Животные жарких и холодных стран — Чарушин Е.И., читать рассказ детям онлайн

Животные жарких и холодных стран — Чарушин Е.И. Рассказ про животных.

Берегитесь, зебры — полосатые лошади! Берегитесь, бы­стрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы!

Лев на охоту вышел!

Будто гром прогремел и прокатился по кустам и зарослям. Это львиный рёв, львиное рыканье. И все звери притаились.

Лев всех сильней, всех страшней. Грива у него густая, когти острые, зубы крепкие.

Кого он этой ночью поймает?

Пингвины

Это совсем удивительные птицы — на других не похожи. Они летают в воде, а не по воздуху. Нырнут и так сильно ма­шут крыльями-коротышками, так быстро летят под водой, что рыбу догоняют. А ходят пингвины тоже особенно, по- своему: столбиками. Издали кажется, что это человек идёт в чёрном пиджаке и белом жилете.

Однажды заплыл корабль в неведомые холодные края. Хотели моряки к берегу пристать — и вдруг видят: на льду выстроилось целое войско! Подплыли ближе. А войско вдруг разом, как по команде, бултых головой в воду! Тут только и поняли моряки, что это не люди были, а птицы.

Кит — самый большой зверь на свете. Он в море жи­вёт, плавает в воде, как рыба.

Заплывёт кит в холодные моря, где один лёд да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за ры­бьими стаями. Куда рыба, туда и он.

Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решётки, а называются эти решетки китовым усом.

Слон

Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся — из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон.

Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как брёвна, уши как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вы­тянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.

Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.

Бегемот

Бегемот еле ходит на своих ногах-обрубках. Жир на нём так и трясётся. Притащится этот толстый обжора на поле — всё поле сожрёт, а что не сожрал — сомнёт. И уйдёт потом в реку спать; дремлет и нежится на воде, как на самой мяг­кой перине. Выспится, отдохнет — и давай веселиться. Тут, в воде, он совсем не неуклюжий, а очень проворный зверь. Плавает, ныряет, водоросли со дна достаёт, а то разинет свою пасть — а она у него огромная, как раскрытый чемодан, — и заорёт, будто десять лошадей разом заржали.

Северный олень

На Севере снег да лёд, и лето бывает короткое-короткое. Сена там не накосишь, ни корову, ни лошадь зимой не прокормишь. Только северный олень умеет там жить. Он копытами снег разгребает, достаёт лишайник — ягель.

Чьё молоко пьёт на Севере человек? Оленье. На чем ездит? На олене.

Чьё мясо ест? Оленя.

Не прожить без оленя в тех местах человеку.

Орангутанг

Это большая рыжая обезьяна орангутанг. По-малайски орангутанг — лесной человек. Малайцы про орангутанга рассказывают сказку. Будто был он раньше человеком и жил, как все люди, в деревне. Потом не захотел работать и ушёл в лес на деревьях жить. Весь рыжей шерстью оброс и сделался обезьяной.

Крокодил

Лежит крокодил в тёплой воде на самом солнцепёке, греется. Зубастую пасть закрыл, гребенчатым хвостом не шевельнёт. Будто просто гнилая коряга валяется в воде, а не живой зверь.

Лежит крокодил в воде у самого берега, ждёт добычу. Придёт зебра или антилопа к реке воды напиться — он уда­рит зверя своим сильным хвостом, сшибёт с ног, ухватит зу­бастой пастью и утащит в воду, на дно.

Морж толстый, тяжёлый. Будто громадный кожаный ме­шок с жиром.

Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетини­стых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как вёслами, воду загребает.

Нырнёт глубоко под воду и пасётся на дне морском, как корова на лугу. Водоросли жуёт, ракушки ищет, а когда на­естся вдоволь, выплывет кверху, обопрется на край льдины или на берег своими клыками, подтянется и вылезет весь из воды. Ляжет на камни и отдыхает.

Белый медведь

Белый медведь — это зверь-бродяга. Шуба у этого бро­дяги тёплая, её мороз не прохватывает. Густая шерсть в воде не мокнет. Нипочём ему ни мороз, ни вьюга, ни ветер, ни ледяная вода.

Ходит, бродит белый медведь по льдам, по снегам; пой­мает добычу — рыбу или моржонка, наестся и сразу зава­лится спать, прямо тут же на льду.

А когда выспится, опять побредёт. Высматривает, вы­нюхивает, кого бы поймать, чем бы снова брюхо себе на­бить. Ныряет он ловко, бегает быстро, плавает легко. Такой долго голодным не останется, добудет себе еду.

Читайте также:
Вредные советы — книга Григория Остера, читать рассказ детям онлайн

Носорог

Трещат сучья в лесу, качаются и трясутся деревья. Это напря­мик сквозь тропическую чащу ломится громадным зверь — но­сорог. Нипочём ему колючки и шипы, твёрдые сучья и пни. У него шкура толстая и крепкая, как броня: копьё от неё отскочит, стрела сломается. Пробьёт такую шкуру только пуля из винтовки.

У носорога большой рог на носу, а глаза маленькие, сле­пенькие. Он плохо ими видит. Ничего толком не разберёт, а сразу бросается бодаться.

Вспыльчивый зверь и подозрительный.

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка / 5. Количестов оценок

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Библиотека для детей

Короткие рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе.Список произведений.Краткая биография и творчество Чарушина.

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.

Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.

Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.

Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.

С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

Читайте также:
Проказы старухи-зимы — Ушинский К.Д., читать рассказ детям онлайн

Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
————————————————————
Рассказы Евгения Чарушина о животных
и о природе.Читаем бесплатно онлайн

Блог Быковой С.В.

жизнь логопедической группы №10 ГБДОУ д/с5 : события, конкурсы, задания, рекомендации

Страницы

  • Главная страница
  • о блоге
  • Наш детский сад
  • Анкеты
  • ссылки на другие блоги
  • Фото галерея

19 апр. 2021 г.

дикие животные жарких и холодных стран

С 19 по 25 апреля 2021г. тема

“Животные жарких и холодных стран”

Существительные: лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, кенгуру, тигр, коала, утконос, попугай, гепард, страус, кенгуру, панда, коала, морж, тюлень, пингвин, песец, белый медведь, хобот, клыки, грива, пустыня, джунгли, саванна, буйвол, пасть, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, кости, рога, копыта, хищник, охотник, Африка, Австралия.

Глаголы: рычать, кусать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить, охотиться, прятаться, скрываться, жить, лазать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться, бросается, подстерегает, мчится, стережет добычу, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть.

Прилагательные: злой, большой, быстрый, зубастый, полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, огромный, длинношеий, пушистый, свирепый, хищный, травоядный, все­ядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, неуклюжий, пятнистый, хвостатые, толстокожие, выносливые, двугорбые.

Наречия : быстро, сильно.

По возможности посетите с детьми зоопарк и зоологический музей. Побеседуйте о внешних признаках, характерных повадках, питании животных жарких и холодных стран. Задайте вопросы ребенку: «Какие животные живут там, где жарко (холодно)? Чем они питаются? Как охотятся? Как защищаются? Кого из них ты видел в зоопарке? А кого в телевизионных программах?»

Расскажите о профессиях людей, работающих в зоопарке. Поговорите о правилах поведения в зоопарке, в музее.

1. закрепить тему с детьми можно по альбому Карпова С. И., Мамаева В. В. по теме «Животные жарких стран» и «Животные Севера»

2. Грамота: « Буква мягкий знак ».

3. Выучите это стихотворение (или любое другое по теме):

Зоопарк приехал к нам.

В нём слоны, гиппопотам.

Есть медведь и крокодил,

Даже парочка горилл;

Какаду и обезьяны,

Змеи, суслики, вараны

В клетке грустные сидят.

Скучно им. Домой хотят.

4. Составьте и запишите в тетрадь сравнительный рассказ об одном из животных жарких и холодных стран по плану:

Как называется? Кто где живет? Какое у них жилище?

Какой внешний вид? Какие повадки?

Чем питаются? Как добывают пищу?

Какие у них враги? Как защищаются?

Как растят детенышей?

5. Что можно прочитать ребенку по этой теме:

Энциклопедии про животный мир

Б. Житков «Про обезьяну»,

Л. Толстой «Лев и собачка»,

Е. Чарушин «Рассказы о животных»,

С.Маршак «Обезьяна», «Где обедал, воробей?», «Детки в клетке»,

А.Барто «Олень», «Если б я была дельфином»,

Г. Остер «Зарядка для хвоста», «Привет мартышке», «Куда идёт слонёнок»,

Р. Киплинг «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым»,

Д. Биссет «Сказки»,

Э. Успенский «Про Веру и Анфису»,

А.Михайлов «Как я подружился с дельфином»,

М.Лукашина «Стать бы китом»,

.Шемякина «Сказка про кита»,

Н. Сладков. «Во льдах. Птичий базар. Полярной ночью.» « Разговоры во льдах.» « Кто что умеет.» « В тундре. Молодой волк. Под снегом. Разговор в тундре.», «Загадочные истории».

Г. Снегирёв. «Пингвиний пляж. К морю. Отважный пингвиненок. Охотничьи истории (След оленя)».

Маленькие рассказы: Моржиха — Бианки В.В., читать рассказ детям

Виталий Валентинович Бианки – писатель-натуралист, большой любитель и популяризатор природы. Его замечательные рассказы и сказки с удовольствием читают до сир пор.

Предлагаем вашему вниманию короткие, написанные понятным детям языком, познавательные рассказы и сказки Виталия Бианки. Дети сами могут их прочесть и пересказать.

Лесная газета

Серия небольших рассказов из “Лесной газеты” по временам года

Колония на острове

На песчаной отмели одного острова живут на даче маленькие чайки.
По ночам они спят в песчаных лунках (ямках) – по трое в лунке. Вся отмель в лунках: такая большая колония чаек.
Днем они учатся летать, плавать и ловить мелкую рыбешку под руководством старших.
Старые чайки учат и зорко охраняют своих ребят.
Когда приближается враг, они слетаются стаей и кидаются на него с таким криком и гамом, что всякому страшно станет.
Даже громадный морской орел-белохвост спешит удрать от них подальше.

Читайте также:
Васька — Ушинский К.Д., читать рассказ детям онлайн
Оставили с носом

Большой сарыч высмотрел тетёрку с целым выводком жёлтеньких пушистых тетеревят.
Вот, думает, пообедаю.
Он уже нацелился было ударить по ним сверху, да тут тетёрка заметила его.
Она крикнула, — и все тетеревята в один миг исчезли. Сарыч глядел-глядел, — нет ни одного, как сквозь землю провалились! Полетел другую добычу искать себе на обед.
Тогда тетёрка опять крикнула, — и кругом неё повскакали на ножки жёлтенькие пушистые тетеревята.
Никуда они не проваливались, а тут же и лежали, плотно прильнув к земле. Поди-ка отличи их сверху от листьев, травы и комков земли!

Кошкин выкормыш

У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.
Мы взяли и подложили его кошке. У кошки было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.
Так зайчонок и вырос на кошкином молоке. Они очень подружились и даже спят всегда вместе.
Смешней всего, что кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам на двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её выкормыша-зайца.

Сам себе кладовая

А многие звери так никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.
Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные — и всё тут.
Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.
Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже —и на боковую.
Да еще и греет их жир: он холода не пропускает.

Холодно в лесу, холодно!

Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи крепко.

Кто сыт, тому холод не страшен

У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт.
Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её — пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, — пусто в лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днём вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!

Бесплатные столовые

Настало тяжёлое время для маленьких наших друзей – птиц, голодное время, лютое время…
Сильно страдают от голода и холода певчие птицы.
Сердобольные горожане устраивают для них маленькие бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах. Одни вывешивают из окна кусочки хлеба и сала на ниточке. Другие выставляют в сад лукошки с зерном и хлебом…
Трудно – ох, трудно! – приходится певчим пичугам, да и другим птицам!
Зинзиверы, пухлячки, лазоревки, а иногда чижи, чечётки и другие наши зимние гости целыми стайками посещают эти бесплатные столовые.

Что делали рыбы зимой?

Зимой, в крепкие морозы, многие рыбы крепко спали.
Карась и линь еще с осени зарылись в ил на дне. Пескари и уклейки зимовали в углублениях с песчаным дном. Сазан (он же карп) и лещ залегли на зиму в глубокие ямы речных и озерных заливов, поросших камышом. Осетры с осени сбились в тесные кучи на дне ятовей – углублений в непромерзающих больших реках. Ведь чем глубже вода, тем теплее она у дна.

Белка в лодке

Рыбак ставил мерёжи на лещей в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты.
На одном из кустов он разглядел какой-то рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул – и прямо к рыбаку в лодку.
В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой.
Рыбак довез её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес. Как она попала на куст среди воды и долго ли там просидела, – никто не знает.

Короткие рассказы В. Бианки

Лис и мышонок

– Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал?
– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, лис, прятаться.
– Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!
– А у меня в норке спаленка.
– Кушать захочешь – вылезешь!

Читайте также:
Петька-микроб — повесть Григория Остера, читать детям онлайн

– А у меня в норке кладовочка.
– Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!
– А я от тебя в отнорочек – и был таков!

Купание медвежат

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка и пестун – её годовалый сын, медвежья нянька.
Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.
Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Музыкант

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
– Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн. » Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн. »
Старик удивился:
«Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн. » – да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн. » – как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, – медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн. »
Колхозник спросил старика:
– Ну что, убил медведя?
– Нет, – ответил старик.
– Что ж так?
– Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

Хитрый Лис и умная Уточка

Осень. Хитрый Лис думает:
«Утки в отлёт собрались. Дай-ка схожу на речку – утятинкой раздобудусь».

Подкрался из-за куста, видит: правда, целая стая уток у берега. Одна Уточка стоит под самым кустом, лапкой перья в крыле перебирает.
Лис хвать её за крыло!
Со всех силёнок рванулась Уточка. Оставила перья у Лиса в зубах.
«Ах ты. – Лис думает. – Вырвалась как…»
Стая всполошилась, поднялась на крыло и улетела.
А эта Уточка не могла с ней: крыло сломано, перья вырваны. Она спряталась в камышах, подальше от берега.
Ушёл Лис ни с чем.

Зима. Хитрый Лис думает:
«Замёрзло озеро. Теперь Уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдёт, – наследит, – по следу её и найду».
Пришёл на речку, – верно: лапки с перепонками наследили на снегу у берега. А сама Уточка под тем же кустом сидит, распушилась вся.
Тут ключ из-под земли бьёт, не даёт льду намёрзнуть, – тёплая полынья, и пар от неё идёт.
Кинулся Лис на Уточку, а Уточка – нырк от него! – и ушла под лёд.
«Ах ты. – Лис думает. – Утопилась ведь…»
Ушёл ни с чем.

Весна. Хитрый Лис думает: «Тает лёд на речке. Пойду мёрзлой утятинкой полакомлюсь».
Пришёл, а Уточка плавает под кустом, – жива, здоровёхонька!
Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью, – под другим берегом: там тоже ключ был.
Так всю зиму и прожила.
«Ах ты. – Лис думает. – Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…»
– Зря, зря, зря! – закрякала Уточка.
Порх с воды и улетела.
За зиму-то у неё крыло зажило и новые пёрышки отросли.

Читайте также:
Курица на столбах — Пришвин М.М., читать рассказ детям онлайн
Чей нос лучше?

Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждёт, высматривает. Увидал поблизости дубоноса и стал жаловаться ему на свое горькое житье.
— Очень уж мне утомительно, — говорит, — пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зёрнышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.
— Да, твой нос никуда не годится! — сказал Дубонос. — То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюёшь ягоды. Вот бы тебе такой нос.
Услыхал его Клёст-Крестонос и говорит:
— У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.
Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.
— Верно, — сказал Мухолов, — твой нос хитрей устроен!

— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота Бекас-Долгонос. Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтобы им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!
Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.
— Ах, — сказал Мухолов, — вот бы мне такой нос!
— Постой! — запищали в один голос два брата кулика — Шилонос и Кроншнеп-Серпонос. — Ты ещё наших носов не видал!
Поглядел Мухолов и увидал перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, и оба тонкие, как иголка.
— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал Шилонос, — чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.
— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал Кроншнеп-Серпонос, — чтобы им червяков да букашек из травы таскать.
— Ну, — сказал Мухолов, — лучше ваших носов и не придумаешь!
— Да ты, видно, настоящих носов и не видал! — крякнул из лужи Широконос. Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!
Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос!
— Ну и лопата!
— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувыркнулся головой в лужу.
— Обратите внимание на мой носик! — прошептал с дерева скромный серьенький Козодой-Сетнонос. — У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.
— Это как же так? — удивился Мухолов.
А вот как! — сказал Козодой-Сетконос, да как разинет зев, — все птицы так и шарахнулись от него.
— Вот счастливец! — сказал Мухолов. — Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!
— Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь!
— Эй вы, мелюзга! — крикнул им Пеликан-Мешконос с озера. — Поймали мошку и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.
Поднял толстый Пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.
— Вот так нос! — воскликнул Мухолов, — целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!
— Ты, должно быть, моего носа еще не видал, — сказал Дятел. — Вот, полюбуйся!
— А что же на него любоваться? — спросил Мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом пищу себе на обед доставать долго, а о запасах и не думай.
— Нельзя же всё только об еде думать, — сказал Дятел-Долбонос. — Нам, лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем, но и дерево долбим: жилище устраиваем, и для себя и для других птиц. Вот у меня какое долото!
— Чудеса! — сказал Мухолов. — Столько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.
Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.
Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унёс себе на обед.
А остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.

Читайте также:
Говорящий грач — Пришвин М.М., читать рассказ детям онлайн

Источник. Хрестоматия для маленьких. М. 1987

Бианки Виталий Валентинович

Бианки Виталий Валентинович (1894-1959) — русский писатель, автор многих произведений для детей. Абсолютное большинство сказок Бианки посвящены русскому лесу. Во многих из них неоднократно высказывается мысль о важности знаний касающихся живой природы, причем высказывается мягко и бережно, пробуждая в детях тягу к знаниям и исследованию: «Мышонок Пик», «Красная горка», «Как муравьишка домой спешил», «Лис и мышонок», «Синичкин календарь» и многие другие.

Популярные сказки Бианки Виталия Валентиновича

Сказки Бианки Виталия Валентиновича

Сказки и рассказы Виталия Валентиновича Бианки

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в 1894 году. Писателя с детства приучали к биологическим наукам, отец постоянно водил его в Зоологический музей, а также поручал писать заметки натуралиста. Бианки проникся любовью к природе еще в детском возрасте, он продолжал делать натуралистические заметки всю оставшуюся жизнь. Чего только не было в его тетрадях: записи о повадках птиц и зверей, охотничьи рассказы, небылицы, а также местные диалекты, касающиеся природы того или иного края.

Писатель очень любил путешествовать и всегда проводил летние месяцы на природе, изучая лесную флору и фауну в самых отдаленных уголках нашей необъят ной родины. Именно поэтому сказки и рассказы Бианки так колоритны и разнообраз ны.

Виталий Валентинович основательно занялся писательской деятельностью в 1922 году. В это время он знакомится с Маршаком, который впоследствии окажет значительное влияние на творчество писателя. Маршак знакомит своего нового друга с Чуковским и Житковым, которые пришли в восторг, услышав сказки и рассказы Бианки. Как раз в тот момент писатель понял, что заметки, которые он так старательно собирал всю жизнь – не были напрасным трудом. Каждая такая запись – повод для новой сказки, или очерка. В скором времени в детском журнале «Воробей» Бианки будет впервые опубликован.

В 1923 году, увидят свет множество книг Виталия Валентиновича, которые затем принесут ему широкую известность: «Хвосты», «Мышонок Пик», «Теремок», «Красная горка» и многие другие. Через пять лет выйдет самое знаменитое творение Бианки – «Лесная газета», она выпускалась вплоть до 1958 года и была признана образцовым детским произведением. Позднее, в 1932 году, будет выпущен сборник «Лесные были и небылицы», который объединит в себе как ранее написанные сказки и рассказы Бианки, так и новые работы писателя.

Абсолютное большинство сказок и рассказов Виталия Валентиновича посвяще ны русскому лесу. Во многих из них неоднократно высказывается мысль о важности знаний касающихся живой природы, причем высказывается мягко и бережно, пробуждая в детях тягу к знаниям и исследованию.

Бианки умел наблюдать жизнь глазами детей, именно благодаря такому редкому дару любое его произведение читается ребенком легко и непринужденно. Благодаря путешествиям писатель знал очень многое, однако в книгах он концентрирует внимание ребенка только на самых значительных и драгоценных моментах. Сказки и рассказы Бианки крайне увлекательны и разнообразны. Некоторые смешные и веселые, некоторые драматические, а какие-то произведения полны лирического раздумья и поэзии.

Фольклорная традиция сильна во многих произведениях Бианки. Виталий Валентинович дал своим творениям все лучшее, что он смог почерпнуть в народных сказках, байках бывалых охотников и путешественников. Сказки и рассказы Бианки полны юмора и драматизма, они написаны простым и естественным языком, им свой ственна сочность описания и стремительность действия. Любые произведения писателя, будь то сказки, или рассказы, основаны на глубоком научном знании, они оказывают великолепное воспитательное воздействие. Писатель учит детей не только наблюдать за природой, но и стремиться познать ее красоту, а также беречь естественные богатства, столь нужные человеку, особенно в наше непростое время.

Хотя сказки и рассказы Бианки написаны в одном жанре, они весьма разнообразны и совершенно не похожи друг на друга. Это могут быть как коротенькие сказки-диалоги, так и многостраничные повести. Юные читатели, знакомясь с творчеством Виталия Валентиновича, получают свои первые уроки естествознания. Описание в произведениях настолько сочное и красочное, что ребенок без труда сможет представить себе обстановку, либо душевное состояние персонажей.

Для самых маленьких любителей литературы Бианки написал небольшие юмористические рассказы, содержание которых основывается на любопытном, и в тоже время поучительном приключении. Наряду с отдельными произведениями писатель публикует целые циклы рассказов для маленьких, например «Мой хитрый сынишка». Главный герой – любопытный мальчик, который в ходе прогулок с отцом по лесу по стигает лесные тайны и делает для себя множество открытий.

Для более взрослых читателей Виталий Валентинович публикует сборник «Нечаянные встречи», все произведения в котором имеют стройную композицию, поэтический зачин и концовку. Казавшийся вначале бесхитростным, сюжет в окончании заставит читателя в серьез задуматься над тем, что произошло.

Читайте также:
Гуси — Ушинский К.Д., читать рассказ детям онлайн

В заключение хочется отметить, что сказки и рассказы Бианки подойдут для детей любого возраста, они помогут ребенку не только расширить кругозор, но и разовьют тягу к знаниям. Недаром произведения писателя включены в золотой фонд детской литературы, не только в России, но и за ее пределами.

Виталий Бианки – Лесная газета. Сказки и рассказы (сборник)

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Виталий Бианки – Лесная газета. Сказки и рассказы (сборник) краткое содержание

В книгу замечательного писателя-натуралиста Виталия Валентиновича Бианки вошли: «Лесная газета» (в сокращении), сказки и рассказы.

Лесная газета. Сказки и рассказы (сборник) – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Спешат лесные жители: это последний месяц весны.

Скоро придёт лето, и с ним заботы о гнёздах и птенцах.

В деревнях говорят:

«И рада бы весна на Руси вековать вековушею, а придёт день – прокукует кукушкою, соловьем зальётся, – к лету за пазуху уберётся».

В этом месяце соловей так распелся, что и днём и ночью свищет да щёлкает.

Ребята удивляются: а когда же он спит? Весной птицам спать долго некогда, птичий сон короток: успевай соснуть между двух песен да в полночь часок, да в полдень часок.

На утренних и вечерних зорях не только птицы – все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой, и писк, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

Лают лисица и белая куропатка. Кашляет косуля. Воет волк.

Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.

Дятлы отыскивают звонкие сухие сучья. Это у них – барабан. А вместо палочек у них – отличный крепкий нос.

Жуки-усачи скрипят своей жёсткой шеей – чем не скрипочка?

Кузнечики – лапками по крыльям: на лапках у них зацепочки, а на крыльях зазубринки.

Рыжая цапля-выпь ткнёт свой длинный клюв в воду да как дунет в него. Бултыхнёт вода – по всему озеру гул, словно бык проревел.

А бекас, тот даже хвостом умудряется петь: взовьётся ввысь да вниз головой оттуда с распущенным хвостом. В хвосте у него ветер гудит – ни дать ни взять барашек блеет над лесом! Вот какой оркестр в лесу.

Под деревьями и кустами, невысоко над землёю, уже давно светятся жёлтые звёздочки гусиного лука.

Они появились, когда деревья были голы и яркие лучи весеннего солнца свободно достигали земли. В этих лучах и расцвёл гусиный лук, а рядом расцветала хохлатка.

Как было радостно увидеть её первые цветы! В ней всё красиво: и причудливые с длинными шпорцами лиловые цветочки, собранные букетиком на конце стебелька, и сизоватые, рассечённые листочки.

Сейчас пора гусиного лука и его подруги-хохлатки уже отходит. Тень деревьев стала слишком густой, она мешала бы им жить, если бы они уже не приготовились уйти домой. Их дом в подземном мире. На земле они только гости. Рассеяв семена, они бесследно исчезнут. Но где-то там, в глубине, будут покоиться всё лето, всю осень и зиму маленькая луковица и круглый клубенёк.

Если хочешь пересадить их к себе, копай сейчас, пока ещё не отцвели запоздалые цветы. Копай осторожно и прилежно. Просто удивительно, какой длины бывают иногда бледные подземные стебельки этих маленьких растеньиц!

Луковицы и клубни наших гостей в тех местах, где земля сильно промерзает, лежат очень глубоко. В тёплых, защищённых местах они ближе. Помни это, когда будешь сажать их у себя.

Один лескор пишет нам:

«Я ходил в лес ночью – послушать в лесу ночные голоса. Слышал разные звуки, а чьи они – не знаю. Как же мне писать про них в «Лесную газету»?»

Мы ответили ему: «Опиши, что слышал, а мы уж постараемся разобрать».

Вот он и прислал в редакцию такое письмо:

«Сказать по правде, чепуху какую-то я слышал ночью в лесу, а совсем не оркестр, как вы пишете.

Понемногу затихли все птичьи голоса, и, наконец, настала полная тишина. Была полночь.

И вот где-то в вышине началось: загудела низкая струна. Сперва тихо, потом громче, громче – толсто так, басовито – и опять тише, ещё тише – и смолкла совсем.

Я подумал: «Ну, для начала и это не плохо. Хоть на одной струне, да заиграли».

А из лесу вдруг: «Ха-ха-ха! Хо-хо-хо!» – да жутким таким голосом, у меня мурашки по спине побежали.

Читайте также:
Кот и рыбки — Чарушин Е.И., читать рассказ детям онлайн

«Вот, – думаю, – награда музыканту: хохочут над ним!»

И опять тишина. Долго. Я уж думал – больше ничего не будет.

Потом слышу: кто-то патефон заводит. Заводит и заводит – а музыки нет. «Испортился, что ли, у них патефон?» – думаю.

Перестали. Тихо. Потом опять заводят: тырр-рырр-рырр-рырр. – без конца, надоело даже.

Завели наконец. «Ну, – думаю, – теперь-то уж пластинку поставят, сейчас пустят».

Вдруг в ладоши захлопали. Звонко так, горячо.

«Как же это? – думаю. – Никто ничего не сыграл, а уже в ладоши хлопают?»

Вот и всё. Потом опять долго-долго заводили патефон, ничего не сыграли, а в ладоши хлопали. Я рассердился и ушёл домой».

Мы должны сказать, что сердиться нашему лескору не надо было.

Он слышал, как низкая струна гудела. Это какой-нибудь жук над ним пролетел – наверно, майский.

Жутко хохотала большая сова неясыть.

Такой у неё неприятный голос, ничего не поделаешь.

Патефон заводил – тырр-рырр-рырр-рырр! – козодой – тоже ночная птица, только не хищная. Никакого патефона у козодоя, конечно, нет: это он так горлом делает. И воображает, что поёт.

И в ладоши хлопал тоже он, козодой. Не в ладоши, конечно, а крыльями по воздуху хлоп-хлоп-хлоп! Очень похоже на аплодисменты.

А зачем он это делает, этого редакция объяснить не может: сама не знает.

Наверно, просто так, с радости.

Журавли устраивают танцы на болоте.

Соберутся в кружок, и вот один или двое выходят на серёдку и начинают приплясывать.

Сперва ничего – только подпрыгивают долгими ногами. Дальше больше: пускаются в широкий пляс и такие коленца выкидывают – помрёшь со смеху! И кружатся, и прыгают, и вприсядку – ну точь-в-точь трепака откалывают на ходулях! А те, что кругом стоят, равномерно, в такт, хлопают крыльями.

А у хищных птиц игры и пляски в воздухе.

Особенно отличаются сокола. Они поднимаются под самые облака и там показывают чудеса ловкости. То, разом сложив крылья, с головокружительной высоты камнем летят вниз – над самой землёй раскинут крылья, широкий круг дадут и снова взмоют ввысь. То застынут высоко-высоко над землёй – и висят с распростёртыми крыльями, как на ниточке подвешенные к облакам. То вдруг примутся кувыркаться в воздухе через голову, как настоящие небесные клоуны, турманом-турманом падают к земле, выкидывают «мёртвые петли», кружатся, крыльями плещут.

Весна кончается. К нам в Ленинградскую область прибыли последние птицы, зимовавшие на юге.

Как мы и ожидали, это птицы в самых ярких и пёстрых нарядах.

Теперь, когда луга покрылись цветами, а кусты и деревья – свежей листвой, им легко прятаться от хищников.

В Петродворце видели над ручьём зимородка в изумрудно-коричнево-голубом мундире. Он прилетел из Египта.

Значение книг В.В. Бианки в знакомстве детей с природой
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Говорим о роли творчества В.В. Бианки, его книг в знакомстве детей, в том числе детей дошкольного возраста, с природой.

Скачать:

Вложение Размер
tvorchestvo_v.v._bianki.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Книга не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.

Особое место в литературе для детей принадлежит Виталию Валентиновичу Бианки (1895–1959) . Его рассказы, сказки, удивительная энциклопедия природы — «Лесная газета» — раскрывают многие загадки и тайны природы. Произведения В. Бианки помогают отвечать на многие вопросы из жизни природы. Уже сами названия вызывают необходимость поиска ответа: «Где раки зимуют?», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поет?», «Чьи ноги?».

Сказки В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев — насекомых, птиц, зверей — и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. Высокая художественность, занимательность и сказочность в соединении с научной точностью делают произведения Бианки ценным педагогическим материалом.

В своём дневнике Виталий Валентинович размышлял, почему его книжку «Лесные домишки» так любят дошколята: «Что в ней угадано для маленьких?…Может быть, то доброе, что встречает Береговушку – слабую и беспомощную – в этом огромном, но уже не чужом ей мире… Собственно, почти на ту же тему у меня «Приключения Муравьишки», «Мышонок Пик» – тоже». Он прав. Детям – доброе. Это девиз творчества Бианки.

1. Биография В.В. Бианки

Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге в семье Валентина Львовича и Клары Андреевны Бианки, у которых на тот момент уже были сыновья – Лев и Анатолий.

Отец был ученым-орнитологом и работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Он ввел Виталия в свой мир – удивительный, но неподвижный и молчаливый мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Так у будущего писателя родилась мечта – найти «волшебную палочку», которая бы оживила застывший мир. Такой «волшебной палочкой» могло быть только художественное слово.

Валентин Львович открыл Виталию и мир живой природы. Каждое лето семья выезжала на берег Финского залива, где отец и сын подолгу пропадали в лесу. Позднее писатель вспоминал: «Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии» («Отчего я пишу про лес»).

В семье Бианки часто бывали известные зоологи, путешественники, бывалые люди. Их увлекательные, захватывающие рассказы будоражили воображение мальчика.

В 1915 году Виталий поступил на естественное отделение Петербургского университета, но закончить его ему не удалось, так как он был мобилизован в армию.

После Октябрьской революции писатель жил на Алтае, в Бийске, преподавал в школе. Он принимал активное участие в работе местного краеведческого музея, для пополнения коллекций которого, он, вместе со своим братом Анатолием, предпринял несколько экспедиций по рекам и горам Алтая.

В 1922 году семья В. Бианки вернулась в Петроград. В 1923 году Виталий Валентинович входит в кружок детских писателей, членами и гостями которого были С. Маршак, Б. Житков, К. Чуковский, А. Слонимский, Е. Шварц и многие другие. Этот кружок сыграл большую роль в становлении советской детской литературы. В этом же году в детском журнале «Воробей» Бианки напечатал свою первую сказку – «Путешествие красноголового воробья».

С 1926 по 1929 год писатель жил сначала в Уральске, потом в Новгороде, где продолжал наблюдать за природой и писать. В 1927 году вышли его повести «Аскыр», «Одинец», а в 1928 году появилось первое издание знаменитой «Лесной газеты».

С 1929 по 1941 год Бианки с семьей жил в Ленинграде. Каждое лето они, как и прежде, выезжали в деревню, где в 1941 году их и застала новость о начале Великой Отечественной войны. Из-за болезни сердца В.В. Бианки не призвали в армию.

В 1942 году он с семьей эвакуировался на Урал, поселился в городке Оса, недалеко от Перми. Бианки пытался быть полезным стране, делал все, что в его силах: выступал с чтением в детских домах перед эвакуированными детьми, помогал советами и делом краеведческому музею, писал новые рассказы.

После Победы писатель снова переехал в Ленинград. Постепенно наладился привычный «сезонный» ритм жизни и работы: зимой – в городе, летом – в деревне. Виталий Валентинович продолжал писать: выходили новые книги, расширялась переписка с друзьями, с читателями.

Много сил и времени отдавал он группе начинающих писателей – своих учеников. Среди них – К. Гарновский, А. Ливеровский, Н. Павлова, С. Сахарнов, Н. Сладков, Э. Шим.

Последней книгой, которую написал Бианки, стала книга рассказов «Птицы мира». 10 июня 1959 года В. В. Бианки не стало.

2. Произведения В.В. Бианки для детей. Единство научного и фантастического в сказках В.В. Бианки

Виталий Бианки является основоположником советской природоведческой литературы для детей, несмотря на то, что и до него писали о птицах, зверях и рыбах. Заслуга Бианки в том, что каждого он назвал своим именем, каждый у него живет там, где ему положено и действует так, как это присуще только ему. Писателю удалось показать стройность мира природы, его разнообразие и привлекательность и ввести в этот мир ребенка-читателя.

Читая книги В. Бианки, дети впервые сталкиваются с новым для них миром зверей, птиц, насекомых, растений. Они схватывают в нем пока лишь отдельные, разрозненные звенья живой природы. Писатель не только рассказывает ребятам о них, но смело подводит юных читателей к первоначальному осмыслению, к самому простому обобщению. Не случайно автор любит брать ряды параллельных фактов и явлений: разные гнезда, хвосты, носы, ноги, способы передвижения, защиты, маскировки. Это невольно заставляет юных читателей сравнивать, связывать и обобщать.

Все это писатель делает с помощью особого жанра «сказки-несказки». Бианки является родоначальником этого жанра, для которого характерно глубокое обобщение, основанное на научном знании. Например, в сказке «Лесные домишки» довольно простой сюжет: ласточка береговушка, разыскивая дорогу домой, знакомится с самыми разными типами гнезд. Следя за сюжетом, можно легко запомнить ряд интересных сведений.

По такому же принципу построены и другие произведения В. Бианки: «Кто чем поет?», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Мастера без топора».

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель – дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения». Писатель учился у народа, у народной сказки. Отсюда в его собственных сказках – юмор, простота и естественность речи, сочность языка, стремительность действия.

Велико воспитательное воздействие произведений Бианки: они учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства, нужные людям. В сказках Бианки мы почти не чувствуем присутствия автора. В них животные рассуждают и действуют как люди, ведь иначе сказка не была бы сказкой. Учась у народной сказки, писатель в отдельных случаях создает как бы новые ее варианты. Таковы, например, его «Теремок» или «Колобок».

Почти все сказки Бианки научны, ведь они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его ученый-материалист.

В сказках Бианки читатель узнает много новых слов, точных и образных. «А я от тебя в отнорочек и был таков»,- говорит мышонок лису. «Надо мне направо повернуть – я хвост влево поворачиваю,- говорит Рыба,- надо налево, я вправо хвост кладу» («Хвосты»). Клевер у Бианки – кормовистый, паук – «брюхом по земле чиркает», комарище – «жигать (кусать) мастерище».

В несомненной связи с народной традицией находится и прозрачная мораль сказок Бианки. Например, праздное любопытство героев всегда наказывается. В искусно построенной сказке «Хвосты» Муха докучает и Человеку, и зверям, и птицам, выпрашивая себе самый лучший хвост. В заключение Корова прихлопывает Муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы. Хвастливый и назойливый Комар («Росянка – комариная смерть») погибает, пойманный растением-хищником: «и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью».

Все сказки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. В сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту. Все птицы и насекомые обманывают глупыша и легко прячутся от него. Приключения неудачливого охотника знакомят читателя с действительно существующей в природе способностью живых существ сливаться с окружающей средой, принимать окраски и формы других животных и растений. Писатель рисует красочные и характерные портреты. Выпь в камышах: «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена». Удод: «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Птица-вертишейка: «в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит».

Образ щенка из другой сказки забавен, он близок детскому восприятию, вызывает улыбку и сочувствие читателя. Вообще, все маленькое, хрупкое в животном и растительном мире, ведущее нешуточную борьбу за жизнь, пользуется симпатией автора. Это тоже роднит его сказки с народными. Спешит домой заблудившийся муравьишка, его забота оправдана, и муравьишке все помогают: и жужелица, и паук, и клоп-водомер, и гусеница-землемер.

Попутно автор знакомит читателя со способами передвижения у различных насекомых. Вот, например, портрет взлетающего жука: «Крылья у жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних».

Виталий Валентинович написал более трех десятков сказок. Любовь к этому литературному жанру он пронес через всю жизнь: сказкой начат литературный путь писателя, к сказке возвращался он в разные периоды творчества.

Кроме сказок В. Бианки написал много рассказов. В них меньше выдумки и игры, конкретнее и глубже становятся сами образы животных: все, что происходит в рассказах, может случиться в действительности, нужно только уметь наблюдать.

Для самых маленьких читателей Виталий Валентинович написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-либо любопытном приключении: «Перышко», «Музыкальная канарейка» и др.

Иногда несколько рассказов соединялись в цепочку, и возникали циклы. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется самостоятельный юный герой. Приключения другого юного героя («По следам») едва не оканчиваются трагически: сын лесника Егорка проводит ночь на дереве, спасаясь от волчьей стаи. Вместе с отцом мальчика читатель идет по его следам и по ним, как по книге, читает, где Егорка кого-то спугнул, кого-то подстрелил. Драматизм сюжета помогает сильнее запечатлеть в памяти черты лесной жизни.

Когда первоначальный период познания окружающей природы пройден, ребенок введен в разнообразный, доступный пониманию и даже наблюдению круг явлений. Он заинтересовался живой природой и, подрастая, сам становится юным натуралистом, охотником, следопытом. Тогда В. Бианки предлагает читателю другие произведения.

Рассказы для старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой и тоже образуют циклы, например «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине».

Наряду с героями-детьми в произведениях В. Бианки активную роль играют взрослые (автор прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, учитель). Действие происходит то «на ласковом озере Сарыкуль», то на Кубани, то в Западной Сибири, то на востоке, в Хакассии.

В произведениях В. Бианки для детей среднего и старшего возраста постепенно расширяется круг тем. Тема охоты становится центральной для целого ряда книг писателя. Лучшие из рассказов и повестей В. Бианки посвящены именно охоте. Увлекательные, в большинстве своем остросюжетные произведения, знакомят юного читателя с промысловыми зверями и птицами, разнообразием способов охоты, условиями труда и быта охотников прежде и теперь, учат оберегать природу от расхищения и уничтожения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: