцирует расставание. Он не может завести семью, потому что постоянно меняет партнеров. Примерно также проявляется дезорганизованная. Симбиотическая привязанность проявляется в отсутствии критичности к себе и партнеру. С остальными видами сложнее предсказать типичный сценарий.
Взрослый, переживший травму привязанности, может превращать работу в сублимацию отношений. Карьера превращается в единственную жизненную цель. При этом тревога повышена. Есть вероятность неадекватного отношения к начальнику, на которого переносится родительский образ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: